Пять главнейших тенденций, которые изменят туристический бизнес

Количественный рост. По данным Всемирной туристической организации, к 2020 г. во всем мире будет совершаться 1,5 миллиарда индивидуальных перелетов. Еще один теракт в духе 11 сентября может, конечно, изменить названную тенденцию, однако пока представители растущего среднего класса Китая, Индии, России и Бразилии стремятся посмотреть мир, и их численность в ближайшее время изменит облик мирового туризма. Увеличивающееся немыслимыми темпами количество туристов означает, что очень скоро многие государства будут вынуждены вводить годичные квоты на посещения самых популярных достопримечательностей и даже просто на въезд в страну, а туристы должны будут оформлять заявки на поездки за месяцы, а иногда и за годы вперед. Огромное число людей, осматривающих достопримечательности, наносит серьезный вред окружающей среде, что станет причиной значительного ограничения доступа ко многим достопримечательностям, а то и полного его закрытия.

Изменения климата. Через пятьдесят лет основные направления туризма изменятся кардинальным образом из-за серьезных изменений климата. Если предсказания климатологов оправдаются хотя бы наполовину, отдельные популярные места отдыха будут затоплены, а в других будет настолько жарко, что туристы не смогут там выдержать долго без создания специальных условий. Точно так же исчезнут многие лыжные курорты. С другой стороны, многие уголки планеты, которых в последнее время избегали, считая их слишком холодными, сделаются вновь привлекательными благодаря мягкому климату, и большое число туристов вернется на североевропейские курорты, которые были популярны в XIX веке. Названные перемены могут иметь катастрофические последствия для отдельных регионов. Одно из решений данной проблемы – создание закрытых помещений с искусственно поддерживаемыми постоянными климатическими характеристиками, внутри которых отдыхающие будут застрахованы от капризов погоды и при этом будут наслаждаться всеми преимуществами классического курорта.

Дефицит ресурсов. Можно водить машины и автобусы, используя аккумуляторы, поезда – на дровах, а корабли с помощью ветра. Но что касается самолетов, то для них на сегодняшний день существует только одно возможное альтернативное топливо – спирт. Не исключено, что данная проблема будет решена, только когда она достигнет по-настоящему критических масштабов, но до того момента мы станем свидетелями массового перехода к более медленным видам транспорта и возрождения местного туризма. Длительные воздушные перелеты вновь сделаются роскошью и прерогативой богачей, которым придется мириться с обвинениями в эгоизме и экологическом вандализме. Будет также оказываться серьезное давление на отели, от которых будут требовать снижения давления на окружающую среду и сокращения расходов таких жизненно важных ресурсов, как, например, вода.

В гостях хорошо, а дома лучше. Если воздушные перелеты станут чрезвычайно дорогими и слишком обременительными, многие предпочтут проводить отпуска и свободное время дома. Это означает, что и деловые, и развлекательные поездки будут совершаться в пределах своей местности, что будет способствовать психологической изоляции людей. Некоторые будут проводить отпуск дома, развлекаясь в виртуальных мирах в Интернете или превращая свои дома и сады в миниатюрные курорты. Телемосты, совещания через Интернет, виртуальные встречи и круглые столы станут значительно более популярны, хотя потребность в личных контактах, конечно же, полностью никогда не исчезнет.

Время и деньги. Туристический рынок будет все больше поляризоваться между теми, у кого много времени, и теми, у кого его практически нет, а точнее, теми, у кого много времени и мало или совсем нет денег, и теми, у кого много денег, но нет времени. Первые – как правило, туристы-одиночки или группы друзей – будут выезжать на долгие, но достаточно дешевые «каникулы», используя капсульные отели или кемпинги. На другом полюсе богатые отдыхающие – обычно семейные пары – будут искать возможность проведения микроотпуска, роскошного, шикарного, абсолютно расслабляющего и при этом очень короткого. Таким образом мы станем свидетелями возникновения, с одной стороны, авиалиний для рюкзачников, а с другой стороны, авиалиний исключительно бизнес-класса и частных самолетов. Мы увидим появление класса суперлюкс для всех мыслимых видов транспорта и для всех разновидностей проведения отпуска. Кроме того, можно ожидать выхода на туристический рынок большего числа элитных модных брендов, равно как и молодежных брендов и супермаркетов.

Глава 11

Наши рекомендации