Развития Республики Беларусь

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5.1. Политика социально-экономического развития Беларуси

5.2. Республика Беларусь на мировом рынке

5.3. Предпринимательство в Беларуси

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Социально-ориентированная рыночная экономика Еврорегион

Эффективность реформ Ведущие партнеры

Инвестиционный климат Структура экспорта

Экономические санкции Структура импорта

Товаропроводящие сети Внешнеторговое сальдо

Ответственное добрососедство Господдержка экспортеров

Интернационализация экономики Двухсторонние отношения

Политика социально-экономического

развития Республики Беларусь

В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Бывшие советские республики, входившие в состав СССР, стали самостоятельными государствами. Провозгласила свою государственную независимость и Республика Беларусь.

Став самостоятельным государством, Республика Беларусь начала проводить свою собственную политику в международных экономических отношениях и социально-экономическом развитии. Становление молодого государства на мировой экономической и политической арене происходило весьма непросто. Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь является продолжением ее внутренней социально-экономической политики.

Республика Беларусь приняла концепцию устойчивого социально-экономического развития и модель эффективного государства (см. раздел 1.1 главы 1). В рамках указанных концепций и модели страна провозгласила своей целью построениесоциально-ориентированной рыночной экономики.Суть ее заключается в следующем:

1 сочетание государственного и рыночного способов ведения хозяйства и

2 эффективной социальной защиты граждан.

Для достижения указанной цели сформулированы четыре задачи:

1. Сохранение системы государственной собственности на средства производства, прежде всего естественных монополистов;

2. Сохранение системы крупнотоварного сельского хозяйства и индустрии;

3. Проведение точечной, а не массовой приватизации, которая касается лишь неэффективных, нерентабельных производств;

4. Реализация государственных программ социальной поддержки.

Проводимая Республикой Беларусь социально-экономическая политика имеет свои преимущества, хотя и не лишена определенных недостатков.

К преимуществам белорусской социально-экономической модели можно отнести: недопущение массового присвоения госсобственности группой лиц; недопущение массового обнищания; постепенное психологическое привыкание к рыночным отношениям.

Недопущение массового присвоения государственной собственности группой лицособенно убедительно выглядят на фоне других стран – бывших социалистических республик СССР, где госсобственность превратилась в личную групп ловких дельцов. В Беларуси этого не произошло. Средние и крупные предприятия по-прежнему находятся в руках государства. Добыча природных ресурсов страны не перешла в частные руки.

К примеру, в России путем "ваучерной приватизации" и иными способами махинаций и воровства государственная собственность в массовых масштабах перешла в собственность отдельных лиц. Буквально за несколько лет возникло около пятидесяти миллиардных (в долларах) состояний. История цивилизации не знала такого прецедента: 200 семей присвоили 70% богатств огромной страны. В российской жизни появилось новое понятие – олигарх – баснословно богатый человек. Но богатство, полученное за немыслимо короткий срок, оставляет необратимое воздействие на психику своего обладателя. Поэтому произошло неизбежное: российские олигархи от управления экономикой перешли к амбициям на управление политикой. Причем с претензиями на роль кукловодов по отношению к политикам-куклам.

Недопущение массового обнищания граждантесно связано с первым преимуществом. Если львиная доля государственной собственности не перешла в частные руки, государство может себе позволить определенные программы по поддержке самых малоимущих слоев населения. Тем самым слой бедных удерживается от сползания в число нищих.

В Беларуси в числе форм социальной защиты используются различные приемы: государственный контроль за ценообразованием на основные продукты и предметы каждодневного спроса, регулирование увольнения "лишних" работников из государственных предприятий; эффективные социальные программы по отношению к инвалидам; обеспечивающая прожиточный минимум пенсионная система и другие. Все это вместе взятое и не допустило массового обнищания граждан.

Постепенное психологическое привыкание к рынкуявилось своего рода антиподом "шоковой терапии". Массовое сознание людей оказалось совершенно не готовым к новым рыночным отношениям. Поэтому стремительное внедрение рынка для большинства людей зрелого и пожилого возраста оказалось настоящим бедствием. Тем более, что это сопровождалось молниеносной девальвацией их вкладов в сберегательных банках. То, что копилось десятилетием, было потеряно в одночасье.

Государственные производственные предприятия получили возможность проводить акционирование. Причем преимущественное право приобретения акций имели работники предприятия. Им предлагалось самим стать хозяевами своего предприятия, "своей судьбы".

Однако после акционирования на предприятиях оставалось старое руководство, сохранялись прежние неэффективные механизмы организации производства, менеджмента, маркетинга. В результате многие акционеры общества быстро становилось нерентабельные, а затем и банкротам. После этого новоявленные акционеры начинали требовать спасения от государства.

В такой ситуации во второй половине 1990-х годов оказался ряд предприятий Беларуси. Например, Минский камвольный комбинат. Сначала здесь с полной прошло акционирование. Но через несколько лет комбинат оказался в неподъемных долгах. Рабочие перестали получать зарплату. В конце концов все закончилось социальным взрывом, но не забастовкой. Рабочие перекрыли одну из основных магистралей города с требованием, чтобы Мингорисполком и Правительство страны их спасало.

В числе недостатковбелорусской социально-ориентированной рыночной экономики можно назвать: медлительность и противоречивость реформ; недоверие к предпринимательству; непривлекательный инвестиционный климат.

Медлительность и противоречивость реформпривели к серьезному запаздыванию в переходе на новые экономические отношения, технологии и технику. Оборудование продолжает стремительно стареть, а обновление происходит недопустимо медленно. В результате, по официальным данным износ оборудования большинства предприятий превысил 80%.

Работа по старым технологиям и на изношенном оборудовании неизбежно привела к ряду негативных экономических последствий. Основные из них: некачественные и неконкурентоспособные товары; "затоваривание" (нереализация) продукции на складах; "замораживание" оборотных средств; взаимные неплатежи предприятий; переход к бартерным (товарным) схемам взаиморасчетов и другие.

При этом в Правительство продолжали поступать рапорты и статистические данные о неуклонном росте валового внутреннего продукта (ВВП), лукаво умалчивая о проблемах в его реализации. То есть проявились негативы Советского Союза: за благополучными показателями скрывалось неблагополучие экономики.

Ярким подтверждением сказанного стала ситуация на Минском часовом заводе "Луч". На протяжении нескольких лет завод показывал рост ВВП, постоянно наращивая выпуск часов. Но в 2006 году грянул скандал. Завод вынужден был сообщить о том, что на складах скопилась нереализованная продукция за 1,5 года производственной деятельности. Спрашивается: зачем же выпускали невостребованную продукцию? Почему не осваивали новые модели? Ответ: не разрешало министерство, требовало роста ВВП.

Недоверие к предпринимательству является следующим недостатком белорусской экономической политики. Быстрое обогащение первых отечественных предпринимателей создало в общественном мнении синдром "новых белорусов" (также как и "новых русских"). Недоверие со стороны обывателей распространилось и на чиновничьи, и даже правительственные сферы. Предпринимателей стали рассматривать как мошенников и жуликов.

Кстати, в первые годы развития предпринимательства для этого были серьезные основания. Хотя виноваты в этом не столько предприниматели, сколько созданная государством предпринимательская среда и обеспечивающая ее юридическая система. Грубые просчеты в организации и недоработки в законодательной базе, самоуправство и произвол чиновников провоцировали предпринимателей на махинации, взятки, сокрытие доходов и другие нарушения.

Результатом подобного развития предпринимательства в Беларуси стало его серьезное отстаивание от стран с рыночной экономикой. Та роль, которую играет сегодня в стране алое и среднее предпринимательство, абсолютно не соответствует не только экономическим требованиям, но и собственным планам Правительства Республики Беларусь.

Так, малое и среднее предпринимательство (МСП) развивающихся странах с рыночной экономикой достигает 70% ВВП. В Беларуси МСП производит лишь 7% ВВП, хотя в планах экономического развития страны на 2006 год фигурировала цифра 25% ВВП.

Отставание в развитии предпринимательства является не только экономической проблемой страны. Это серьезная социальная составляющая, которая могла бы высвободить творческий потенциал населения, решить проблему занятости, повысить благосостояние граждан.

В целом предпринимательство, особенно малое и среднее – это мощный рынок социально-экономического развития любой страны. Кстати, этот рычаг полностью соответствует политике социально ориентированной рыночной экономики. Однако в Беларуси его потенциал используется лишь на 10-15%.

Непривлекательный инвестиционный климатназван третьим недостатком белорусской социально-экономической модели. Он тесно связан с первым недостатком – использование старых технологий и изношенного оборудования.

Следует отметить, что после 2000 года в Беларуси создана юридическая база, которая в целом может рассматриваться как положительная с точки зрения инвестиционного климата. Однако наличие отдельных деталей и практических действий государственных органов не позволяют коренным образом изменить ситуацию с инвестициями в белорусской экономике, особенно зарубежными.

Так, на 4-м пленарном заседании Консультивного совета по иностранным инвестициям при Совмине Беларуси 30.03.2007г. в Минске премьер-министр Сидорский С.С. отмечал, что прямые зарубежные инвестиции в белорусскую экономику составляют лишь 2,6% от бюджета страны. Низкий уровень вложений сохраняется на протяжении ряда лет, несмотря на наличие ряда положительных аспектов для привлекательного инвестиционного климата: экономической стабильности; высокой квалификации трудовых ресурсов; выгодности географического положения.

Результатом влияния указанных недостатков белорусской политики социально ориентированной рыночной экономики стала эффективность реформ и двойственное положение в сфере деятельности государственного сектора. С одной стороны, государство на многих предприятиях на протяжении ряда лет показывает себя неэффективным хозяином. С другой стороны, государство не допускает перехода нерентабельных предприятий в частное владение с целью вывода их из кризиса. Получается замкнутый круг. Все это серьезно тормозит социально-экономические реформы в стране.

Например, еженедельник "Аргументы и факты" в сентябре 2006 года поместил на своих страницах статью с красноречивым названием "Государство на сене: Так ли хорош хозяин?" (автор А.Крючкова). В ней дается краткий анализ 15-летнего опыта приватизации предприятий в Беларуси. В статье отмечается, что "если в 1994 году приватизированных производств было 641, то в 2005 - 46". "С одной стороны… мы "не распродали страну", и у нас сохранилось 30% предприятий, которые формируют 80% доходов бюджета и 90% поступлений валюты. Но, с другой, более 30% предприятий, по официальным данным, убыточны, около 50% имеют кредитную задолженность. … Белорусская продукция стремительно теряет конкурентоспособность, потому что большая часть заводов выработала свой ресурс и нуждается в полной модернизации. Пока модернизация происходит за счет собственных средств, а чаще за счет льготных госкредитов и бюджетных субсидий. Но это не те деньги, которые могли бы помочь. А на иностранные инвестиции все еще рассчитывать не приходится, потому как Беларусь занимает одно из последних мест в странах ЦВЕ по благоприятному инвестиционному климату. И это прямой результат антиприватизации." [АиВ, 6-12 сентября 2006г., с.14].

Таким образом, достаточно противоречивая белорусская политика социально-ориентированной рыночной экономики и ее непоследовательная реализация создали двойственную ситуацию: недостатки являются продолжением достоинств. Внутриэкономические проблемы мешают стране стать полноценным игроком на международном рынке товаров и услуг.

Республика Беларусь

На мировом рынке

Сразу после обретения государственной самостоятельности Республика Беларусь стала активно выступать в качестве субъекта международных экономических отношений. Как государство, расположенное в центре Европы, Беларусь ориентировалась прежде всего на европейский рынок.

В 1992-1996 годах экономические отношения с европейскими странами и Евросоюзом в целом развивались по восходящей. На основании специального Соглашения о партнерстве и сотрудничестве СЕС (1995) Беларусь стала готовиться к вступлению в Евросоюз.

Однако осенью 1996 года ситуация резко изменилась: в экономику вмешались политические факторы. Связано это было с тем, что в Беларуси прошел референдум по изменению Конституции страны, который не был признан Евросоюзом. Проведение референдума было объявлено отходом от ключевых принципов Соглашения о партнерстве, белорусская власть нелегитимной, а экономика – нерыночной.

С 1997 года Евросоюз не только приостановил действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, но и ввел против Беларуси ряд экономических санкций: уменьшение квот на экспорт некоторых товаров, антидемпинговые меры, таможенные барьеры и другое. Были существенно ограничены объемы и виды технической помощи Беларуси по программам TASIS и TEMPUS.

Результатом этих действий Евросоюза стала определенная изоляция Беларуси на европейском рынке. Евросоюз стал рассматривать экономические отношения с Беларусью как инструмент политического давления на нее.

Такая ситуация заставила изменить конфигурацию экономических отношений Республики Беларусь со странами Центральной Западной Европы. Взаимодействие фактически перешло в сферу двухсторонних отношений Беларуси с отдельными странами – членами ЕС.

Наше государство связано внешнеэкономическими отношениями со всеми 27-ю странами ЕС, хотя и в разной степени. Совокупный внешний товарооборот с 1996 по 2006 год вырос почти втрое.

Кстати, за десятилетие (1997-2006гг.) общий международный товарооборот Беларуси увеличился более чем в 2 раза, главным образом за счет дальнего зарубежья. Что же касается стран СНГ, то увеличение объемов внешнеэкономической торговли произошло лишь в 1,6 раза [3, с.70-71].

Ведущими партнерами белорусского внешнеторгового оборота Республики Беларусь в Западной Европе являются Германия. Великобритания, Нидерланды, Италия и Франция. На их долю приходится 85% белорусско-западноевропейского товарооборота.

Особо следует отметить рост экспорта Республики Беларусь за десятилетие примерно вдвое. Причем опережающими темпами рос экспорт в страны дальнего зарубежья, охватив около половины вывозимых из Беларуси товаров.

Любопытна статистика экспортно-импортных операций Республики Беларусь со странами Западной Европы. Главными экспортерами для Беларуси являются Великобритания, Германия, Нидерланды. Главные импортеры для нашей страны – Германия, Италия, Франция.

С 2004 года во внешнеэкономических отношениях Беларуси стремительно набирает вес Китайская Народная Республика.

Следует, однако, отметить, что товарная структура белорусского экспортана мировой рынок отличается, к сожалению, сырьевой направленностью. Превалирует минеральные продукты, доля которых составляет 65%. На втором месте с большим отрывом находятся текстильные изделия и продукция – 8%. Совершенно скромную долю составляет экспорт белорусских товаров, требующих глубокой обработки. Единичными в сфере международного экспорта Республики Беларусь являются и товары интеллектуального свойства!

Общая картина доли белорусского экспорта у разных партнеров представлена в таблице

№ п/п Партнер Доля экспорта, %
Россия
Евросоюз-27
Дальнее зарубежье (без ЕС)
СНГ (без России)

В части наращивания экспорта белорусских товаров на мировой рынок следует отметить ряд препятствий и недостатков:

1 отсутствие товаропроводящей сети;

2 отсутствие сети сервисного гарантийного и последующего обслуживания;

3 неумение работать с потенциальными клиентами на современном уровне;

4 низкий уровень белорусского менеджмента и маркетинга на мировом рынке.

Структура белорусского импортатакже весьма специфична и показательна. В ней преобладают технологическое оборудование, электрооборудование и бытовая аудио- и видеоаппаратура – до 40%. На втором месте с отставанием вдвое (около 19%) находится продукция химической промышленности. Третье место занимают транспортные средства – около 10% [см.3, с.72].

Правительством Республики Беларусь предпринимаются меры для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными товарами на внутреннем рынке. Однако программы импортозамещения оказываются малоэффективными из-за невысокого качества и низких потребительских свойств многих белорусских товаров.

Известные белорусские исследователи внешнеэкономической деятельности профессора А.Данильченко и Л. Петровская дают сравнительную оценку нашей экспортно-ориентированной модели экономического развития [см.9, с.44-64]. Нынешняя модель сложилась в стране частично спонтанно, частично благодаря целенаправленной политике. Об этом говорят следующие данные: экспортная квота в ВВп составляет около 60%, а по основным товарным группам она колеблется в пределах 70-90% и даже более.

Так, Беларусь экспортирует ежегодно 90-95% произведенных тракторов иавтомобилей, 70-80% холодильников и морозильников, 70-75% металлорежущих станков, 45-50% телевизоров. Из страны вывозится 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей. Однако характерно то, что на 20 крупнейших предприятий-экспортеров приходится более 55% экспорта в целом, и более 80% экспорта в страны вне СНГ. Из всего объема экспорта Минпрома РБ 70% является продукцией 5 предприятий: БМЗ, БелавтоМАЗ, МТЗ, БелАЗ, МЗХ "Атлант" [см. 6].

Анализ формы и динамики экспортной активности белорусских предприятий показывает определенные достижения и тенденции.

С открытием для Беларуси восточноевропейских рынков внешнеэкономической деятельностью стали заниматься не только государственные специализированные объединения, но и отдельные производственные предприятия, торговые фирмы. Произошла существенная либерализация внешнеэкономической формы. Каждый субъект хозяйствования получил право на самостоятельное осуществление экспортной деятельности.

Следует различать прямой и непрямой экспорт. Непрямой (косвенный) экспорт осуществляется через посредников. Он является более простым, но приносит меньше доходов, так как часть из них (часто весьма существенная) достается посреднику. Зато он берет на себя и значительную часть организационных, маркетинговых и иных проблем и рисков.

Прямой экспорт связан с контактами непосредственно с зарубежными потребителями. Это требует от предприятия-экспортера дополнительных усилий и затрат. Последние часто бывают довольно значительными. Они не по силам молодым предприятиям. Правда, прямой экспорт может быть не связан непосредственно с потребителем, а все-таки с посредником в чужой стране.

В последние годы белорусские предприятия прибегают обычно к прямому экспорту.

Динамика основных форм внешнеэкономической деятельности по специальным опросам респондентов – представителей белорусских предприятий дана в таблице (в процентах)

№ п/п Формы ВЭД
Прямой экспорт
Косвенный экспорт через отечественные фирмы - -
Косвенный экспорт через зарубежные фирмы - -
Бартер
Прямой импорт

Анализ причин, препятствующих активизации внешнеэкономической деятельности, на основании опроса руководителей белорусских предприятий, позволяет оценить общую ситуацию. Рейтинг барьеров-препятствий выглядит так: 1) сильная конкуренция со стороны зарубежных производителей – 61%; 2) низкий уровень технической базы производства (высокая энерго-, материало- и трудоемкость) – 26%; 3) отсутствие заинтересованности со стороны иностранных фирм – 23%; 4) недостаток знаний о конъюнктуре мирового рынка – 19%; 5) налоговая политика – 15%; 6) таможенная политика – 15%; 7) низкое качество продукции – 8%; 8) низкая квалификация кадров – 5%.

На европейском рынке, кроме барьеров экономического характера, существенным препятствием являются также санкции ЕС. Ограничительные меры, проводимые Евросоюзом, существенно снизили объемы внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Поэтому Правительство страны постоянно предпринимает усилия по развитию ответственного добрососедства.Беларусь включилась в сотрудничество в рамках инициативы ЕС "Северное измерение", приняла участие в международных проектах "Управление бассейном реки Неман", "Программа повышения квалификации таможенных служащих" и других. Были приняты меры для облегчения доступа на белорусский рынок текстильных товаров из стран Западной и Центральной Европы.

Следует отметить, что со стороны Евросоюза и других международных структур, например МБРР, периодически предпринимаются шаги по улучшению экономических отношений с Республикой Беларусь. Они определенным образом амортизировали общую жесткую экономическую позицию по отношению к Беларуси.

Так, в 2002-2004 годах антидемпинговые меры ЕС сохранялись лишь по четырем основным товарам белорусского экспорта: карбамидно-аммиачной смеси, полиэфирным штапельным волокном, полиэфирному филаменному жгуту и хлористому калию. На ряд других товаров антидемпинговые меры были смягчены. Действовали повышенные квоты на экспорт белорусских текстильных изделий в Европу. В торговых отношениях Беларуси с Европой сохранялся режим наибольшего благоприятствования. До середины 2007 года для Беларуси действовала система преференций Евросоюза.

Однако в международных организациях периодически преобладающую роль занимают политические соображения. Начинается очередная волна политического давления на Беларусь международными экономическими мерами. Так произошло в 2007 году с отменой для Беларуси системы преференций ЕС.

Понимание мало перспективности экономического давления на Беларусь периодически появляется у западных политиков. И тогда возникают экономические предложения для Беларуси, однако они, как правило, сопровождаются политическими условиями.

Так, в ноябре 2006 года Евросоюз обнародовал специальный меморандум по Беларуси в рамках новой Европейской программы добрососедства (ЕПД). Ее реализация началась с 2007 года. В меморандуме предлагалось ряд проектов, которые могли бы улучшить качество жизни беларусов: 1) расширение возможностей внешней торговли за счет смягчения режима квотирования для экспорта белорусских товаров; 2) европейская финансовая помощь Беларуси; 3) Модернизация и увязка энергосистем РБ и ЕС; 4) борьба с последствиями аварии на ЧАЭС; 5) развитие трансграничного сотрудничества; 6) активизация научных и культурных обменов и другое.

Однако эти социально-экономические предложения увязывались с рядом политических условий для властей Беларуси: продвижение к демократии, соблюдение прав человека, верховенство закона. Конкретно предлагалось изменить отношение к правам профсоюзов, освободить от налогов проекты Еврокомиссии в Беларуси и многое другое. Результатом стало то, что политические условия Беларусью не были приняты, и меморандум ЕС не был реализован.

На рынке проблем во взаимоотношениях Республики Беларусь с международными организациями эффективной формой поддержания и развития внешнеэкономической деятельности страны являются еврорегионы [см.2].

Еврорегионы – это зоны приграничной торговли и сотрудничества двух и более стран.

Европейская история на протяжении столетий состояла из войн. И лишь около пятидесяти лет назад ситуация стала существенно меняться. Происходило это не в последнюю очередь благодаря развитию еврорегионов как интегрированных социально-экономических территорий. Административная разница в еврорегионах постепенно утрачивала свое разделительное значение, а взаимные усилия соседних стран были направлены на решение общих задач: строительство мостов, дорог, объектов инфраструктуры, развитие торговли, бизнеса, установление контактов между людьми.

Создание Евросоюза явилось результатом межгосударственной интеграции. Этому в немалой степени способствовали и более двухсот территорий регионального сотрудничества, действующих в приграничных районах европейских стран. Более восьмидесяти из этих территорий имеют в своем названии слово "еврорегион".

Так, на Иберийском полуострове полуострове приграничные районы Испании и Португалии выбирались из отсталости в середине 20 века во многом благодаря именно еврорегионам.

Трансграничное сотрудничество Франции и Германии серьезно помогало политике германо-французского примирения, установлению разностороннего социально-экономического взаимодействия. Это было тем более важно, что в истории этих стран, как известно, было немало войн.

Современное европейское трансграничное и региональное сотрудничество имеет достаточно развитую правовую и институциональную базу. В 1980 году принята Европейская конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. С 1994 года действует Ассоциация европейских приграничных районов.

Республика Беларусь включилась в движение еврорегионов сравнительно недавно–с 1997 года. Это небольшой срок, чтобы говорить о важном вкладе в развитие приграничных территорий и внешнеэкономическую деятельность. Однако сделано за прошедшие 10 лет немало.

С участием приграничных территорий Республики Беларусь создано пять еврорегионов: "Неман" (1997) – Беларусь, Польша, Литва; "Буг" (1998) – Беларусь, Украина; "Озерный край" (1999) – Беларусь, Литва, Латвия; "Беловежская пуща" (2002) – Беларусь и Польша; "Днепр" (2003) – Беларусь, Россия, Украина. Основные направления их деятельности – сотрудничество в сферах образования и культуры; развитие туризма; реализация совместных экологических проектов; создание новых возможностей для трудовой деятельности населения; развитие приграничной инфраструктуры; активизация малого и среднего бизнеса и другие.

По примеру многих стран, Республика Беларусь придерживается жесткой политики протекционизма, защиты внутреннего рынка при помощи тарифных и нетарифных методов. Государство реализует программы импортозамещения, стимулирует национальных товаропроизводителей. Осенью 2005 года в стране была принята очередная Программа развития экспорта в Республике Беларусь до 2010 года.

Каковы же перспективыразвития внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь? Для активной реализации имеющегося у страны внешнеэкономического потенциала наше государство должно принять определенные меры. Основными из них могли бы стать: государственная поддержка экспортеров, активизация инвестиционной политики, создание товаропроводящих сетей, правовая защита экспортеров.

Государственная поддержка экспортеровнеобходима, прежде всего, для повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке. Такую политику поддержки проводят все экономические развитые страны. Они выделяют предприятиям-экспортерам субсидии и льготные кредиты. Государства осуществляют налоговое регулирование экспортных товаров (в сторону налоговых льгот). Используется государствами также гибкое таможенно-тарифное регулирование экспортных товаров с целью повышения их привлекательности на зарубежном рынке. Собственный внутренний рынок при необходимости защищается от наплыва импортных товаров повышением таможенных тарифов.

Республика Беларусь активно использует импортное тарифное регулирование. Средний уровень тарифов на импорт в РБ составляет 9,8%, в то время как в Евросоюзе – 3,6%. Однако это все равно не решает проблему конкуренции на внутреннем рынке из-за невысокого качества многих отечественных товаров.

Активизация инвестиционной политикисвязана не только с усилиями по улучшению инвестиционного климата в стране. Вопрос этот следует понимать значительно шире. Инвестиции должны быть адресно направлены в те точки, в которых они дадут наиболее высокий эффект. Это касается, прежде всего наукоемких и ресурсосберегающих технологий, но не только.

Белорусские инвестиции на внешних рынках должны быть направлены на товарное завоевание новых сегментов и территорий. Внутренние же инвестиции призваны снижать затратную составляющую производимой продукции. Это позволяет повысить ее конкурентоспособность за счет снижения цены.

Товаропроводящие сети – это система дилеров, рекламы а также предпродажного, гарантийного и эксплуатационного сервиса. Создание товаропроводящих сетей является важнейшей задачей для белорусских предприятий-экспортеров. Неумение менеджеров-маркетологов работать на зарубежных рынках и отсутствие сервисных центров, к сожалению, невыгодно отличает внешнеэкономическую деятельность большинства белорусских предприятий-экспортеров. Потребителя надо сначала убедить в высоких свойствах предлагаемого товара, затем обеспечить ему быстрое эксплуатационно-ремонтное обслуживание. Иначе товары на зарубежном рынке не продать.

Правовая защита экспортеров связана с гарантиями на неприкосновенность инвестиций, защиту авторских прав по научным разработкам и "ноу-хау".

Реализация означенных и иных мер может существенно повысить интернационализацию белорусской экономики, активизировать внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий-экспортеров. Стимулирование интернационализации деловой активности белорусских предприятий следует проводить не только в форме товарного экспорта, но и в виде прямых инвестиций, причем как иностранных в Беларусь, так и отечественных за рубеж. Это тем более важно, что для этого имеется значительный потенциал.

Наши рекомендации