Пять главнейших тенденций, которые изменят здравоохранение
Старение населения. Старение – тот мегатренд, который оказывает громадное воздействие на здравоохранение, так как люди будут не только жить дольше, но и будут стремиться возможно дольше сохранить хорошее здоровье. В Китае 134 миллиона человек – что составляет 10% всего населения страны – уже старше шестидесяти лет, а к 2050 г. названная цифра достигнет 30%. Среди очевидных последствий – увеличение расходов на лекарства и уход за пожилыми людьми, но, кроме того, изменится и типичная структура заболеваемости населения. Данная тенденция отразится практически на всех областях медицины, от сохранения памяти до трансплантации органов. Кроме того, больше поколений одной семьи будут жить вместе, и предметом активного обсуждения станут такие проблемы, как эвтаназия и секс для тех, кому за семьдесят.
Телемедицина. Рост стоимости лечения в клиниках, наряду с техническими достижениями в периферийном мониторинге и различных видах беспроводной коммуникации, приведет к широкому распространению лечения больных на дому с мониторированием их состояния из клиник и диагностике на расстоянии. Данная тенденция будет уравновешиваться более частыми посещениями врачами больных и большим физическим контактом врач–пациент в будущем для тех, кто может себе финансово позволить подобное.
Наука сна. В будущем психологическая нагрузка на всех нас значительно вырастет, результатом чего станут нервные срывы, хронические стрессы и депрессия. И большего внимания к себе потребуют исследования т. н. архитектуры сна – различных фаз сна, их влияния на здоровье человека и потенциально на его интеллектуальные способности. Более того, сон будет в огромном дефиците, не исключено, что в качестве статусного символа он потеснит деньги и секс. В будущем, несомненно, появятся консультанты по проблемам сна. Также можно ожидать всплеск продаж предметов, способствующих хорошему сну, специальных кроватей, матрацев, подушек, некоторые из них будут напичканы самой современной техникой. Появятся, конечно, и таблетки, прием которых будет эквивалентен восьмичасовому нормальному сну, они избавят нас от необходимости спать. Однако трудно предсказать возможные отдаленные последствия для тех, кто будет работать или сидеть за компьютером непрерывно в течение двадцати двух часов, а спать всего два.
Медицинский туризм. Здравоохранение сделается всемирным в том смысле, что больные (те, кто, конечно, сможет себе это позволить) будут отправляться в разные точки земного шара, чтобы получить высококачественное лечение или просто чтобы сэкономить деньги на более дешевом лечении. Мы станем свидетелями появления различных прайс-листов медицинских услуг, медицинских турагенств и роскошных клиник, напоминающих самые дорогие отели, которые будут предлагать какие угодно услуги – от имплантатов интеллекта до лечения памяти.
Тем временем на противоположном конце спектра можно ожидать появления дешевых медицинских консультационных пунктов в супермаркетах. И тем, и другим полюсом спектра владеть будет небольшая горстка мировых корпораций.
Восстановление и стирание памяти. Если немного изменить слова, как-то сказанные Миланом Кундерой, то будущее – это битва памяти с забвением. Забывание, как индивидуальное, так и коллективное, будет связано со старением общества в целом, с увеличением темпа жизни и объема информации. Новые технологии будут периодически безвозвратно уничтожать наши слова и образы, так как у нас не будет времени сохранять их на надежных носителях или переносить с одного формата на другой, более новый. Мы будем все чаще и все легче забывать и прощать очень многое, будь то неудачное свидание, коррумпированный политик или случаи геноцида, а это уже настоящая проблема как на индивидуальном, так и на социальном уровне, ведь мы все реже будем вспоминать свои былые ошибки и станем раз за разом повторять их снова.
Глава 10
Путешествия и туризм: «Извините, эта страна занята»
На окружающее мы брюзжим
И лишь отсутствующим дорожим.
У. Шекспир[4]
Почему мы ездим отдыхать в места, которые все больше начинают напоминать те места, где мы с вами живем? С другой стороны, зачем ехать за сотни и тысячи километров, чтобы навестить кого-то, с кем можно легко связаться по телефону? Вот пара вопросов, которыми мы станем все чаще задаваться в будущем по мере того, как будет расти стоимость поездок.
Возможно, кому-то подобное заявление покажется странным в эпоху относительно дешевых воздушных перелетов, когда само понятие расстояния практически начинает уходить в прошлое. Однако не стоит забывать, что мы находимся на пороге настоящей транспортной революции, которая будет вызвана растущими ценами на нефть, увеличением численности населения, изменением климата и новыми технологиями.
Я пишу это, лежа в кресле на борту самолета Virgin Atlantic Airways, который летит из Лондона в Сидней через Гонконг. У меня есть все, что я только могу пожелать, хотя вылет из Лондона был далеко не идеальным. Поездка до аэропорта (173 км) заняла три с четвертью часа. А на последние 32 км ушло больше часа. Ситуация на дорогах была ужасная, но когда я приехал в аэропорт, то понял, что это еще цветочки. Несколько месяцев назад какого-то сумасшедшего арестовали здесь по подозрению в попытке взорвать самолет. В результате службы безопасности охватила самая настоящая паранойя, и очереди выстраиваются просто чудовищные.
Как только вы пройдете паспортный контроль и досмотр, вам станет немного легче. Меня, по крайней мере, сразу же перенесло в мир спокойствия и безмятежности, известный под названием «зал ожидания бизнес-класса». Описанный парадокс на самом деле – будущее всех путешествий. Возникнут два противоположных полюса проведения отпусков и путешествий: дешевый и элитный, хотя этот последний будет крайне ограничен из-за заоблачных цен, сложности и ущерба, наносимого окружающей среде миллиардами людей, перемещающихся с одного места на другое.
Результатом станет резкое снижение числа поездок на большие расстояния. Путешествия в дальние страны и вообще за рубеж вновь сделаются привилегией уставших от жизни и страдающих депрессией богачей, а менее удачливые, но не менее уставшие от жизни и страдающие депрессией бедняки все чаще будут вынуждены проводить отпуск дома или вообще от него отказываться. Так радуйтесь своему очередному дешевому полету на самолете, ибо он вполне может стать последним (по крайней мере, последним дешевым полетом).