Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница


Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Предложение Равновесие Спрос

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Простое (Т-Д-ТI) Капиталистическое (Д-Т-ДI)
Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

 
  Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru НАТУРАЛЬНОЕ (АВТАРКИЧЕСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО

Производство Распределение-обмен Потребление

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Производство- потребление

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Семейное Единичное Общинное

 
  Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Рис. 7 – Схема «Исторические и логические связи натурального и рыночного хозяйств»

Изучая богатство капиталистического общества, Маркс делает вывод о том, что оно состоит из массы товаров. Товар представляет экономическую клеточку буржуазного общества. Как клеточка пронизывает все ткани живого организма, так товарные отношения пронизывают все ткани капиталистического хозяйства. Анализ товара служит исходным пунктом исследования капитализма в теории К. Маркса.

Товар предшествует другим экономическим категориям капитализма (деньгам, капиталу и др.) не только логически, то есть в ходе научного исследования, но и исторически, так как товарное производство существовало ещё до капитализма.

Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним был приложен труд человека. Например, ягоды, растущие в лесу, не являются товаром, но собранные и доставленные на рынок превращаются в товар.

Каждый товар обладает двумя свойствами:

1) потребительной стоимостью,

2) меновой стоимостью.

Различные вещи способны удовлетворять различные человеческие потребности. Например, хлеб, мясо, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потребность в пище. Костюмы, платья, пальто и т.п. удовлетворяют потребность в одежде; инструменты и машины – потребность в орудиях производства.

Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. «Товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь, которая благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности».[2]

Способы удовлетворения потребностей могут быть различными:

1) одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, например, продукты питания;

2) есть вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности косвенно, опосредованно, например, средства производства (картофель удовлетворяет потребность в пище непосредственно, но чтобы его вырастить, необходимы орудия труда. Они как раз и удовлетворяют потребность в картофеле косвенно);

3) существуют потребности, которые могут удовлетворяться не одной, а целым рядом потребительных стоимостей, например, потребность в топливе может удовлетворяться углем, нефтью, газом, торфом, дровами, горючими сланцами и т.п.;

4) многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей, например, древесина используется как химическое сырьё, как топливо, для производства мебели, как строительный материал и т.п.

Потребительные стоимости составляют вещественное богатство всякого общества. Продукты труда могут быть потребительными стоимостями, но не принимать форму товара:

- во-первых, когда они используются производителем для собственного потребления,

- во-вторых, когда они передаются другому лицу, но не в порядке купли-продажи, а, например, в форме натуральной феодальной ренты.

Потребительную стоимость имеют и полезные для человека вещи, которые не произведены человеческим трудом, например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т.п. В отличие от них потребительная стоимость товара является потребительной стоимостью для других, то есть общественной потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности тех людей, которые её покупают, то есть общества. Поэтому товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Причём товаром является только тот продукт, который обладает общественной потребительной стоимостью и поступает в потребление через куплю-продажу, а не путём безвозмездного отчуждения.

Потребительная стоимость товара обладает определёнными свойствами:

1) потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи. «Полезность вещи делает её потребительной стоимостью».[3] Так, продовольственные продукты имеют потребительную стоимость потому, что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма. Нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при сгорании выделяет большое количество тепловой энергии;

2) потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи. Например, тонна зерна, произведённого с помощью современной техники, воплощает в себе значительно меньшее количество труда, чем тонна зерна, произведённая с помощью сохи. Однако, потребительная стоимость зерна в первом случае ничуть не меньше, чем во втором;

3) потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху, то есть она не зависит от сущности общественного строя. Просто одна и та же потребность в зависимости от исторических условий может удовлетворяться с помощью различных вещей. Например, потребность в транспорте может удовлетворяться с помощью коляски, верхом на лошади, в кибитке, в карете, в телеге или с помощью железных дорог, пароходов, теплоходов, автомобилей, самолётов, трамваев, метро, мотоциклов, ракет;

4) в процессе исторического развития человечества изменяются способы удовлетворения потребностей, способы потребления потребительных стоимостей. Так, потребность в пище не всегда удовлетворялась с помощью тарелок, ножей и вилок.

5) потребительная стоимость вещей обнаруживается людьми лишь в результате исторического развития. Например, дерево давно употреблялось для постройки жилищ и изготовления домашней утвари. Но использование древесины для производства искусственного волокна возникло сравнительно недавно.

6) «потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении».[4]

Потребности людей многообразны, поэтому и потребительная стоимость может быть присуща не только товарам, идущим в лич­ное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное по­требление в виде средств производства-

Потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч. и природы), потребляемые человеком. Это значит, что потребительная стоимость — категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.

Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Невозможно, например, утверждать, что пара ботинок именно потому равна при обмене товара трём центнерам картофеля, что полезность того и другого товара одинакова. Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров (ибо бессмысленным был бы обмен таких вещей, потребительские свойства которых полностью совпадают), но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.

Наличие у вещи потребительной стоимости ещё не делает её товаром. Потребительная стоимость товара является носителем меновой стоимости. Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость.

Меновая стоимость – это способность товара в определённых количественных соотношениях обмениваться на другие товары.

Меновые соотношения товаров, на первый взгляд, представляются чем-то совершенно случайным. Они подвержены частым изменениям: сегодня на рынке 1 пара обуви обменивается на 100 кг хлеба, завтра же – на 95 кг или на 105 кг. И всё же меновые пропорции тяготеют к какому-то определённому уровню. В обмене просматривается определённая закономерность. Например, одна пара обуви обменивается то на 95 кг, то на 105 кг хлеба. Но в среднем меновые пропорции между этими товарами тяготеют к уровню: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба.

Что же лежит в основе равенства и соизмеримости товаров? Как потребительные стоимости товары не равны друг другу. Они качественно разнородны, несоизмеримы. Например, невозможно определить, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности холодильника.

Товары однородны и соизмеримы как меновые стоимости. Это выражается в совершенно определённых меновых пропорциях, например, 1000 очков = 1 холодильник.

Основой обмениваемости товаров является общественный труд, который затрачен на их производство. При всём многообразии их потребительных стоимостей товары качественно однородны как воплощение общественного труда. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, причиной их обмениваемости в определённых пропорциях является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара.

Стоимость товара – это общественный труд, воплощённый в товарах и обнаруживающийся посредством обмена.

Количество труда на изготовление товара измеряется рабочим временем. Необходимо отметить, что общественный труд отличен от индивидуального. Разные работники могут изготавливать одинаковые товары за неодинаковые промежутки времени. Тогда получается, что «...стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара». Поэтому стоимость определяется не индивидуальным, а общественным трудом, то есть общественно необходимым рабочим временем. «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».

Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга эквивалентно. Они являются равноценными. Стоимость – это не природное свойство вещи, а общественное отношение между производителями товаров, это скрытое вещной оболочкой общественное отношение.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Меновая же стоимость – внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Стоимость – это не просто затраты труда. Она представляет косвенное выражение общественного труда через приравнивание и обмен товаров. Стоимость в отличие от потребительной стоимости является исторической категорией товарного производства. Она существует в тех способах производства, где есть товарное производство, неразрывно связана с категорией товар и не существует вне товара. В условиях натурального хозяйства, когда производство осуществлялось с целью удовлетворения собственных потребностей производителя, стоимости не было, хотя общественный труд существовал.

В товаре оба его свойства образуют диалектическое единство.

Стоимость не может существовать без потребительной стоимости. Например, если человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создаёт стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как будет реализован как стоимость.

Однако потребительная стоимость и стоимость – это противоположные свойства товара, что отражено в схеме (рис. 8).

Итак, хотя потребительная стоимость и стоимость товара взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.

 
  Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия 3 страница - student2.ru

Рис. 8 - Схема «Свойства товара в теории К. Маркса»

Два свойства товара обусловлены двойственным характером заключённого в нём труда.

Анализируя характер труда, создающего товар, Маркс показал, что труд имеет две стороны, является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом.

Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определённой форме и качественно отличающийся от всех других видов труда. Виды этого конкретного труда, создающего различные потребительные стоимости, весьма разнообразны. Они различаются друг от друга:

· своей целью,

· характером трудовых операций,

· предметами труда,

· орудиями труда,

· конечными его результатами.

Так, труд пекаря, столяра, сапожника, портного и т.п. качественно различен. Они используют различные инструменты и материалы, совершают неодинаковые операции. Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости.

С другой стороны, независимо от конкретного вида труда все товаропроизводители расходуют при изготовлении товара мускуль­ную и нервную энергию, т.е. рабочую силу. Это то общее, что характеризует все виды человеческого труда.

Абстрактный труд – труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от её конкретной формы. Следовательно, если создателем потребительной стоимости является конкретный труд, то в качестве создателя стоимости выступает абстрактный труд, ибо однородность труда делает товары соизмеримыми между собой.

Конкретный и абстрактный труд - это две стороны одного и то­го же труда, воплощенного в товаре. Рассматривая эти две стороны труда, следует заметить, что кон­кретный труд выступает как частный труд товаропроизводителя. И насколько он нужен обществу, может проявиться только на рынке, в процессе обмена. Покупателю безразлично, кто и в каких услови­ях производил товар. При обмене он приравнивает свой товар к товару продавца по затратам своего труда. Если в результате вза­имных претензий обмен не совершается, то это говорит о том, что индивидуальные затраты одного из них превышают общественно необходимые и частный труд вступает в противоречие с общест­венным, конкретный труд с абстрактным, потребительная стои­мость со стоимостью.

Противоречие между частным и общественным трудом является одним из противоречий товарного производства, в том числе ры­ночного типа. Оно предопределяет возможность возникновения диспропорций в производстве различных товаров, что проявляется в их перепроизводстве и колебаниях рыночных цен. Попытки регулировать производственно-коммерческую деятельность на основе составления бизнес-планов, вмешательства государства в экономи­ку, лишь смягчают это противоречие, но не устраняют его.

Так как стоимость есть воплощенный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара измеряется количеством труда, или рабочего времени, необходимого для его производства. Однако следует заметить, что однородные товары производятся множест­вом производителей, работающих в различных условиях- Эго значит, что затраты по производству однородных товаров весьма раз­личны. Время, затраченное отдельным товаропроизводителем на производство товара, называется индивидуальным рабочим временем. А материальные и денежные затраты, связанные с про­изводством данного товара, называются индивидуальными затратами, или себестоимостью. На рынке товары не могут обмениваться по индивидуальным затратам, ибо ленивый, неуме­лый и плохо организующий производство всегда будет находиться в выигрыше, что абсурдно само но себе. Обмен осуществляется по стоимости, которая определяется не индивидуальными, а общест­венно необходимыми затратами труда, т.е. общественно необходи­мым временем, затраченным на производство товара.

Решающее влияние на формирование стоимости оказывают те производители, которые выпускают преобладающую часть данного товара.

В товарном производстве рыночного типа величина стоимости устанавливается стихийно, в процессе обмена на рынке. Только здесь устанавливаются меновые пропорции, соответствующие ко­личеству общественно необходимого рабочего времени,

На величину стоимости оказывают влияние следующие факто­ры:

· производительность труда,

· интенсивность труда,

· сложность труда.

Под производительностью труда понимается спо­собность живого труда производить в единицу времени определен­ное количество потребительных стоимостей. Она измеряется количеством продукции, производимой за единицу времени. С ростом производительности труда стоимость товара уменьшается, ибо на единицу продукции приходится меньшее количество рабочего вре­мени.

Производительность труда как экономическая категория отно­сится не к абстрактному, а к конкретному труду. Поэтому с разви­тием производительных сил общества растет и производительность. А это значит, что стоимость конкретного товара не является вели­чиной раз и навсегда застывшей. Она изменяется с изменением производительности труда.

Интенсивность труда, под которой понимается степень его напряженности, означает увеличение затрат труда в единицу рабочего времени. Поэтому с ростом интенсивности труда стои­мость товара повышается.

Что касается влияния на стоимость товара сложности труда, то трудовая теория стоимости конкретного ответа на этот вопрос не дает. По мнению К. Маркса, сравнительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или возведенный в степень простой труд. Поэтому меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большее количество товаров простого труда. Чем же определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к про­стому - ответа нет.

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два ли­ца - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель — купить товар подешевле. Рынок - это борьба интересов. В результате этой борьбы и прода­вец и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат обще­ственно необходимые затраты труда по их производству - стои­мость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости.

Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Дру­гими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.

Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность по­требительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими фак­торами и в первую очередь спросом и предложением. По этой при­чине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимо­стью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимо­сти. Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не наруша­ет самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незна­чительны, а, во-вторых, отклонения в сторону «плюс» уравновешива­ются отклонениями в сторону «минус».

В товарном производстве закон стоимости выполняет следую­щую роль (функции):

1) выступает в качестве регулятора товарного производства.

В том случае, если цена на товар выше стоимости, то произво­дитель получает выгоду и расширяет свое производство и, наобо­рот, при снижении цены на товар производитель получает убыток и сокращает производство. В масштабе общества происходит перелив средств производства и рабочей силы из одних отраслей в другие, чем достигается пропорциональность между ними.

2) способствует росту производительности труда.

В условиях товарного производства конечной целью каждого производителя является получение максимально возможной при­были. Чтобы это обеспечить при неизменной цене, в основе кото­рой лежат общественно необходимые затраты труда, необходимо снизить индивидуальные затраты. А это достигается за счет повы­шения производительности труда на основе внедрения новейшей техники и совершенствования производства. Таким образом, закон стоимости двигает вперед производительные силы общества.

3) приводит к дифференциации товаропроизводителей, возникновению капитализма.

Те товаропроизводители, которые не занимаются совершенство­ванием своего производства и не в состоянии обеспечить индивиду­альные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются. Те же из них, кто обеспечивает снижение издержек производства ниже общественно необходимых, получает прибыль и обогащается.

Категории «потребительная стоимость» и «меновая стоимость» введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К.Маркс, Дж. Милль и многие другие учёные – экономисты отмечали различия между этими категориями.

Как отмечалось выше, сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую основу – трудовые затраты, которые и определяют меновую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, ведущий начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера. Согласно этому подходу, не стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Этим свойством обладают все блага, поскольку могут удовлетворять определенные потребности людей.

В течение ХVIII и ХIХ вв. сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара. Анализ этих взглядов позволяет выделить связь категорий “стоимость” и “ценность”. Необходимо отметить, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определённых, исторически конкретных условиях.

Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность – без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

Австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения:

1) Полезность считается индивидуальной субъективной оценкой, которую дает покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

Ценность – это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств, в которых он находится (например, ценность стакана воды для человека, находящегося в пустыне, выше, чем для человека, сидящего у ручья). Значит ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

2) Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т.п.) – эти вещи не считаются полезными для себя, поскольку они в избытке;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам приписывается ценность.

3) Человек ранжирует свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ. При этом ценность каждого блага будет зависеть от важности от важности удовлетворения потребности и от степени ее насыщения.

Иллюстрацией этого служит пример К. Менгера с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке:

1-ый мешок необходим для удовлетворения самых насущных потребностей питания;

2-ой – для улучшения питания;

3-ий – для откорма домашних птиц;

4-ый – для изготовления пива;

5-ый – для забавы (кормления попугаев).

Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник фактически отказался бы от корма попугаев, то есть удовлетворения наименее настоятельной потребности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. Следовательно, полезность последней единицы каждого блага, то есть, единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность.

4) Ценность благ определяет предельная полезность – полезность предельного экземпляра, порции, удовлетворяющую наименьшую потребность в продукте. Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ, в таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от каждой новой единицы продукта. Предельная полезность зависит от запаса блага или продукта.

Поэтому становится возможным объяснить “парадокс Смита”: почему ценность воды для человеческого организма высока с точки зрения ее полезных свойств по сравнению с алмазами, а ее стоимость низка по сравнению со стоимостью алмазов. Теория предельной полезности различает общую полезность всего запаса благ и предельную полезность. Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полезности алмазов, но ценность этих экономических благ объясняется предельной полезностью, а она выше у алмазов.

С изменением количества потребляемого блага изменяется и его общая и предельная полезность:

1) общая полезность с увеличением количества потребляемого блага постепенно возрастает;

2) предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

На основе этого представители австрийской школы одними из первых установили связь между спросом и ценой, запасом и количеством и обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими был выведен закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы некоторого блага, который называется законом убывающей предельной полезности. Это закон утверждает: по мере роста количества потребляемого блага общая полезность от потребления возрастает, но все в меньшей пропорции, а предельная полезность от потребления дополнительной единицы некоторого блага будет сокращаться.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет сделать следующие выводы:

1) Эти теории нельзя считать универсальными.

2) Каждая из рассмотренных концепций является асимметричной, она рассматривает экономические процессы в своей сфере.

3) Обе концепции исследовали разные типы товарно-рыночного хозяйства:

- объективные законы товарного производства;

- законы экономической психологии, т.е. законы поведения людей на рынке и в сфере потребления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы черты натурального хозяйства?

2. Какие причины и условия способствовали возникновению и развитию товарного производства? Назовите характерные черты товарного производства. Что представляет собой современное рыночной хозяйство?

Наши рекомендации