Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на 2010-2013 гг.

  2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Резервный фонд
1. Объем на конец года 343,7 47,1 47,1 47,1
  В том числе размещено в финансовые активы 47,1 47,1 47,1 47,1
Фонд национального благосостояния
1. Объем на конец года 2 696,1 2 603,7 2 684,9 2 643,3
  В том числе размещено в финансовые активы 518,7 217,0 217,0 217,0

Таким образом, наряду с использованием средств Резервного фонда, которые к концу 2011 года вероятно будут исчерпаны, и средств Фонда национального благосостояния предусматривается привлечь заимствования в размере5,5 % среднегодового уровня ВВП, как внутренние, так и внешние.

Заимствования на внутреннем и внешнем рынках содержат существенные риски неразмещения государственных ценных бумаг в полном объеме, удорожания заимствований в связи с увеличением процентных ставок по размещаемым бумагам, ускоренного использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, влекут значительный рост расходов государства на обслуживание государственного долга.

Диаграмма 10.3 Динамика государственного долга Российской Федерации (% к ВВП)

Правительством РФ проводится политика существенного сокращения внешнего долга, продолжается политика замещения внешнего долга внутренним. Если в начале 2004 г. внутренний долг составлял 19,4% от внешнего государственного долга, то в конце 2008 г. его величина возросла до 90%..

Вопросы для повторения и задания:

1.Назовите основные группы государственных расходов в развитых странах.

2. Какова динамика государственных расходов в странах развитой рыночной экономики в долгосрочном периоде?

3. Какова структура государственных расходов в развитых странах? Какие расходы занимают наибольшую долю?

4.Чем отличается бюджетная политика России на 2006-2008 гг. от предшествующих периодов?

5.Охарактеризуйте цели и задачи национальных проектов 2006-2008 гг.

6.Что такое государственный долг? Как он образуется?

7.Что интересного вы узнали из зарубежного опыта использования стабилизационных фондов для адаптации к практике России?

ГЛАВА 11. Теория налогообложения. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.Введение в налогообложение

2 Экономическое содержание налога. Типы налоговых систем

3.Налоговая система и налоговая реформа в России

4. Доходы бюджетной системы Российской Федерации

Введение в налогообложение

Налоги существуют давно, во времена феодальной зависимости они принимали натуральную форму, в настоящее время денежную. Право установления налогов принадлежит государству.

Создание справедливой и понятной налоговой системы - не простая задача, для этого необходимо определить некоторые общие принципы и критерии, по которым можно было бы оценить альтернативный варианты.

В настоящее время принято выделять пять свойств оптимальной налоговой системы: экономическую эффективность, административную простоту, гибкость, политическую ответственность, справедливость.

Экономическая эффективность предполагает, что налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов, поскольку при современном уровне налоговых ставок налоговые соображения чаще всего являются основными при выборе способа хозяйствования, сбережений, потребления, инвестиций, вида сделок.

Административная простота означает, что издержки, связанные с функционированием налоговой системы, должны быть минимальными. Имеются прямые и косвенные издержки: первые – непосредственные издержки содержания налогового управления, вторые – затраты времени и средств, необходимые для правильного ведения учета налогоплательщиком. Существует несколько факторов, определяющих уровень административных издержек: виды и типы документов, необходимых для налогового учета; наличие льгот и условия их применения; дифференциация ставок налога в зависимости от уровня или категорий дохода, которые порождают возможность уклонения от уплаты налогов.

Гибкость налоговой системы – это ее способность быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия. Существуют две возможности корректировки налоговой системы: обсуждение, введение новых законов и автоматические корректировки. Последние предполагает, что при изменении ситуации налоговая система сама будет создавать необходимые стимулы для экономики. Это возможно, например, при использовании прогрессивного налогообложения. Предпочтительнее иметь встроенные стабилизаторы в налоговой системе, так как изменения, вносимые политическими решениями, чаще всего запаздывают из-за возникновения политических споров или не могут быть введены с нужной скоростью из-за бюрократических проволочек. Такие несвоевременные решения могут оказать сильное негативное воздействие на экономику государства.

Основной и самый сложный вопрос при формировании налоговых систем – это справедливость. В настоящее время рассматривают два основных момента справедливости – горизонтальное и вертикальное равенство. Горизонтальное равенство означает, что люди, одинаковые во всех отношениях, облагаются налогом одинаково. Вертикальное равенство означает то, что некоторые люди по своему положению должны платить более высокие налоги.

Неоднозначным является ответ на вопрос, что считать правильной основой для налогообложения. Одни утверждают, что налоги должны соответствовать получаемым выгодам, другие полагают, что они должны отвечать способности индивидуума платить. Очевидно, что налоги должны быть связаны с определенной степенью благополучия. Одни утверждают, что справедливо облагать людей налогами в соответствии с тем, что они изымают из системы потребляя, а не с тем, что они вкладывают, получая доход. Проблема состоит в том, что адекватно измерить платежеспособность, экономическое благополучие или полученные выгоды практически невозможно. Таким образом, наиболее простыми основами для расчета налога остаются доход и потребление.

Существует и другой подход к созданию налоговой системы, основанный на решении задачи экономики благосостояния. При этом рассматривается ряд налоговых структур эффективных по Парето, из которых осуществляется выбор. Налоговые структуры, эффективные по Парето, - это такие, которые максимизируют благосостояние одного индивидуума (группы лиц), подчинены получению государственных поступлений в бюджет и соответствуют достижению заранее оговоренного уровня полезности для других. Никто не может улучшить своего положения не ухудшая при этом положение другого.

Предположим, что экономика функционирует с полной эффективностью, т.е. постоянно находится в состоянии максимального использования всех производственных возможностей, производит необходимое количество общественных благ. Даже если рыночная система настолько совершенна, то у нее все равно могут быть изъяны в результатах.

Наши рекомендации