Анализ инвестирования временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании показал следующее.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты показывают, что значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям и государственной компании в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым государственные корпорации (государственная компания) получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

Общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 января 2016 года составил порядка 130 млрд. рублей, на 1 января 2017 года – порядка 140 млрд. рублей. При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств за 2015 год составили около 10 млрд. рублей, за 2016 год – около 7,6 млрд. рублей.

Так, Федеральным законом № 359-ФЗ (с учетом изменений) и сводной бюджетной росписью с учетом изменений были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 23,7 млрд. рублейна осуществление имущественного взноса в ГК «Фонд ЖКХ» для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Кассовое исполнение составило 100 % показателя сводной бюджетной росписи. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. № 530-р на договор о предоставлении данного имущественного взноса не распространяются положения части 2 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ, которыми установлены требования по казначейскому сопровождению. При этом по состоянию на 1 января 2017 года на депозитах в российских кредитных организациях размещены временно свободные средства ГК «Фонд ЖКХ» в сумме 17,5 млрд. рублей, что составляет 73,8 % бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление имущественного взноса в ГК «Фонд ЖКХ» на 2016 год. Доход от инвестирования временно свободных средств за 2016 год составил около 2,4 млрд. рублей.

Сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2017 года предусмотрено предоставление имущественного взноса ГК «Внешэкономбанк» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, в объеме 176,0 млн. рублей. В соответствии с приказом Минпромторга России от 21 декабря 2016 г. № 4635 по результатам работы Комиссии по вопросам предоставления субсидии в виде имущественного взноса в ГК «Внешэкономбанк» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, из федерального бюджета предоставлена указанная субсидия в размере 81,4 млн. рублей (46,2 % показателя сводной бюджетной росписи). Следует отметить, что в соответствии с соглашениями между Минпромторгом России и ГК «Внешэкономбанк» о предоставлении из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса на указанные цели в 2012 – 2016 годах выделено суммарно 9 056,9 млн. рублей. По данным ГК «Внешэкономбанк», по состоянию на 1 января 2017 года остаток субсидии составляет 7 658,0 млн. рублей (84,6 % выделенного объема), из них зарезервировано под конкретные экспортные проекты – 6 195,3 млн. рублей (80,9 %), свободный остаток – 1 462,7 млн. рублей (19,1 %). За IV квартал 2016 года остаток субсидии уменьшился только на 163,8 млн. рублей (на 1 октября 2016 года – 7 821,8 млн. рублей).

Следует отметить, что Минпромторгом России 19 апреля 2017 года была утверждена разрешенная к использованию потребность в целевых средствах в размере 2 959,8 млн. рублей(38,6 % остатка субсидии на 1 января 2017 года) исходя из решения Минфина России о согласовании использования средств субсидии по заключенным до 1 января 2017 года кредитным договорам в рамках соглашений 2012 – 2015 годов. Остаток в сумме 4 698,2 млн. рублей, согласованный с Минпромторгом России, перечислен со счетов ГК «Внешэкономбанк» в Управлении Федерального казначейства по городу Москве в доход федерального бюджета.

В целях исключения нахождения на счетах ГК «Внешэкономбанк» значительных объемов средств в течение длительного периода времени необходимо дальнейшее совершенствование механизма планирования субсидий, предоставляемых в виде имущественных взносов ГК «Внешэкономбанк».

Таким образом, итоги 2016 года свидетельствуют об отсутствии сдвигов в повышении качества планирования и эффективности использования бюджетных ассигнований на взносы в уставные капиталы АО и имущественные взносы государственным корпорациям (государственной компании). Так, в ряде случаев взносы в уставные капиталы указанных организаций перечислялись на счета АО в конце года и либо не были использованы, либо перечислены в виде авансов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. По ряду госкомпаний планируемые объемы субсидий превышают реальную потребность организаций, поскольку значительные объемы средств используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях.




Наши рекомендации