Основные направления, задачи и методы работы органов Государственной службы занятости населения на региональном и местном уровнях.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

1. регистрация безработных;

2. регистрация вакантных мест;

3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5. тестирование лиц, желающих получить работу;

6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;

7. выплата пособий зарегистрированным безработным.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

- организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

- оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно разделить по следующим признакам:

1.Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели, опред. элементы организации труда. В зависимости от особенностей об-та можно выделить меры общего и специального воздействия.

2.По направленности: увеличивающие\уменьшающие спрос на рабочую силу, влияющие на структур спроса и предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.

3.По форме воздействия на рынок труда: прямые методы регулирования – государственное субсидирование занятости на предприятиях разл. Форм собственности, стимулирование гибких форм занятости; косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение гос.заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиц. Дея-ти, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

4.по характеру воздействия: поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.

5.по содержанию: экономического характера (поддержка эконом. Целесообразных рабочих мест, организация общ. Работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного хар-ра (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности раб. Дня, ограничение числа мест работы для одного чел-ка, возможностей совместительства, изменение состава эконом актив. Населения); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, проекционисткую политики).

6.По уровню управления: общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.

7.по источникам финансирования: фед-ный, региональный, местный бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).

8.по продолжительности воздействия: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и более).

Другие классификации методов: 1.основа – использование мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования. 2.экономические – стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов) 3. социально-психологические – основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения.

29. Принципы и особенности технологизации работы учреждений (организаций) службы занятости.

Службы занятости – агентство по труду и занятости – федеральная служба по труду и занятости (это иерархия).

Служба занятости направлена на (это и есть особенности):

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

организацию мероприятий активной политики занятости населения;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

Учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются Правительством Российской Федерации.

Наши рекомендации