Социальная политики в сфере занятости населения. Специфика труда и занятости осуждённых в ИУ

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Основные направления этой политики следующие:

  • предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду
  • соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий
  • социальная защита в области занятости
  • сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики
  • поощрение работодателей в создании новых рабочих мест
  • международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления

Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики.

В обязанности служб занятости входит: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости, оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан. Службы занятости имеют право запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест, направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства, разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства, направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы, оплачивать стоимость профессионального обучения, и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. Создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений.

Наряду с социальной стороной занятость имеет и производственную сто­рону, поскольку отражает экономические и правовые условия, в которых осущест­вляется труд — непременный и важнейший фактор всякого производства. Именно эффективная занятость свидетельство процветания экономики и предпосылка бла­госостояния населения. Только эффективная занятость создает материальную ос­нову для реализации любых социальных программ. Поэтому повышение экономи­ческой эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, а экономической политики в целом. Социальная политики в сфере занятости населения. Специфика труда и занятости осуждённых в ИУ - student2.ru

Опыт развитых стран показывает, что конкурентоспособность индивида на рынке труда не только его част­ное дело. Кстати, такой подход показывает, что повышения эффективности занятости не следует ожидать только как результата улучшения других параметров экономики, считающихся основными, например, сокращения инфляции, активизации инвести­ций и др., а работать над совершенствованием характеристик самой занятости (профессионально-квалификационной структуры, ее экономичности, продуктивно­сти и прочие). Важнейшая роль в регулировании процессов, протекающих на рынке труда, при­надлежит оплате труда, которая лежит в основе всей системы мотивационных уста­новок и в значительной мере поддерживает интерес работника к продуктивному труду.

В странах с рыночной экономикой сложились достаточно определенные и четкие представления о рациональном и оптимальном уровнях оплаты труда, о ее минимальных границах. Базируются эти представления на законе стоимости рабочей силы. Как известно, в соответствии с этим законом формируется фонд жизненных средств работников, необходимых для поддержания существования самого рабочего и его семьи. Именно стоимость рабочей силы есть экономическая категория, на ос­нове которой складывается понимание совокупности нормальных потребностей се­мьи, удовлетворение которых обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Это делает стоимость рабочей силы четким основанием, определяющим вели­чину заработной платы и иных трудовых доходов. Поэтому в западных странах немыслима ситуация, нередко случающаяся у нас, когда минимальная заработная плата оказывается ниже прожиточного минимума, а минимальная пенсия — выше минимальной заработной платы.

Производительность труда согласно международной организации труда это соотношение ВВП (рыночной стоимость товаров и услуг, произведенных страной за год) к количеству экономически активного населения, т.е.работающих. составила, 75,6 млн.человек, или более 53%. По данным 2009 года ВВП на душу населения в России составила порядка $11,5 тысяч в год, В США более 60 тыс., Бельгия, Ирландия и Франция (52 - 54 тысячи долларов). Производительность труда россиянина составляет около 5-6 долларов за один час (сравните производительность труда за один час - американца 32 доллара, француза и бельгийца- 35, норвежца – 38). При этом заработная плата за один час среднего россиянина составляет около 1 доллара, т.е. 20% от производительности, американца 12-16 долларов, т.е. 40-50% от его производительности, норвежца – 20 -25 долларов т.е. более 60 %.

Сложившийся в стране за годы «социализма» уровень оплаты труда всегда былв сравнении с Западом чрезвычайно низок. Сохраняющийся (почти на 35%) государственный характер российской экономики обуславливает ее высокую монополизированность иотсутствие цивилизованной конкуренции. Все это взвин­тило цены до недоступного для значительной части населения уровня при крайне низком объеме предложения товаров и услуг. Если Россия намеревается построить цивилизованное рыночное хозяйство, то создание условий для формирования трех указанных факторов абсолютно неизбежно. Но при этом ненасышенность россий­ского рынка товарами и услугами скажется как отсутствие экономического преде­ла расширения занятости и обернется простором для создания новых эффективных рабочих мест.

Социальная политики в сфере занятости населения. Специфика труда и занятости осуждённых в ИУ - student2.ru Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой ры­ночной экономикой базируется, по крайней мере, на трех обстоятельствах. 1.Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяю­щие платежеспособный спрос, весьма близки, или даже выше рациональных норм душевого потребления 2.Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечива­ет покупательную способность на чрезвычайно высоком уровне удовлетворения потребностей. 3. Действенные антимонопольные меры обеспечивают наличие жесткой конку­ренции продавцов (производителей) за покупателя (заказчика). Наличие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и пред­ложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги обще­доступны. В России в настоящее время не действуют никакие из упомянутых факторов. Вследствие значительного спада производства и снижения импорта предлагаемая на рынке товарная марка не соответствует даже среднему уровню удовлетворения потребностей, не говоря уже о рациональных нормах потребления.

Перспектива возможностей минимизации безработицы на основе неиспользо­ванного потенциала емкости потребительского рынка России ограничено во вре­мени. Она продлиться вплоть до того, когда производство и импорт потребитель­ских товаров и услуг позволяет насытить рынок на уровне рациональных норм потребления, как это имеет место в странах с сложившейся рыночной экономикой. В дальнейшем емкость потребительского рынка будет увеличиваться, во-первых за счет появления новых товаров, создающих дополнительный спрос, и, во-вторых, по мере роста покупательной способности населения за счет роста доходов.

Наши рекомендации