Тема 7. понятие, формы занятости. правовое регулирование обеспечения занятости населения

Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им заработок (доход).

Под формами занятости в юридической литературе понимают установленные законом или не противоречащие ему сферы приложения труда, где граждане реализуют право на труд.

В соответствии с рекомендациями МОТ, выделено шесть групп занятого населения, к которым относятся: наемные работники; работодатели; лица, работающие за своей счет; члены коллективных предприятий; помогающие члены семьи; работники, не классифицируемые по статусу.

Наряду с основными формами занятости, различают виды занятости, используемые в качестве организационных форм привлечения в общественное хозяйство рабочей силы из «дополнительных» источников, т.е. из числа лиц, уже имеющих занятие или источник дохода. К числу этих видов занятости относятся: труд с режимом неполного рабочего времени; сверхурочная работа, совместительство.

В юридической литературе безработицу определяют как социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая осуществлять трудовую деятельность не запрещенную законодательством, но не может применить свою рабочую силу.

Обеспечение занятости – это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мер, способствующих удовлетворению личных и общественных потребностей в сфере труда.

В настоящее время основным нормативным актом, определяющим содержание института обеспечения занятости населения является Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Он включает 4 раздела и 22 статьи:

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Регулирование занятости населения.

Раздел III. Социальные гарантии и компенсации безработным.

Раздел IY. Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения и ответственность за его нарушение.

Систему государственных органов, обеспечивающих реализацию прав граждан на трудоустройство, составляют общие и специальные органы.

Общие органы включают Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и его органы, которые обеспечивают разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, трудовых и иных связанных с ними отношений.

Специальными государственными органами являются органы службы занятости населения. Государственная служба занятости создается для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь.

Государственная служба занятости построена по административно-территориальному принципу и имеет трехуровневую, иерархическую структуру.

Республиканский уровень представлен департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Областной уровень составляют управления областных служб занятости и Минский городской центр занятости населения.

Районный уровень включает региональные, районные, городские (районные в городе) центры и отделения занятости.

В целях страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения в Республике Беларусь создан Государственный фонд содействия занятости, который является государственным целевым бюджетным фондом. Он образуется за счет: обязательных отчислений субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и предпринимателей без образования юридического лица; средств республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований; возврата финансовой помощи, выданной предприятиям для создания новых рабочих мест; возврата депозитов, ранее выданным банкам; платы за пользование банками денежными средствами, хранящимися на счетах фонда занятости; сумм штрафов, взыскиваемых органами службы занятости за несоблюдение законодательства о занятости населения. Распорядителем средств фонда содействия занятости является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В соответствии с Законом РБ «О занятости населения Республики Беларусь» 15 июня 2006 г., безработнымисчитаются не все граждане, не имеющие работы, а лишь те которые обладают следующими признаками:

·являются трудоспособными;

·находятся трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет);

·постоянно проживают на территории Республики Беларусь;

·не имеют работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях либо не проходят военной службы;

·зарегистрированы в государственной службе занятости.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет;

- отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

- проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;

- обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Регистрацияпроизводится государственной службой занятости по месту постоянного жительства (прописки) безработного при личном его обращении.

Для регистрации в качестве безработного требуются следующие документы: паспорт (свидетельство о рождении); трудовая книжка или документ, ее заменяющий; диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессиональной подготовке и переподготовке; справка по установленной форме, с указанием среднемесячной заработной платы (дохода) за последние два месяца работы, количества оплачиваемых календарных недель работы в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей); декларация о доходах.

В отдельных случаях по требованию центра занятости дополнительные документы представляются: уволенными из рядов Вооруженных Сил - военный билет и справка военкомата с указанием размера денежного довольствия по штатной должности на день увольнения; высвобожденными работниками - справка о профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации за последние два года перед высвобождением; лицами, имеющими детей до 14 лет, детей-инвалидов до 16 лет, -копии соответствующих документов; получающие пособия (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) или компенсации за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, - документ о размере указанных пособия и компенсации; освобожденными из мест лишения свободы - справка об освобождении; пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС – эвакуационное удостоверение; выпускниками учебных заведений - справка о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку; получающими пенсии по инвалидности – рекомендация МРЭК и справка о размере этой пенсии, а за работу с особыми условиями труда, за выслугу лет - справка о размере пенсии; лицами, имеющими ограничения по состоянию здоровья, - медицинское заключение.

Одна из основных задач службы занятости - подыскать безработному подходящую работу, т.е. соответствующую профессиональной подготовке безработного, учитывающую возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.

Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности.

Безработные граждане имеют право: самостоятельно подыскивать себе работу или на безвозмездной основе пользоваться услугами государственной службы занятости населения; на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда.

Обязанности безработного:

- самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию

- являться по вызову службы занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова — один раз в месяц в установленный срок;

- в течение 2-х рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости;

- информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт;

- для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости.

В отличие от понятия «занятость» понятие «трудоустройство» является более узким, трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.

Трудоустройство - представляет собой процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройство на эту работу. Различают следующие формы трудоустройства граждан:

1) прямое (самостоятельное) обращение к нанимателю по поводу устройства на работу;

2) обращение к посреднику: в государственную службу занятости населения по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности.

Процесс трудоустройства с помощью государственной службы занятости обычно состоит из двух стадий.

Первая стадия – это обращение гражданина в службу занятости за содействием в получении подходящей работы. На этой стадии возникают правоотношения между двумя сторонами: гражданином и трудоустраивающим органом.

Гражданин (безработный) имеет право требовать постановки на учет, предоставления ему подходящей работы, а при ее отсутствии - направления на профессиональное обучение, выплаты пособия по безработице в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Соответственно трудоустраивающий орган обязан зарегистрировать обратившегося гражданина в качестве безработного, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а также выплатить пособие по безработице по условиям и размерам, установленным законодательством Республики Беларусь.

Подходящей считается работа(за исключением оплачиваемых общественных работ), соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места.

Первая стадия трудоустройства завершается выдачей гражданину (безработному) специального направления на работу или на прохождение профессионального обучения.

Вторая стадия трудоустройства состоит в заключении трудового или ученического договора с предприятием или учебным заведением, которое указано в направлении трудоустраивающего органа. Заключение такого договора является для гражданина, получившего направление правом, а не обязанностью. С прекращением правоотношений по трудоустройству возникают трудовые или ученические правоотношения.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики «О занятости населения Республики Беларусь» гражданам гарантируется:

- свобода выбора рода занятий и работы;

- предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодыми специалистами - выпускникам государственных учебных заведений;

- получение информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

- бесплатная профессиональная подготовка переподговка и повышение квалификации;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;

- судебная защита трудовых и других прав граждан в сфере занятости.

Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Республика Беларусь, являются дополнительные гарантии занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К таким гражданам относятся: одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов; молодежь в возрасте до 18 лет; инвалиды; граждане, выехавшие из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь; лица предпенсионного возраста; воины-интернационалисты, уволенные в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением военнослужащих; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.

Обеспечение гарантийпроизводится путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), специализированных организаций, организацией обучения по специальным программам и другими мерами.

Особое место среди гарантий занимают социальные гарантии и компенсации безработным.

Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

2) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости;

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами власти;

4) оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в случаях предусмотренных законодательством;

5) возмещение расходов, и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости.

Срок выплаты пособия не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах государственной службы занятости населения в качестве безработного в следующем порядке:

за первые 13 календарных недель – в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель – 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

за первые 13 календарных недель – в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель – 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;

за первые 13 календарных недель – в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель – 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.

Безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице.

Гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность и зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных, пособие по безработице назначается в случае уплаты обязательных страховых взносов в государственный фонд содействия занятости в течение не менее шести месяцев за последний год, предшествующий регистрации в качестве безработных, за первые 13 календарных недель в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель – 50 процентов от их среднемесячного дохода, полученного за 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин. Гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность и производившим уплату обязательных страховых взносов в государственный фонд содействия занятости менее шести месяцев за последний год, предшествующий регистрации в качестве безработных, пособие назначается за первые 13 календарных недель в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель – 70 процентов базовой величины.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 процентов.

Выплата пособия производится со дня регистрации и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой уведомлена государственная служба занятости, а также оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев (с включением этого срока в общий срок выплаты пособий) либо его размер может быть сокращен (но не более чем на 50 %) в случаях невыполнения без уважительных причин установленных требований (в том числе невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах); если безработный дважды отказался от предложенной подходящей работы либо от профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае:

- прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7–9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий;

- непредставления декларации о доходах.

Государственная служба занятости обязана письменно уведомить безработного в 5-дневный срок о прекращении, приостановлении выплаты или сокращении размера пособия по безработице с указанием мотивов.

К социальным гарантиям относится также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Общественные оплачиваемые работы – это общедоступные виды временной трудовой деятельности, не требующие, как правило, дополнительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную ориентацию и содействующие включению в активную трудовую жизнь безработных лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.

При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу.

Организация работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляется на трех уровнях:

1) департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

2) управлениями областной службы (Минским городским центром) занятости населения;

3) центрами (отделениями) занятости населения.

Снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:

- признания гражданина занятым;

- направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- подачи им письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости населения;

- неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы государственной службы занятости населения без уважительных причин;

- попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;

- назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет;

- отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения;

- переезда безработного на другое постоянное место жительства;

- смерти безработного;

- истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;

- осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;

- направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Безработные, снятые с учета по основанию, указанному в абзаце четвертом части первой настоящей статьи, при обращении в органы государственной службы занятости населения могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации, а снятые с учета по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части первой настоящей статьи, – по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия с учета.

Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случае:

- трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления органов государственной службы занятости населения – с даты трудоустройства;

- неявки безработного более одного месяца в органы государственной службы занятости населения без уважительных причин – с даты последней явки в органы государственной службы занятости населения;

- невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в период:

- выплаты пособия по беременности и родам;

- вызова безработного для сдачи экзаменов в связи с обучением в учреждениях образования по очной (вечерней) и заочной формах;

- призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, занятия, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или общественных обязанностей.

Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц в случае:

- неявки безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с нанимателем в течение трех рабочих дней со дня выдачи ему направления органами государственной службы занятости населения;

- отказа безработного без уважительных причин явиться в органы государственной службы занятости населения для получения направления на работу (учебу);

- если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом органы государственной службы занятости населения по их требованию.

ТЕМА 8. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Основные черты трудового договора:

1) трудовой договор есть соглашение его сторон, их добровольное волеизъявление, направленное на установление между ними трудового правоотношения;

2) сторонами трудового договора являются работник и наниматель;

3) трудовой договор определяет основные права и обязанности его сторон.

Значение трудового договора заключается в том, что он:

· является главным основанием возникновения и действия во времени трудовых правоотношений работника с конкретным нанимателем;

· закрепляет договорный принцип установления трудовых отношений;

· служит правовой формой связи работника с членами трудового коллектива;

· является организационно-правовой формой привлечения, распределения и перераспределения трудовых ресурсов;

· определяя конкретные условия договора (место работы, трудовая функция и др.), индивидуализирует трудовой правоотношение.

Трудовой договор следует отличать от гражданско-правовых договоров: договора подряда, договора поручения, авторского договора и других гражданско-правовых соглашений, реализация которых также связана с трудовой деятельностью физических лиц. Разграничение трудовых и гражданско-правовых договоров, основанных на трудовой деятельности людей, имеет на практике большое значение, так как смешение этих понятий может повлечь за собой неправильное применение законодательства.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем по осуществлению и обеспечению трудовой функции, гражданско-правовой договор является соглашением двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Трудовой договор и гражданско-правовые договоры по-разному заключаются, изменяются и прекращаются и влекут различные правовые последствия. В случае возникновения конфликта между сторонами заключенного договора необходимо четко определить, какой вид договора между ними был заключен, поскольку законодательство о труде, являясь более льготным для работника, распространяется только на лиц, заключивших трудовой, а не гражданско-правовой договор. При выполнении гражданско-правовых договоров не действуют гарантии, установленные законодательством о труде.

Основное различие между трудовым договором и гражданско-правовыми договорами состоит в предмете договора. Предметом гражданско-правовых отношений является результат этого труда (построенный дом, изготовленное изделие, написанное произведение), а предметом трудового договора является сам труд работника (по определенной или нескольким профессиям, специальностям, должностям соответствующей квалификации) в процессе производства.

Гражданско-правовые договоры применяются, как правило, для выполнения конкретной работы, и при достижении этой цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Они применяются для выполнения определенных, чаще всего, разовых работ. По трудовому договору работник состоит с нанимателем в длительных отношениях и обязан выполнять любую работу в пределах своей профессии, специальности, квалификации и должности.

При заключении гражданско-правовых договоров процесс труда исполнителя не регламентируется (подрядчик сам организует свою работу, определяет время начала и окончания ежедневной работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению). По трудовому договору работник в процессе выполнения трудовой функции подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у нанимателя, обязан соблюдать режим рабочего времени, начинать работу в установленное нанимателем время и заканчивать работу не ранее времени, указанного в правилах внутреннего трудового распорядка.

По гражданско-правовым договорам устанавливается только конечный срок выполнения задания. По трудовому договору работник обязан выполнить определенную меру труда в определенный промежуток времени.

В гражданско-правовых договорах оплачивается готовый результат труда. В трудовых договорах оплачивается в различных формах именно выполнение работником трудовой функции в производственном коллективе в зависимости от фактически затраченного количества и качества труда.

Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Если нанимателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, то работник - это физическое лицо, гражданин.

Работник — лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст.1 ТК). Трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими 16-летнего возраста. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы (ст. 272 ТК). Несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда законодательством предусмотрены определенные гарантии. (сокращенная продолжительность рабочего времени, запрещение работы в ночное время и привлечения к сверхурочным работам, запрещение заключения письменного договора о полной материальной ответственности и др.).

Второй стороной трудового договора является наниматель.

Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (ст.1 ТК)

Наниматель как субъект трудового права выступает прежде всего как работодатель, представляющий гражданам (работникам) работу, осуществляющий оплату их труда. Чтобы быть участником в трудовых правоотношениях, наниматель должен быть способным: 1) предоставить работу; 2) оплатить труд работника; 3) нести ответственность по обязательствам, вытекающим из факта его участия в трудовых и иных отношениях, регулируемых трудовым правом.

Нанимателями являются предприятия, учреждения, организации, общества, товарищества, кооперативы независимо от наименования и форм собственности (их объединения и обособленные подразделения), индивидуальные предприниматели, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками.

Нанимателями могут быть также филиалы и представительства юридического лица, которые являются обособленными подразделениями юридического лица, в том случае, если учредившее их юридическое лицо предоставит им такое право.

Полномочия нанимателей, являющихся юридическими лицами, осуществляются их органами, которые в соответствии с положениями (уставами) могут быть коллегиальными и единоличными. К числу коллегиальных органов управления относятся правления, советы, дирекции и т.п. В качестве единоличного органа управления могут являться директора, управляющие, и т.п.

Трудовой кодекс ввел понятие уполномоченного должностного лица нанимателя— это руководитель
(его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Трудовой договор, как и договоры вообще — это соглашение сторон, направленное на установление, изменение или прекращение определенных прав и обязанностей.

Содержаниетрудового договора образуют условия, которые определяют объем прав и обязанностей каждой из сторон трудового договора.

Условия предусматриваются сторонами при заключении трудового договора, могут касаться различных вопросов трудовых правоотношений и подразделяются на необходимые (обязательные) и дополнительные (факультативные) условия.

Статья 19 ТК устанавливает следующие необходимые (обязательные) условия: трудового договора:

1. данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор. Данные о работнике включают в себя фамилию, имя, отчество, место жительства, данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность работника. Данные о нанимателе составляют полное наименование (в необходимых случаях и сокращенное), организационно-правовая форма организации, место ее нахождения;

2. место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу. Под местом работы понимается конкретная организация 9предприятие, учреждение, иной наниматель), с которой заключен договор, расположенная в определенной местности на день заключения трудового договора;

3. трудовая функция работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией;

4. основные права и обязанности работника и нанимателя;

5. срок трудового договора (для срочных трудовых договоров). Если в трудовом договоре не указан срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок;

6. режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

7. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Дополнительные (факультативные) условия – это условия, которые не влияют на сам факт заключения трудового договора и устанавливаемые по соглашению сторон, допустимых законодательством. Они не могут ухудшать положения работника по сравнению с законодательством о труде, соглашением любого уровня и коллективным договором.

Дополнительными условиями могут быть: установление испытательного срока, обязанность отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя; установление неполного рабочего времени, служебные командировки и т.д.

В соответствии со ст.17 ТК трудовые договоры заключаются на срок:

1) На неопределенный срок. При заключении такого договора не указывается срок, на который он заключен. Трудовые отношения продолжаются неограниченное время и могут быть прекращены только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

На определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Срочн

Наши рекомендации