Методы повышения занятости населения
Богатство человеческих ресурсов, инвестиций, которые направляются на их воспроизводство, а также для возмещения незанятости, наносят обществу основной социально-экономический вред. Незанятость населения должна являться предметом детального анализа, выделения причин и перспектив, социально-экономических и экологических последствий. Общественность каждый раз меняет свои приоритеты в части целей, факторов, темпов развития, допустимых размеров потерь и ущербов, незанятость человеческого капитала, которые опровергают ведущую роль человека в обществе. Здоровье и образование - те важные части ресурсов, ведущие к потере из-за незанятости населения. В результате чего уменьшается рыночный спрос, и снижаются темпы экономического роста, поступления в бюджет, создаются условия для социальных и национальных конфликтов. Росту безработицы содействуют значительно высокие темпы механизации производства, применение технологий в которых не нужен человеческий труд, рост концентрации и специализации производства. Причинами незанятости можно считать и, увеличивающийся рост удаленности проживания населения от мест работы, отсутствие соответствующей инфраструктуры, рост затрат на поездки и приобретение автомобилей.
Обеспечение работоспособного человека рабочим местом во всех условиях социально-экономического общества должно быть первым и основным социально-экономическим правом человека и заботой общества. Отсутствие возможности занятости означает нанесение существенного ущерба не только человеку, но и обществу в целом. Как известно, занятость является естественной потребностью человека, это благодаря тому, что человек работает. Он может обеспечить себя всем необходимым в зависимости от его потребностей. В связи с этим большую актуальность приобретают вопросы путей повышения занятости работоспособного населения.
Главной задачей является то, что общество должно воспитывать человека и закладывать в него материальную и моральную мотивацию при помощи развития здравоохранения, образования, образа жизни, социальной сферы, а также развития производства путем его диверсификации, создания новых рынков, улучшения условий труда. Необходимо увеличивать социальную ответственность государства за формирование занятости людей, стабилизировать макроэкономическую и микроэкономическую обстановки. В общественности существует большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, а особенно остро данная проблема стоит в сельском хозяйстве, предприятий и отраслей с тяжелыми и вредными условиями труда.
Государство старается сэкономить на условиях жизни и труда людей и тем самым оно содействует распространению процесса замедления социального и технического прогресса. Увеличивать эффективность расходной части бюджета, конечно, нужно, но следует учитывать то, что улучшать условия труда и жизни людей не менее практично, при этом не одному лицу, а сразу всем, так как эти инвестиции будут иметь высокую социально-экономическую эффективность.
Решение проблем обеспечения полной и эффективной занятости предполагает разработку соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и реализации государственной политики. Выбор приоритетных направлений реализации государственной политики занятости предполагает необходимость формирования алгоритма эффективности регулирования рынка труда. Данный алгоритм состоит из пяти основных этапов:
1) Оценка факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда. Данный этап анализируется сложившимися макроэкономическими, демографическими и миграционными процессами.
2) Выявление эффективности реализации мероприятий, программ содействия занятости населения.
3) Применение системы управления занятостью населения c целью выявления ее слабых и сильных сторон, резервов и возможностей, а также выявления проблем и точек роста, приоритетных факторов, определяющих возможности развития систем эффективной занятости и государственной поддержки незанятого населения.
4) Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов региона. Целью разработки баланса трудовых ресурсов является определение степени соответствия между потребностью региона в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории, а также в изыскании внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри региона, так и за его пределами.
5) Определение соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и механизмов реализации государственной политики занятости, представленной в активной и пассивной формах.
Рентабельность экономики важна, но она не должна быть основным мотивом и целью функционирования общества, у него есть и более масштабные и общие цели, однако прибыль и является средством достижения этих целей.
Мы можем сказать, что характеристик человеческого благосостояния общества может быть достаточно много, но одной из самых главных является обеспечение всех трудоспособных людей именно полной занятостью. Для обеспечения полной занятости необходимо придерживаться таких факторов как: отказ от стихийного порядка формирования занятости, занятость должна быть нормой; эффективность деятельности человека не должна определяться лишь на основе коммерческого подхода, так как очень важен и более широкий подход – это подчинение развития общества целям развития человека, повышения его образования, качества жизни и здоровья.