Математические методы в прогнозировании трудовых ресурсов и занятости населения, социального развития и потребительского рынка

Прогнозирование трудовых ресурсов является составной частью процесса разработки демографических прогнозов, служащих решению следующих задач:

· определение перспективной численности населения и его половозрастной структуры;

· оценка численности населения трудоспособного возраста — основного источника трудовых ресурсов;

· обоснование перспектив социально-экономического развития;

· разработка концепции демографического развития, согласованной с концепцией социально-экономического и научно-технического развития;

· оценка возможных проблем демографического развития;

· создание основ для разработки демографической политики.

В процессе прогнозных расчетов наряду с определением численности населения, его половозрастной структуры, количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов дается характеристика таких важнейших параметров, как естественное и механическое движение населения, средняя продолжительность жизни, миграция населения, численность и структура семей. Формируются потребности отраслей народного хозяйства в рабочей силе и определяется степень ее сбалансированности с потенциальными ресурсами труда.

Процесс прогнозирования включает следующие этапы: анализ состава трудовых ресурсов, степени их использования, возможностей и источников пополнения, трудоустройства; выявление факторов, воздействующих на величину и состав трудовых ресурсов;расчет перспективной численности и структуры населения; расчет показателей формирования трудовых ресурсов; расчет численности работников, занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сфере.

В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов, являющийся важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется государственная политика занятости.

Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования.

Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором — распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. На его основе определяется количество безработных и уровень безработицы.

Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением.

Спрос– кол-во продукта, кот. потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Спрос может иметь цифровое, представленное в виде таблицы, и графическое изображение. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. На рынке всегда существует некая объективная зависимость между спросом на товар и уровнем цен, между спросом на товары и их предложением.

Цена спроса – макс. цена, кот. покупатели согласны заплатить при покупке данного кол-ва товара. Цена спроса определяется размером дохода.

Цена является главным и определяющим фактором при покупке товара. Но цена не выступает исключительным фактором, т.к. есть неценовые факторы (предпочтения потребителей; цены на сопряжённые товары; число потребителей на рынке; денежные доходы потребителей; потребительские ожидания на относительно буд. цен и доходов).

Предложение – кол-во продукта, кот. производитель желает и может произвести и поставить на рынок при данном уровне цен на прод-цию в течении опред. времени.

 
  Математические методы в прогнозировании трудовых ресурсов и занятости населения, социального развития и потребительского рынка - student2.ru
P
S
Q

Неценовые факторы, влияющие на предложение: цены на ресурсы; технология пр-ва; налоги и дотации государства; цены на другие товары; ожидание изменения цен; число продавцов на рынке.

С уровнем цен связаны спрос и предложение. Если потребитель стремится приобрести по низким ценам, то производитель больше производит той прод-ции, кот. дороже стоит, т. к. это позволит возместить издержки пр-ва и получить большую прибыль.

Зависимость между предложением и уровнем цен называется законом предложения.

Сущность рыночного равновесия: рынок сбалансирован, т.е. ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

Товарное равновесие - ситуация, при кот. при данной цене величина объема спроса равна величине объема предложения.

Равновесие в динамическом аспекте встречается лишь в редких случаях, и если оно достигается, то только на короткое время. Причинами подобных изменений могут быть, например, изменения в доходах, перемены во вкусах, в моде, изменение цен на факторы пр-ва и внедрение новых технологий.

Стабильность равновесия - способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.

Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойствами стабильности, то регулирование рынка становится настоятельно необходимым.

Товарный дефицит – спрос превышает предложение.

Товарные излишки – предложение превышает спрос.

В моделях спроса основными экзогенными факторами обычно являются доходы потребителей S и цены товаров p. Наиболее простые-статистические модели этого типа для отдельного товара строятся по инф-ии, полученной для фиксированного момента времени в виде ф-ии(дважды непрерывно дифференцируемой).

Математические методы в прогнозировании трудовых ресурсов и занятости населения, социального развития и потребительского рынка - student2.ru

При формировании статических моделей спроса часто либо доход, либо цены считают неизменными. Рассмотрим случай, когда доход фиксированный.

Для большинства товаров величина спроса уменьшается с ростом их цен

Математические методы в прогнозировании трудовых ресурсов и занятости населения, социального развития и потребительского рынка - student2.ru

Для случая фиксированного дохода. Возникают и аномалии, когда с повышением общего уровня цен спрос на относительно дешевые товары даже при растущих ценах на них увеличивается (т.н. «парадокс гиффена). Пример товара гиффена: при росте общего уровня цен потребление (спрос) картофеля увеличивается несмотря на рост цен на него. В частности покупается меньше мяса и покупается больше картофеля. По этому примеру можно сказать, что «эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения»

Наши рекомендации