Результаты проверки и анализа формирования, использования и управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния

19.1. В соответствии со статьями 9611 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфин России в 2016 году осуществлял полномочия по нормативному и методическому обеспечению управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управлению этими средствами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

19.1.1.Движение средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) в отчетном периоде, по результатам проверки и анализа отчетов о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, об управлении средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за 2016 год, включая результаты контрольного мероприятияпроверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год в Министерстве финансов Российской Федерации, представлено в следующей таблице.

(млрд. рублей)

  Остатки средств фондов на 1 января 2016 года Поступле-ние средств Исполь-зование средств Размеще-ние в финан-совые активы Курсовая разница Остатки средств фондов на 1 января 2017 г.
Всего
Средства Резервного фонда – всего, 3 640,6 0,0 2 136,9 - - 531,5 972,1
в том числе:            
в Банке России 3 640,6   2 136,9 - - 531,5 972,1
Средства ФНБ – всего, 5 227,2 0,0 6,8   - 861,3 4 359,2
в том числе:            
в Банке России 3 501,8 - 6,8 -3,2 - 697,8 2 794,0
на софинансирование пенсионных накоплений - - 6,8 - - -
во Внешэкономбанке 650,8 - - 3,2 - 76,5 577,6
в ценных бумагах российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов 412,4 - -   - 50,3 362,1
в ценных бумагах Украины 218,6 - - - - 36,7 182,0
в привилегированных акциях кредитных организаций 279,0 - - - - 279,0
на субординированный депозит в ПАО «Банк ВТБ» 100,0 - - - - 100,0
на субординированный депозит в «Газпромбанк» (АО) 38,4 - - - - 38,4
на депозит в ПАО «Банк ВТБ» 26,0 - - - - 26,0

19.2. Совокупный объем Резервного фонда, по результатам проверки и данным отчета, на 1 января 2017 года в рублевом эквиваленте составил 972 131,5 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2016 года (3 640 569,7 млн. рублей) уменьшился на 2 668 438,2 млн. рублей, или на 73,3 %. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда в Банке России на 1 января 2016 года составляли 22 706,8 млн. долларов США, 20 256,2 млн. евро и 3 438,3 млн. фунтов стерлингов, на 1 января 2017 года – 7 624,7 млн. долларов США, 6 706,4 млн. евро и 1 095,8 млн. фунтов стерлингов.

Совокупный объем Резервного фонда составил 1,1 % объема ВВП, по второй оценке Росстата (нормативная величина – 7 % ВВП).

На уменьшение объема Резервного фонда повлияло направление средств Резервного фондав соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ и приказом Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104 на финансирование дефицита федерального бюджета и приказом Минфина России от 30 ноября 2016 г. № 532 на покрытие дефицита федерального бюджета, а также отрицательная курсовая разница.

19.2.1. Федеральным законом № 359-ФЗ не предусмотрен прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Средства дополнительных нефтегазовых доходов, подлежащих зачислению в Резервный фонд в 2016 году, отсутствовали (форма 0507051 «Отчет о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета»).

19.2.2. Согласно положениям пункта 1 статьи 969 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшим в 2016 году, Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита)федерального бюджета, согласно пункту 7 указанной статьи объем использованиясредств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Пунктом 9 статьи 969 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшим в 2016 году, установлено, что федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета) и замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета с соответствующим уменьшением объема средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд.

Так, согласно приложению 27, утвержденному частью 1 статьи 17 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями), в источники финансирования дефицита федерального бюджета (3 034 377,4 млн. рублей) включены изменения остатков средств Резервного фонда в сумме 2 136 901,9 млн. рублей, или 58,7 % сложившегося объема Резервного фонда по состоянию на 1 января 2016 года (3 640 569,7 млн. рублей), а также изменение остатков средств Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) в сумме 6 765,9 млн. рублей.

Кроме того, частью 16 статьи 21 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) утверждена норма, согласно которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета) и источников финансирования дефицита федерального бюджета могут направляться средств Резервного фонда в размере до 705 000,0 млн. рублей, которая не была реализована. Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» отмечала, что полагает необходимым исключитьиз законопроекта положения об использовании средств Резервного фонда.

В 2016 году средства Резервного фонда не направлялись на замещение указанных доходов и источников федерального бюджета.

Часть средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ и на основании приказа Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104 «Об использовании средств Резервного фонда в 2016 году на финансирование дефицита федерального бюджета» (далее - приказ Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104) в апреле 2016 года (2 623,9 млн. долларов США , 2 304,4 млн. евро и 411,4 млн. фунтов стерлингов), в мае 2016 года (2 665,6 млн. долларов США, 2 339,1 млн. евро и 410,5 млн. фунтов стерлингов), в августе 2016 года (2 918,1 млн. долларов США, 2 462,3 млн. евро и 312,7 млн. фунтов стерлингов) была реализована за 1 170 000,0 млн. рублей(по 390 000,0 млн. рублей за месяц), а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета в целях финансирования его дефицита.

В рамках исполнения Федерального закона № 359-ФЗ и в соответствии с приказом Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104 «Об использовании средств Резервного фонда в 2016 году на финансирование дефицита федерального бюджета» было предусмотрено, что в случае снижения расчетной величины остатка средств в валюте Российской Федерации на едином счете федерального бюджета с учетом средств, размещенных Федеральным казначейством в рамках проведения операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и подлежащих возврату в текущий рабочий день, средств, подлежащих зачислению на единый счет федерального бюджета в валюте Российской Федерации и списанию с данного счета в текущий рабочий день по операциям Федерального казначейства по привлечению краткосрочной ликвидности, а также средств, предоставляемых Федеральным казначейством в текущий рабочий день в соответствии с условиями ранее заключенных договоров банковского депозита и договоров репо, до уровня ниже целевого ориентира – 500 млрд. рублей, Департаментом долгосрочного стратегического планирования (в соответствии с приказом Минфина России от 11 июля 2016 г. № 251 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 104» - Департаментом бюджетной политики и стратегического планирования) Минфина России принимается решение о необходимости продажи средств Резервного фондав иностранной валюте за валюту Российской Федерации на сумму, не превышающую 130 млрд. рублей, и уведомляется Департамент государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России о необходимости продажи средств Резервного фонда в иностранной валюте за валюту Российской Федерации.

В декабре 2016 года в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ и приказом Минфина России от 30 ноября 2016 г. № 532 «Об использовании средств Резервного фонда в валюте Российской Федерации на покрытие дефицита федерального бюджета в 2016 году» часть средств Резервного фонд в иностранной валюте со счетов в Банке России в суммах 6 874,5 млн. долларов США, 6 444,0 млн. евро и 1 207,9 млн. фунтов стерлингов была реализована за 966 901,9 млн. рублей, а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета в целях покрытия его дефицита.

На уменьшение объема Резервного фонда повлияло направление средств Резервного фондав апреле, мае и августена финансирование дефицита федерального бюджета в объеме 390 000,0 млн. рублей ежемесячнои в декабрев объеме 966 901,9 млн. рублей на покрытие дефицита федерального бюджета, а также отрицательная курсовая разница в объеме 531 536,4 млн. рублей.

Таким образом, фактическое использование средств Резервного фонда в 2016 году составило 2 136 901,9 млн. рублей (58,7 % совокупного объема Резервного фонда на начало 2016 года), что соответствует объему использования, утвержденному Федеральным законом № 359-ФЗ.

19.2.3. По информации Федерального казначейства, остаток средств в валюте Российской Федерации на едином счете федерального бюджета, рассчитываемый в соответствии с приказом Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104 ежедневно на начало рабочего дня, снижался ниже целевого ориентира (500 000,0 млн. рублей) в апреле - ноябре 2016 года в 66 случаях.

При этом решение о необходимости продажи средств Резервного фонда в иностранной валюте за валюту Российской Федерации с целью последующего перечисления на единый счет федерального бюджета принималось Департаментом долгосрочного стратегического планирования (Департаментом бюджетной политики и стратегического планирования) Минфина России только в девяти случаях на общую сумму
1 170,0 млрд. рублей.

По остальным 57 случаям (86 %) решение о необходимости продажи средств Резервного фонда в иностранной валюте за валюту Российской Федерации с целью последующего перечисления на единый счет федерального бюджета не принималось.

По информации Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России, формируемый и направляемый Федеральным казначейством в Минфин России расчет остатков средств являлся лишь одной из составляющих в процессе принятия решения о необходимости и объеме продажи средств Резервного фонда в иностранной валюте за валюту Российской Федерации. Принятие данного решения не в каждом случае снижения остатка ниже целевого ориентира Минфин России обуславливает следующими факторами:

высокой волатильностью остатка средств на едином счете федерального бюджета, связанной с неравномерностью поступлений и расходования средств, что не всегда означало необходимость привлечения финансирования;

изменениями внешнеэкономической конъюнктуры и ситуации в российской экономике, предполагавшими возможность улучшения динамики поступлений и остатков на едином счете федерального бюджета во втором полугодии 2016 года, что снижало необходимость задействования средств Резервного фонда.

При этом указанные факторы, также влияющие на принятие решения Минфина России об использовании средств Резервного фонда, не отражены в приказе Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104.

Таким образом, процедура принятия решений об использовании средств Резервного фонда, установленная приказом Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 104, являлась недостаточно прозрачной и не отражала сути реальной потребности в средствах Резервного фонда.

Кроме того, анализ операций по управлению остатками на едином счете федерального бюджета показал, что направление средств Резервного фонда в апреле, мае и августе 2016 года на финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось на фоне проведенияФедеральным казначейством операций по размещению средств федерального бюджета на депозитах и в ценные бумаги по сделкам репо.

Так, 6 апреля 2016 года Федеральное казначейство разместило средства федерального бюджета на банковские депозиты на сумму 50 млрд. рублей. При этом 6 апреля 2016 года Минфином России было поручено Федеральному казначейству провести операции по продаже иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в Банке России, в объеме, эквивалентном 130 млрд. рублей. Вырученные от продажи иностранной валюты средства были использованы 8 апреля 2016 года на финансирование дефицитафедерального бюджета.

Одновременно Федеральным казначейством 8 апреля 2016 года осуществлена покупка ценных бумаг по сделкам репов объеме 200 млрд. рублей.

Также использованиюсредств Резервного фонда 14 апреля 2016 года в сумме 130 млрд. рублей предшествовало размещение 13 апреля 2016 года средств федерального бюджета на банковские депозиты на сумму 200 млрд. рублей.

Вместе с тем нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах (постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1121 и приказ Федерального казначейства от 20 марта 2012 г. № 3н) и порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо (постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 777 и приказ Федерального казначейства от 9 января 2014 г. № 1н), предусмотрено, что параметры проводимых операций по размещению средств федерального бюджета на депозитах и в ценные бумаги по сделкам репо определяются на основании данных кассового планирования исполнения федерального бюджета, данных о состоянии единого счета федерального бюджета и конъюнктуре финансовых рынков и в соответствии с предложениями Банка России.

19.2.4. В 2016 году основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являлись Резервный фонд и государственные заимствования в форме государственных облигаций.

При этом в 2016 году средства Резервного фонда были использованы в объеме, установленном Федеральным законом № 359-ФЗ, в том числе в период с 5 по 14 декабря 2016 года – в объеме 966 901,9 млн. рублей.

Также необходимо отметить, что по итогам исполнения федерального бюджета дефицит составил 2 956 406,1 млн. рублей, что на 77 971,3 млн. рублей меньше показателя, утвержденного Федеральным законом № 359-ФЗ, а также получены дополнительные доходыпо итогам 2016 года в объеме 91 541,4 млн. рублей.

В соответствии с приказом Минфина России от 30 ноября 2016 г. № 532 «Об использовании средств Резервного фонда в валюте Российской Федерации на покрытие дефицита федерального бюджета в 2016 году» было установлено использование в декабре 2016 года средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета в объеме 966,9 млрд. рублей. В соответствии с графиком, являющимся приложением к указанному приказу, средства в валюте Российской Федерации, полученные от продажи иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, были зачислены на счет по учету средств Резервного фонда в валюте Российской Федерации 5 декабря – 130,0 млрд. рублей, 6 декабря – 130,0 млрд. рублей, 7 декабря – 130,0 млрд. рублей, 8 декабря – 130,0 млрд. рублей, 9 декабря – 130,0 млрд. рублей, 12 декабря – 130,0 млрд. рублей, 13 декабря – 130,0 млрд. рублей и 14 декабря – 56,9 млрд. рублей.

В указанные даты средства Резервного фонда в тех же объемах были перечислены на единый счет федерального бюджета.

При этом необходимо отметить, что реальная возможность пополнения Резервного фонда в 2016 году отсутствовала.

В этот же период одновременно с расходованием средств Резервного фонда в соответствии с вышеуказанным приказом Минфина России Федеральное казначейство в установленном порядке размещало средства федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях, а также направляло их на приобретение государственных ценных бумаг по договорам репо с кредитными организациями.

В связи с изложенным, полагаем необходимым Минфину России повысить эффективность и рациональность использования средств Резервного фонда, имея в виду, что пополнение Резервного фонда в 2016 году не осуществлялось.

19.2.5. В 2016 году доходы от управления средствами Резервного фонда на его формирование не направлялись и использовались на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» действие абзаца третьего пункта 3 статьи 969 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Резервный фонд формируется за счет доходов от управления его средствами) было приостановлено до 1 февраля 2020 года. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 262-ФЗ указанная статья утратила силу.

19.2.6. За пользование средствами Резервного фонда, размещенными в иностранной валюте на счетах Банка России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» (с изменениями) в доход федерального бюджета уплачивались проценты.

В 2016 году дата начала/окончания процентных периодов, по завершении которых Банк России уплачивает проценты по размещенным на счетах в иностранной валюте средствам Резервного фонда и ФНБ, была перенесена с 15 января на 15 декабря.

В связи с этим в 2016 году процентные периоды заканчивались дважды: 15 января и 15 декабря 2016 года.

Таким образом, в 2016 году Банком России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и договором банковского счета от 15 января 2008 г. № 42-7.1-19/3.3-5 на счет УФК по г. Москве № 40101810500000001901 был перечислен процентный доход от размещения средств Резервного фонда на валютных счетах в Банке России в объеме 26 401,5 млн. рублей(82 % оценки на 2016 год в сумме 32 207,5 млн. рублей), из них:

в январе 2016 года (за процентный период с 15 января 2015 года по 15 января 2016 года) в сумме 15 887,5 млн. рублей;

в декабре 2016 года (за процентный период с 15 января 2016 года по 15 декабря 2016 года) в сумме 10 514,0 млн. рублей.

Следует отметить, что фактическое поступление доходов ниже прогнозных показателей на 5 806,0 млн. рублей, или на 18 %, в основном обусловлено снижением котировок ценных бумаг США, стран зоны евро и Великобритании в сентябре – декабре 2016 года, а также укреплением курса рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов.

Доходность размещения средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России за 2016 год составила по счету в долларах США 0,84 % годовых, по счету в евро – 0,05 % годовых и по счету в фунтах стерлингов – 2,42 % годовых.

Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, выраженная в корзине разрешенных валют, составила за 2016 год 0,64 % годовых, увеличилась по сравнению с доходностью за 2015 год (0,41 % годовых) на 0,23 процентного пункта и с доходностью за 2013 год (0,08 % годовых) на 0,56 процентного пункта, уменьшившись по сравнению с доходностью за 2014 год (0,67 % годовых) на 0,03 процентного пункта.

Наблюдается тенденция снижения показателя доходности от размещения средств Резервного фонда в Банке России в корзине разрешенных иностранных валют с момента создания фонда (2008 год): 2013 год – 1,91 % годовых; 2014 год – 1,75 % годовых; 2015 год – 1,59 % годовых; 2016 год – 1,49 % годовых, которая обусловлена снижением котировок долговых обязательств иностранных государств (США, стран зоны евро и Великобритании).

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах Банка России с 1 января по 31 декабря 2016 года составила 17 472,7 млн. рублей, в том числе за период с 1 по 15 января 2016 года – 5 933,0 млн. рублей[93], за период с 15 января по 15 декабря 2016 года – 10 386,7 млн. рублей[94], за период с 15 декабря по 31 декабря 2016 года – 1 153,0 млн. рублей[95] (с 1 января по 31 декабря 2015 года сумма составила 24 737,9 млн. рублей, в том числе за период с 1 по 15 января 2015 года – 17 068,6 млн. рублей и за период с 15 января по 31 декабря 2015 года – 7 669,3 млн. рублей).

19.2.7. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте в Банке России за 2016 год составила
(-) 531 536,4 млн. рублей.

Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда за 2015 год составляла 915 742,6 млн. рублей.

19.3.Совокупный объем ФНБ в рублевом эквивалентепо состоянию на1 января2017 годасоставил 4 359 156,2 млн. рублейи по сравнению с 1 января 2016 года (5 227 183,5 млн. рублей)уменьшился на 868 027,3 млн. рублей,или на 16,6 %.

19.3.1.В 2016 году дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета на формирование ФНБ не направлялись в связи с тем, что накопленный объем средств Резервного фонда с учетом его использования в 2016 году на покрытие дефицита федерального бюджета не достиг нормативной величины (7 % ВВП).

Федеральными законами от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ, от 6 октября 2011 г.
№ 270-ФЗ и от 25 декабря 2012 г. № 268-ФЗ установлено, что до 1 февраля 2014 года, до 1 февраля 2015 года и до 1 января 2016 года доходы от управления средствами ФНБ (абзац третий пункта 3 статьи 9610 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей в 2016 году) направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 301-ФЗ (с изменениями) действие абзаца третьего пункта 3 статьи 9610 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Фонд национального благосостояния формируется за счет доходов от управления его средствами) приостановлено до 1 февраля 2020 года. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 262-ФЗ указанная статья утратила силу.

Таким образом, в 2016 году поступление в ФНБ нефтегазовых доходов и доходов от управления его средствами не предусматривалось и не осуществлялось.

19.3.2. Средства ФНБ в 2016 году в соответствии со статьей 9610 Бюджетного кодекса Российской Федерации использовались на осуществление софинансирования добровольных пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

На эти цели Федеральным законом № 359-ФЗ первоначально в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2016 год было предусмотрено изменение (уменьшение) остатков средств ФНБ на сумму 11 951,6 млн. рублей. Федеральным законом № 397-ФЗ было внесено изменение в приложение 27 «Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2016 год» к Федеральному закону № 359-ФЗ, в соответствии с которым остатки средств ФНБ уменьшены на 5 185,7 млн. рублей, или на 43,4 %. Таким образом, изменение остатков средств ФНБ в 2016 году было установлено в сумме 6 765,9 млн. рублей.

В целях обеспечения софинансирования пенсионных накоплений в соответствии с приказом Минфина России от 14 февраля 2008 г. № 25н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства при проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния» (с изменениями) в апреле 2016 года часть средств ФНБ в иностранной валюте на счетах в Банке России в сумме 102,8 млн. долларов США была реализована за 6 785,9 млн. рублей, а вырученные средства зачислены на счета по учету средств федерального бюджета.

В августе 2016 года 20,0 млн. рублей возвращеныв результате проведенного Пенсионным фондом пересчета сумм поступивших в 2015 году дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, подлежащих софинансированию.

19.3.3. Управление средствами ФНБ в 2016 году осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» (с изменениями) (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» расширен перечень разрешенных валют (австралийский доллар, канадский доллар, швейцарский франк и японская иена), а также перечень стран, в долговые обязательства правительств которых могут размещаться средства ФНБ (Австралия, Швейцария и Япония).

Однако указанные разрешенные иностранные валюты на конец 2016 года не были включены в состав нормативной валютной структуры средств ФНБ, который утвержден приказом Минфина России от 24 января 2008 г. № 24.

В 2016 году, как и в 2013 - 2015 годах, средства ФНБ в указанные виды валют не размещались, долговые обязательства правительств Австралии, Швейцарии и Японии не приобретались. При этом с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 989 курс швейцарского франка по отношению к доллару США вырос на 2,3 % по итогам 2013 года, в 2014 году курсы австралийского доллара, канадского доллара и швейцарского франка по отношению к доллару США снизились
(-7,8 %, -9,7 %) в меньшей степени, чем курс евро (-11,6 %).

Кроме того, по состоянию на 1 января 2017 года средства ФНБ размещены в долговые обязательства иностранных государствна основании отдельного решения Правительства Российской Федерации без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности (долговые обязательства Украины) – 3 000,0 млн. долларов США (в эквиваленте 181 970,7 млн. рублей); в ценные бумаги российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, – 112 630,0 млн. рублей и 4 113,3 млн. долларов США (в эквиваленте 362 132,4 млн. рублей); в привилегированные акции кредитных организаций – 278 992,0 млн. рублей, на субординированных депозитах в ПАО «Банк ВТБ» и «Газпромбанк» (АО) в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, – 138 433,9 млн. рублей, а также на депозите в ПАО «Банк ВТБ» – 26 000,0 млн. рублей.

С момента наступления срока платежа в счет погашения и обслуживания по принадлежащим России облигациям внешних государственных займов (декабрь 2015 года), приобретенным Минфином России за счет средств ФНБ в сумме 3 000,0 млн. долларов США, который не был осуществлен Украиной, вопрос задолженности не урегулирован сторонами.

Курсовая разница от переоценки средств ФНБ в иностранной валюте за 2016 год составила (-) 861 261,4 млн. рублей, в том числе:

на счетах по учету средств ФНБ в иностранной валюте в Банке России –
(-) 697 835,0 млн. рублей;

средств ФНБ, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке, –
(-) 76 460,2 млн. рублей;

средств ФНБ, размещенных в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности, – (-) 36 677,4 млн. рублей;

по номинированным в иностранной валюте ценным бумагам российских эмитентов, связанным с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, – (-) 50 288,8 млн. рублей.

19.3.4. Остатки средств на счетах ФНБ в иностранной валюте в Банке России на 1 января 2017 года составили 19 510,7 млн. долларов США, 20 759,2 млн. евро и 3 834,8 млн. фунтов стерлингов (на 1 января 2016 года – 19 666,3 млн. долларов США, 20 758,9 млн. евро и 3 834,8 млн. фунтов стерлингов). Остатки средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке на 1 января 2016 года, как и на 1 января 2015 года, составили 195 030,0 млн. рублей и 6 254,0 млн. долларов США.

Остатки средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке на 1 января 2017 года составили 198 234,3 млн. рублей и 6 254,0 млн. долларов США.

Пунктом 4 Перечня первоочередных мероприятий Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предусмотрено в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации предоставление Внешэкономбанку финансовых ресурсов за счет средств ФНБ в объеме до 300 млрд. рублей, направленное на увеличение объемов кредитования организаций реального сектора экономики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. № 439) установлено, что средства ФНБ в размере до 300 млрд. рублей могут размещаться на депозитах во Внешэкономбанке в целях финансирования проектов Внешэкономбанка, осуществляемых организациями реального сектора экономики. При этом условия финансирования (целевое назначение, сумма, срок и процентная ставка) каждого проекта определяются наблюдательным советом Внешэкономбанка.

В декабре 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 средства ФНБ были размещены на депозитах во Внешэкономбанке по ставке 6 % годовых с ежегодной уплатой процентов в целях финансирования следующих проектов Внешэкономбанка: «Приобретение и предоставление во владение и пользование (лизинг) вагонов Московского метро» – в сумме 3 200,0 млн. рублей со сроком возврата в декабре 2030 года и «Модернизация вагонов метро в г. Будапеште (Венгрия)» – в сумме 4,4 млн. рублей со сроком возврата в декабре 2019 года.

Таким образом, реализация указанного антикризисного решения Правительством Российской Федерации началась спустя 1,5 года, что снизило его эффективность.

19.3.5.За пользование средствами ФНБ уплачивались проценты. В 2016 году дата начала/окончания процентных периодов, по завершении которых Банк России уплачивает проценты по размещенным на счетах в иностранной валюте средствам Резервного фонда и ФНБ, была перенесена с 15 января на 15 декабря. В связи с этим в 2016 году процентные периоды заканчивались дважды: 15 января и 15 декабря 2016 года.

Сумма процентного дохода от размещения средств ФНБ на валютных счетах в Банке России составила 21 950,5 млн. рублей.Указанная сумма была перечислена Банком России на счет УФК по г. Москве № 40101810500000001901 на основании договора банковского счета от 15 января 2008 г. № 42-7.1-19/3.3-6 и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации зачислена в федеральный бюджет в объеме 21 950,5 млн. рублей, или 70,7 % прогнозного показателя (31 055,2 млн. рублей), в том числе:

в январе 2016 года (за процентный период с 15 января 2015 года по 15 января 2016 года) в сумме 13 191,6 млн. рублей;

в декабре 2016 года (за процентный период с 15 января 2016 года по 15 декабря 2016 года) в сумме 8 758,8 млн. рублей.

Отклонение от прогнозного показателя обусловлено снижением котировок ценных бумаг США, стран зоны евро и Великобритании в сентябре – декабре 2016 года, а также укреплением курса рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов.

Доходность размещения средств ФНБ в иностранной валюте на счетах в Банке России за 2016 год составила по счету в долларах США 0,84 % годовых, по счету в евро – 0,05 % годовых и по счету в фунтах стерлингов – 2,42 % годовых.

Совокупная доходность размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, выраженная в корзине разрешенных валют, составила за 2016 год 0,64 % годовых, увеличилась по сравнению с доходностью за 2015 год (0,41 % годовых) на 0,23 процентного пункта и с доходностью за 2013 год (0,08 % годовых) на 0,56 процентного пункта, уменьшившись по сравнению с доходностью за 2014 год (0,67 % годовых) на 0,03 процентного пункта.

Наблюдается тенденция снижения показателя доходности от размещения средств ФНБ на счетах в Банке России в корзине разрешенных иностранных валют с момента создания фонда (2008 год): 2013 год – 1,90 % по ФНБ; 2014 год –1,74 % годовых; 2015 год –1,58 % годовых; 2016 год – 1,48 % годовых соответственно.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ в иностранной валюте на счетах в Банке России с 1 января по 31 декабря 2016 года составила 17 538,3 млн. рублей, в том числе за период с 1 по 15 января 2016 года – 5 695,6 млн. рублей[96], за период с 15 января по 15 декабря 2016 года – 8 620,2 млн. рублей[97] и за период с 15 декабря по 31 декабря 2016 года – 3 222,5 млн. рублей[98] (с 1 января по 31 декабря 2015 года – 16 258,2 млн. рублей, в том числе за период с 1 по 15 января 2015 года – 10 936,5 млн. рублей и за период с 15 января по 31 декабря 2015 года – 5 321,7 млн. рублей).

Доходность размещения средств ФНБ в отдельные разрешенные финансовые активы составила за 2016 год: в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации: номинированные в рублях (облигации/привилегированные акции) – 13,17 % годовых/0,38 % годовых, в долларах США – 3,08 % годовых; на депозиты в кредитных организациях в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, – 11,38 % годовых; в привилегированные акции кредитных организаций – 0,89 % годовых.

Сумма дохода от размещения средств ФНБ на депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внеш

Наши рекомендации