Исследование товарных рынков
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора.
Выделяют: вторичные и первичные данные.
Вторичные данные– это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей (внутренняя отчетность предприятия, издания государственных учреждений, периодика и книги, коммерческая информация).
Первичные данные – это информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
На третьем этапе осуществляется сбор данных. Если вторичные источники информации легко доступны и не требуют специальных методов сбора, то для сбора первичных данных используются следующие методы:
· наблюдение – это один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
· эксперимент– представляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающих установление исследователями контроля за всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов.
· имитация – это метод сбора данных, обрабатываемых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования.
· опрос – метод сбора информации путем установления контактов с объектами исследования (по телефону, по почте, личное интервью).
На четвертом этапе из совокупности полученных данных извлекаются наиболее важные сведения и результаты. Исследователь сводит полученные данные в таблицы и обрабатывает их с использованием экономико-математических и экономико-статистических методов.
На пятом этапе исследователь готовит отчет о проведенной работе. Результаты исследований могут быть представлены в виде краткого общедоступного изложения материалов исследования либо полного научного отчета, в котором в систематической и наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
Товарный рынок – это сфера реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Рынок как система купли-продажи может нормально функционировать при наличии трех элементов:
· должен быть продавец;
· необходим покупатель;
· наличие предмета сделки.
Исследование рынка – это фундамент всей маркетинговой деятельности, без знания рынка и перспектив его развития невозможно разработать какой-либо стратегии и заниматься коммерческой деятельностью.
Главная цель исследовательской работы – это выбор из множества потенциальных рынков таких, которые могут быть наиболее значимыми для предприятий, т.е. где с наименьшими усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха.
Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения при определенных социальных и экономических условиях.
При изучении рынка следует придерживаться следующих требований:
· системный сбор, обработка и анализ информации о состоянии рынка;
· комплексный подход, т.е. всестороннее изучение элементов рынка в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
· дифференцированный подход, который позволяет учесть особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей.
Исследование рынка осуществляется в двух направлениях:
1. Оценка тех или иных рыночных элементов для данного момента времени.
2. Получение прогнозных значений.
Прежде всего, оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), затем определяется емкость рынка и проводится его сегментация.
Конъюнктура рынка – это все условия, при которых в данный момент времени протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары, а также уровнем и соотношением цен.
Изучение конъюнктуры товарного рынка основывается на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров, товарные запасы на складах предприятия, продажу товаров в оптовой и розничной сети.
Емкость рынка– это объем реализованного на нем товара в течение определенного времени (например, за месяц или год) или количество продукции, которое потребители приобрели за данный период на исследуемом рынке. Емкость рынка рассчитывается по следующей формуле:
Е = П – О + И – Э
где: П– национальное производство товаров на данном рынке;
О– остатки товаров на складах предприятий;
И– импорт товаров на данный рынок;
Э – экспорт товаров на данный рынок.
Зная емкость рынка и его изменения, производитель получает возможность оценить перспективу развития того или иного рынка для себя.
Кроме показателя емкости рынка в практике маркетинговых исследований более широко применяется понятие доля рынка, которая достоверно отражает работу предприятия и определяется по формуле:
d = (Vпр/Е) * 100%
где Vпр – объем продаж конкретного производителя на данном рынке.
Е – общая емкость рынка.