Пять главнейших тенденций, которые изменят розничную торговлю

Предметы роскоши и низкие цены. Розничная торговля поляризуется между элитным и дешевым секторами, и данная тенденция продлится довольно долго или, по крайней мере, до наступления экономического спада, в случае которого подавляющее большинство покупателей перекочует в эконом-класс. Хотя поведение среднего покупателя крайне противоречиво, и сейчас он может приобрести майку за 15 долларов, а через минуту элитные джинсы за 500 долларов. Как бы то ни было, большинство клиентов розничной торговли делают свои покупки в самых разных ее сегментах, поэтому покупатели ждут неизменно высококачественного обслуживания независимо от того, сколько они платят.

Скорость и простота. В настоящее время люди страшно перегружены, и если им что-то нужно, они хотят получить это немедленно. Сказанное особенно справедливо по отношению к поколению «Y», которое сформировалось в условиях высокоскоростных интернет-соединений и потому страдает от т. н. «синдрома немедленного удовлетворения желаний». В любом случае мы все ощущаем острую нехватку времени, поэтому каждый продавец, который способен каким-то образом ускорить процесс продажи, будет вознагражден. К примеру, очереди со временем станут еще большим источником стрессов и конфликтов. Соответственно особую популярность приобретут торговые автоматы, бесконтактные оплаты, доставка на дом, приобретение обедов, не выходя из автомобиля, небольшие магазины самообслуживания и онлайновая торговля. Так же, как те продавцы, которые смогут предложить вам эффективную помощь в выборе из той лавины продуктов и информации, что ожидает нас.

Изменения в составе семей. В будущем нас ждет значительное старение населения в целом, поэтому владельцы магазинов будут вынуждены, хотя и с большой неохотой и очень медленно, но подстраивать свои торговые учреждения и товары под вкусы и запросы тех, кому за пятьдесят пять и у кого есть деньги и время на то, чтобы их тратить. Продолжающийся рост числа одиноких людей (как старых, так и молодых) будет оказывать значительное влияние абсолютно на все, от интерьера универмагов до стиля и характера упаковки товаров. Все больше продуктов теперь будут расфасовываться мелкими партиями. Нас ожидает всплеск популярности на все «классическое» и в стиле «ретро». Большим спросом будут пользоваться и продукты, обещающие возвращение здоровья и молодости и даже обещающие «бессмертие».

Два «Э», экологичность и этичность. В прошлом веке покупатели сравнивали цены, ныне они сравнивают этические стандарты. Мы уже были свидетелями появления брендов одежды «sweatshop-free» (изготовлено при нормальных условиях труда) и возвращения торговли местными товарами. Но это ничто по сравнению с тем, что нас ждет в будущем. Придет время, когда многое в поведении и предпочтениях покупателей будет определяться различными экологическими и этическими соображениями, некоторые из них будут вполне серьезны, другие – по-детски наивны. К примеру, я предвижу начало настоящего крестового похода против торговцев салатом-латуком, так как его выращивание требует слишком больших затрат воды, и кампанию против бутилированной воды из-за больших выбросов углекислоты при ее производстве. В будущем мы станем свидетелями растущего спроса на товары, изготовленные в этически безупречных условиях, с минимальной или легко перерабатываемой упаковкой, а также на товары, которые приносят пользу местным сообществам или всему миру в целом.

Обман, аутентичность и доверие. Различные компании (да и само правительство) постоянно кормят нас бесконечной диетой из полуправды и ложной статистики ради того, чтобы заставить нас что-то купить. Результатом становятся цинизм и стремление доискаться до правды. Людям нужна возможно более полная информация. Они хотят знать, откуда попали к ним те или иные товары. И хотят знать все в подробностях, чтобы составить свое собственное мнение о продукте. В будущем мы предвидим стабильный рост интереса к сведениям относительно того, каким способом изготовлены вещи и откуда они прибыли. Покупатели требуют полной информации. Им не нужны красивые подделки. От такого подхода, конечно, выиграют бренды с давней историей и хорошей репутацией, но также и те торговцы, которые способны создать притягательный образ товара.

Глава 9

Наши рекомендации