В случае расхождения закона, декрета, указа или иного НПА с Конституцией Республики Беларусь действует Консти­туция Республики Беларусь.

Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют:

· Конституция Респуб­лики Беларусь,

· Трудовой кодекс Республики Беларусь (да­лее - ТК),

· Законы Республики Беларусь.

Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Трудовой кодекс является основополагающим законода­тельным актом, определяющим и регулирующим правоотно­шения в сферах труда и охраны труда. Наряду с правами рабо­тающих на здоровые и безопасные условия труда (ст. 222 ТК) каждый работник имеет право:

♦ на рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;

♦ обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

♦ обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;

♦ получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

♦ личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопас­ных условий труда, проведении в установленном порядке про­верок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

♦ отказ от выполнения порученной работы в случае воз­никновения непосредственной опасности для жизни и здоро­вья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

В ТК ст. 54, 55, 89, 226, 228-231 предусмотрен механизм реализации права работников на здоровые и безопасные усло­вия труда через обязанность работодателя обеспечивать такие условия.

Законодательно ст. 227 регламентирована деятельность службы охраны труда, в частности определено, что для орга­низации работы и осуществления контроля по охране труда работодатели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, име­ющих необходимую подготовку.

Кроме этого, ст. 53 и 232 предусматривают обязанности работающих по вопросам охраны труда, а ст. 198 и 465 - их ответственность за нарушение законодательства о труде и норм охраны труда. Здесь же в ст. 462 законодательно опреде­лено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполно­моченные на то государственные органы, а также местные ис­полнительные и распорядительные органы власти. В ст. 463 право общественного контроля по этим вопросам предостав­ляется профсоюзам.

Законы:

1. В Законе Республики Беларусь «Об охране труда» вы­строена вертикаль управления охраной труда, определены полномочия Президента, Правительства, республиканских ор­ганов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов. Этот правовой акт на законода­тельном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регу­лирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития. Законом устанавливается право на охрану труда не только граждан, ра­ботающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекае­мых к труду по иным основаниям.

Данный закон закрепляет систему государственного управ­ления охраной труда и определяет полномочия органов в этой области.

Законом усилены нормы по контролю и надзору за соблю­дением законодательства о труде; закреплены полномочия го­сударственной инспекции труда, государственной экспертизы условий труда, других государственных органов надзора и контроля; определены полномочия общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда; установлена норма, обязывающая республиканские органы государствен­ного управления и иные организации, местные исполнитель­ные и распорядительные органы осуществлять контроль за со­блюдением законодательства о труде в отношении подчинен­ных им организаций. Все это способствует созданию системы управления охраной труда на всех уровнях.

2. В Законе Республики Беларусь «Об основах государствен­ного социального страхования»в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их также от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний.

3. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» обеспечивает предупреждение воз­действия неблагоприятных факторов среды обитания на здо­ровье населения; регламентирует действия органов государ­ственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благопо­лучия; предусматривает организацию государственного надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

4. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия тре­бованиям технических нормативных актов в области техниче­ского нормирования и стандартизации» устанавливает право­вые основы оценки соответствия объектов требованиям тех­нических нормативных правовых актов в этой области.

Объектами оценки являются: продукция; процессы разра­ботки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа­лизации и утилизации продукции; оказание услуг; системы управления качеством, окружающей средой и др. Оценка со­ответствия осуществляется с целью обеспечения защиты жиз­ни, здоровья и наследственности человека, имущества и охра­ны окружающей среды, повышения конкурентоспособности продукции (услуг) и т.п. Документами об оценке соответствия являются: аттестат аккредитации, сертификат соответствия, декларация о соответствии и сертификат компетентности. Под­тверждение соответствия может носить обязательный или доб­ровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде обязательной сертификации или декла­рирования соответствия. Добровольное подтверждение соот­ветствия проводится в форме добровольной сертификации.

5. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственного надзора за выпол­нением требований стандартов и строительных норм; опреде­ляет нормативные документы по стандартизации (государ­ственные стандарты Республики Беларусь; государственные строительные нормы; государственные классификаторы тех­нико-экономической информации Республики Беларусь; стан­дарты предприятий и другие документы); предусматривает порядок разработки и отмены нормативных документов по стандартизации.

6. Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» предусматривает установление государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности министерствами, ведом­ствами, концернами, предприятиями, учреждениями независи­мо от форм собственности, а также гражданами; определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопас­ности, а также принципы деятельности пожарной службы, кон­цепцию правоотношений всех субъектов в этой области.

7. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов»содержит правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Законом определен орган, осуществляющий государственное управле­ние промышленной безопасностью, и органы, осуществля­ющие государственный надзор в этой области; установлена необходимость лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также экспертизы и разработки декларации промышленной безопасности. В законе изложены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, предусмотрены учет аварий и инцидентов, ответственность за нарушения требова­ний промышленной безопасности.

Кроме указанных НПА деятельность по охране труда регу­лируется Декретами и Указами Президента страны, постанов­лениями Национального собрания, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов управления.

Напри­мер, Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний» от 30.07.2003 г. № 18 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результа­те травматизма на производстве. Он регулирует вопросы возме­щения причиненного жизни и здоровью вреда работающих, сти­мулирует реализацию мер по предупреждению производ­ственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Директива Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»усиливает ответственность работодателей в области трудовой дисциплины и охраны труда, а также обязывает руководите­лей обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работающими за нарушение правил охраны тру­да, повлекшее увечье или смерть или причинение работодате­лю имущественного ущерба, а также за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы.

Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12.10.1994 г. № 114 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о труде, предупреждению травматизма и за­болеваемости на производстве»нацеливает работодателей на усиление требований в области охраны труда, а также обязы­вает Министерство образования предусматривать не менее 2% учебных часов на изучение безопасности и гигиены труда, включать указанные вопросы в программы основных дисцип­лин и ввести государственный экзамен в этой области.

В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 9.03.2000 г. № 309 «О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь» определяются источни­ки финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на разных уровнях государственного управле­ния и хозяйственной деятельности.

Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охра­ны труда, представлен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 г. № 150 «О государ­ственных нормативных требованиях охраны труда в Респуб­лике Беларусь». В Постановлении указывается, что все прави­ла, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохра­нение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законо­дательных и иных НПА и технических нормативных правовых актах (ТНПА), являются государственными нормативными требованиями охраны труда.

Таким образом, НПА и ТНПА по уровню принятия и ис­полнения можно условно разделить на межгосударственные и государственные, межотраслевые и отраслевые, а также ло­кальные нормативные акты.

Межгосударственные, государственные и межотраслевые НПА и ТНПА обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности незави­симо от формы собственности и ведомственного подчинения.

Отраслевые нормативные документы действительны толь­ко для учреждений и предприятий определенной отрасли.

Локальные (производственные) НПА и ТНПА по охране труда разрабатываются для конкретных предприятий и учреж­дений и имеют силу только на этих субъектах хозяйственной деятельности.


В случае расхождения закона, декрета, указа или иного НПА с Конституцией Республики Беларусь действует Консти­туция Республики Беларусь. - student2.ru

 
 
Таблица 1.1. Перечень названий и сокращенных обозначений наиболее часто употребляемых технических нормативных правовых актов в области безопасности и гигиены труда  

Наши рекомендации