Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 года №669 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

В соответствии с Программой главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011 - 2015 годах должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

· обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

· совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

· достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

58. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации. Роль логистической службы в повышении конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Параметры конкурентоспособности — определяются исходя из интересов потребителя. Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

Оценка конкурентоспособной продукции отражает соответствующие функциональные задачи:

- изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), - определение набора потребительских и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), - выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит из двух обобщающих групп: параметры качества (технические параметры);экономические параметры. Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, для оценки конкурентоспособности, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; принципы преобладания товара на рынке; принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; принцип экономической выгоды. На конкурентоспособность организации влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы: государственная политика в отношении экспорта и импорта; уровень экономического развития страны; государственная экономическая политика в странах-экспортерах и импортерах товаров; уровень развития инфраструктуры в стране; развитие научно-технологического потенциала; наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль; правовая защита интересов потребителя; основные характеристики рынка: его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; деятельность общественных и негосударственных институтов.

Внутренние факторы: производственная и организационная структура предприятия; технологии; учет и регулирование производственных процессов; уровень квалификации персонала; качество менеджмента; информационная и нормативно-методическая база управления; оборудование; развитость сбытовой (дилерской) сети; степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения); использование сети Интернет для продажи продукции; размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы; мотивация персонала на повышение качества товара.

Для оценки конкурентоспособности организации чаще всего используются система показателей эффективности и показатели, характеризующие платежеспособность и ликвидность.

59. Доходы организации: сущность, виды и факторы, определяющие их величину. Методы определения дохода организации (предприятия). Роль логистической службы в повышении доходности деятельности организации.

Доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников);

Доходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1)Доходами по текущей деятельности являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также прочие доходы по текущей деятельности.

2)В состав доходов по инвестиционной деятельности (доходы, полученные от продажи внеоборотных активов) , включаются:

· доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией финансовых вложений;

· суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации;

· доходы связанные с участием в уставных фондах других организаций;

· доходы по договорам о совместной деятельности;

· доходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

· суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения, признаваемые доходами (расходами) в соответствии с законодательством;

· доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение инвестиционных активов;

· стоимость инвестиционных активов, полученных или переданных безвозмездно;

· доходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;

· проценты, причитающиеся к получению;

· прибыль (убыток) прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленная в отчетном периоде;

· прочие доходы по инвестиционной деятельности.

3)В состав доходов по финансовой деятельности (это доходы, полученные от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.), включаются: *разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций); *доходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг); *курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством; *прибыль прошлых лет по финансовой деятельности, выявленная в отчетном периоде; *прочие доходы по финансовой деятельности.

4)В состав иных доходов включаются доходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, а также прочие доходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью.

Наши рекомендации