Цели и задачи изучения дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

кафедра гражданского права

Куркова Наталия Анатольевна

Гражданское право (часть вторая)

Учебно-методический комплекс

Специальность: 021100 — « юриспруденция»

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» ______________ 2014г. ________________________   Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» ______________ 2014г. Зав.кафедрой _________________  

Пермь 2014

Автор-составитель: Куркова Наталия Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса.

Учебно-методический комплекс по гражданскому праву (части второй) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «юриспруденция», направление 030900.62 «Юриспруденция»Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы......

3.2. Распре деление часов по темам и видам учебной работы

4. Содержание курса

5. Темы практических и семинарских занятий

6. Тематика курсовых работ и рефератов

7. Учебно-методическое обеспечение

7.1 Литература

7.2 Информационное обеспечение дисциплины

7.3 Методические указания студентам

7.4 Методические рекомендации для преподавателя

П. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Гражданское право всегда было одной из основных дисциплин, изучаемых на юридических факультетах и в юридических Вузах. В современных же социально-экономических условиях роль гражданского права возрастает, расширяются сферы применения норм этой отрасли права, регулирующих общественные отношения на началах равенства, диспозитивности, инициативы и взаимной имущественной ответственности. И это объективно ставит гражданское право в центр современного юридического образования. Кроме того, что не менее важно, гражданско-правовые знания в современном мире выступают составным элементом общечеловеческой культуры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящий учебно-методический комплекс посвящен крупнейшей подотрасли гражданского права -обязательственному праву и составлен в соответствие со второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как справедливо указывал Рене Саватье: «Начиная с римского права, обязательственное право представляет собой классическую школу для формирования юристов. Применяя утонченные приемы умственной гимнастики, юрист привыкает к широкому использованию юридических понятий, овладевает необходимой для этого терминологией. Изучение обязательственного права воспитывает у юристов умение точно, полно, четко и в соответствие с законом формулировать условия договоров, оценивать имущественную ответственность, расторгать и прекращать юридические отношения» (Р. Саватье Теория государства и права, обязательства. М., 1972.С.7).

Назначение курсасостоит в раскрытии и конкретизации основных понятий и категорий, образующих теоретико-методологический фундамент учебного предмета. Программа сориентирована на сочетание общетеоретической и прикладной проработки отдельных тем, овладение элементами прикладного юридического анализа и техники толкования и применения норм обязательственного права.

Цель учебного курса- комплексное исследование теоретических проблем обязательственного права, изучение второй части Гражданского кодекса РФ и иных нормативных актов, регулирующих обязательственные отношения, анализ применения судами обязательственно-правовых норм.

Все обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные. Критерием такой дифференциации выступает основание возникновение обязательств. Большую часть второй части гражданского права занимают договорные обязательства. Обязательства, возникающие из договоров, классифицируются по их направленности (цели) на обязательства, направленные на передачу имущества в собственность, обязательства, направленные на передачу имущества в пользование, на обязательства по выполнению работ и оказанию работ, на обязательства по передаче результатов интеллектуальной деятельности, на обязательства по совместной деятельности. Каждый вид договоров имеет свои особенности, содержание, подвиды. Внедоговорные обязательства делятся на обязательства из односторонних сделок и правоохранительные обязательства (из причинения вреда и из неосновательного обогащения).

В соответствие с указанной целью содержание учебного курса направлено на достижение следующих задач:

во-первых, уяснение места обязательственного права в системе гражданского права и его структуры;

во-вторых, изучение отдельных видов договорных и внедоговорных гражданско-правовых обязательств;

в-третьих, анализ судебной практики применения гражданско-правовых норм, регулирующих обязательственные отношения и предложение путей совершенствования правоприменительной практики;

в-четвертых, выработка предложений по юридико-техническому совершенствованию обязательственно-правовых нор;

в пятых, выработка навыков самостоятельной работы с правовым материалом и понимания логики гражданско-правового регулирования общественных отношений.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебного курса студент должен:

1. Знать и понимать место и значение обязательственного права в системе гражданского права, его структуру.

2. Уметь правильно формулировать основные понятия и категории обязательственного права и применять их при анализе и оценке гражданско-правовых нормативных актов и материалов судебной и арбитражной практики.

3. Иметь представление об отдельных видах обязательств, их основных чертах и взаимодействии.

4. Обладать навыками самостоятельного теоретического анализа обязательственно-правовых норм, знать способы их применения в практической деятельности.

5. Приобрести навыки в решении практических задач (казусов).

6. Иметь опыт в составлении гражданско-правовых договоров и иных документов, опосредующих обязательственные отношения.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации