Субъекты финансового контроля. Компетенция государственных органов в области финансового контроля.
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ | ||
Органы общей компетенции | Органы специальной компетенции | |
Парламент: · предварительный бюджетный контроль при рассмотрении проекта республиканского бюджета; · последующий бюджетный контроль при рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета. |
| |
Президент: · предварительный бюджетный контроль при рассмотрении проекта республиканского бюджета; · последующий бюджетный контроль при рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета; · рассмотрение и утверждение (в определенных законодательством случаях) проектов законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и отчетов об их исполнении; · текущий контроль за соблюдением бюджетного законодательства; Президентом Республики БеларусьобразуетсяКомитет государственного контроля. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом (статья 130 Конституции Республики Беларусь). Президентом также утверждается структура и штатная численность Комитета государственного контроля. | Национальный банк:
| |
Правительствоосуществляет контроль за исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями финансового законодательных актов. Как орган валютного контроля Совет Министров Республики Беларусь определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля. | Министерство по налогам и сборам (инспекции МНС): · контроль за соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; · контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды; · контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; · контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере; · контроль за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности и др. | |
Местные исполнительные и распорядительные органы: · контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из местных бюджетов, по всем направлениям и видам расходов; · контроль за целевым использованием средств, выделяемых из местных бюджетов в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства; · контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях. | Министерство финансов (территориальные органы Министерства финансов): · контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций; · надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда; · контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций; · контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность; · контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения лотерей и электронных интерактивных игр; · контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов; · контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж. |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» системно закрепляет права и обязанности государственных органов, уполномоченных осуществлять финансовый контроль.
Контролирующие (специальной компетенции) органы и проверяющие вправе:
· при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки в установленном порядке свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
· при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
· в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
· истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом, а при необходимости – проводить встречные проверки;
· истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
· привлекать экспертов, специалистов;
· получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта;
· вызывать в контролирующий орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера;
· при проведении проверки использовать технические средства;
· на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов;
· изымать у проверяемого субъекта в установленном порядке подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки либо требовать представления выписок из них или копий;
· проводить в установленном порядке контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
· изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
· требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
· в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта;
· проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
И иные права
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:
· проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
· предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
· внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок;
· проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
· требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
· соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
· при проведении проверки соблюдать служебную этику;
· ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
· заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
· требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
· соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
· принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
· принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
· передавать в установленном порядке материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
· вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
· осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.