Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства

В зависимости от полномочий по привлечению к ответственности за нарушение финансового законодательства государственные органы подразделяются на контролирующие и правоохра-нительные. К первой группе в области финансового контроля относятся Счетная палата РФ,
ЦБ РФ, Минфин РФ, ФК РФ, МНС РФ. Во вторую группу входят ФСНП РФ, ГТК РФ, МВД РФ.

Счетная палата РФ. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответствен­ности должностных лиц, виновных в нарушении законодательст­ва Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Рос­сийской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рас­смотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в тече­ние 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций предписания, обязательные для исполнения, в случаях выявления нарушений в фи­нансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и органи-зации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения. Те же меры применяются в случаях умышленного или систе­матического несоблю-дения порядка и сроков рассмотрения пред­ставлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем ис­полнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по со­гласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчет­ных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть об­жаловано в судебном порядке.

За нарушение банковского законодательства Банк России может применить следующие меры: взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушаю­щих установленные экономические нормативы; отозвать ли­цензию на совершение банковских опера-ций; потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации; изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

Банк России полномочен взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования при нарушении нормативов обязательных резервов.

Министерство фи­нансов РФдля выполнения своих задач и функций имеет необходимые права, в том числе по применению мер принудительного воздействия в случа­ях нарушений установленного порядка (ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в ус­тановленном порядке с предприятий, учреждений и орга­низаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами (при нарушении законодательства).

Федеральное казначейство РФ имеет право применять следующие финансовые санкции:

– приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и феде­ральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным ли­цам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с ис­пользованием этих средств;

– изымать у предприятий, учреждений и организаций доку­менты, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюд-жетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами;

– выдавать обязательные для исполнения предписания о взы­скании с предприятий в бесспор-ном порядке средств, выделен­ных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направ­ленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по це­левому назначению, с наложением на предприятие штрафа в раз­мере ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

– налагать на кредитные организации штраф при несвое­временном исполнении ими платеж-ных документов на перечис­ление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в го­сударственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующих кредитных организациях в размере действую­щей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вно­сить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.

Суммы санкций зачисляются в доход бюджета Российской Федерации или в государственные внебюджетные фонды. Взы­скание сумм санкций производится налоговыми органами в 3-дневный срок. Кроме того, в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе Российской Федерации», органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустив­шим нецелевое использование средств федерального бюджета.

Штрафные санкции применяются также к финансируемым из федерального бюджета хозрасчетным предпри­ятиям и организациям, а также учреждениям, допустившим нецелевое использова­ние бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат за­числению в доход федерального бюджета.

При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств орган Федерального казначейства засчитывает эти средст­ва в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ведомств Российской Федерации.

При нецелевом использовании средств федерального бюджета хозрасчетными предприятиями и организациями эти средства следует восстановить в федеральный бюджет или зачесть в счет последующего финансирования с уведомлением соответствую­щего департамента Министерства финансов РФ и соответствую­щих отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации об изменении финансирования.

Руководители предприятий, организаций и учреждений, до­пустившие нецелевое использо-вание средств федерального бюд­жета, могут быть привлечены к материальной ответственности в гражданско-правовом и административном порядке.

МНС РФ может привлекать нарушителей к налоговой ответственности. Для налогоплатель-щиков, нарушивших установленные законом требования о постановке на учет в налоговом органе, представлении сведений об открытии и закрытии счета в банке, представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа. Штраф также предусмотрен за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплату или неполную уплату сумм налога.

К налоговой ответственности налоговыми органами могут также привлекаться налоговые агенты за: невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений; непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоста-вить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрено взыскание штрафа.

Ответственность, которую несут свидетели в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерного отказа свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний, налагается в виде штрафа.

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей.

Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборамналагает штрафы на организации и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

За совершение различных нарушений банком обязанностей, предусмотренных законода-тельством о налогах и сборах, предусмотрена ответственность. Так, нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику и неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет взыскание штрафа. А нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора и неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени влечет взыскание пени.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа и непредставление налоговым органам сведений о финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка – влечет взыскание штрафа.

ФСНП РФзаконодательством предоставлены право: приостановления операций налогопла-тельщиков по сче­там в банках и других кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случае непредставления документов, связан­ных с исчислением и уплатой налогов; пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости – восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контроли-ровать выполнение этих требований; наложения административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязательств по уп­лате налогов и другие права.

ГТК РФ в соответствии с Таможенным Кодексом РФ за совершение нарушений таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф (за действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных пла-тежей или их занижение, нарушение сроков уплаты таможенных платежей, неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов Российской Федерации);

3) отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом Рос-сийской Федерации на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федера-ции с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

5) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

6) конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Помимо перечисленного, МВД РФкак правоохранительный орган обладает специальными полномочиями по взаимодействию с контролирующими органами с целью реализации матери-алов, содержащих признаки нарушений, а также принимает меры по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых в ходе осуществления финансовой деятельности различными субъектами. При получении материалов по результатам проведенных ревизий (проверок) обязан в установленные сроки рассматривать их и при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные ст. 145 УПК РФ, а также информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах. Переданные в правоохранительные органы материалы ревизий (проверок), проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, не содержащие основания для принятия мер, должны быть возвращены (переданы) в контрольно-ревизионный орган в 10-дневный срок после соответствующего решения по результатам их рассмотрения.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, входящих в структуру органов внутренних дел РФ, проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095
«О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»
(в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872)

В целях обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

2. Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законода-тельством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2000 № 1358).

3. Определить в качестве главных приоритетов государственного финансового контроля на 1996 год:

– контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и иные федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;

– контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

4. Признать необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступ-лений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

5. Утратил силу. – Указ Президента РФ от 18.07.2001 № 872.

Президент

Российской Федерации

Б. Ельцин

Наши рекомендации