Организация производственной практики
Организация и учебно-методическое обеспечение преддипломной практики в НГАУ осуществляется кафедрой «Экономики и логистики» во взаимодействии с деканатом экономического факультета.
Для студентов 4 курса очной формы обучения она проводится в 8 семестре. Выбор организации – базы практики – осуществляется, как правило, студентом самостоятельно при условии возможности получения необходимых для отчета сведений и материалов. До начала прохождения практики студент может предоставлять в деканат факультета из организации – базы практики письмо-запрос установленной формы и в установленные сроки. При необходимости студент может получить в деканате письмо-ходатайство руководителю организации о предоставлении возможности прохождения производственной практики в данной организации.
На основании представленных писем – запросов и заявок организаций издается приказ декана экономического факультета университета о направлении студентов на практику в соответствующие организации и в соответствующие сроки.
Для прохождения преддипломной практики назначаются руководитель практики от вуза (преподаватель кафедры экономики и логистики) и руководитель практики от организации.
Руководителем выпускной квалификационной работы разрабатывается и подписывается индивидуальное задание, учитывающее тему ВКР и специфику прохождения практики.
Обязанности руководителя практики от института
Руководитель практики от кафедры обеспечивает:
– консультирование студентов по всем вопросам прохождения практики;
– систематический контроль за ходом практики;
– оказание методической помощи при подготовке отчета по практике рекомендует основную и дополнительную литературу, проводит индивидуальные консультации;
– доведение информации о ходе практики до учебного отдела, руководства кафедры и факультета;
– проверку отчета по практике и организацию его защиты; подведение итогов прохождения практики на закрепленных за ним базах.
Обязанности руководителя практики от организации
Руководитель практики от предприятия обеспечивает:
– организацию прохождения практики на конкретном предприятии (в организации, учреждении);
– общее знакомство с организацией и его структурными подразделениями;
– доступ студентов к материалам, формам документации и отчетности предприятия, необходимым для написания отчета;
– контроль трудовой дисциплины студентов во время практики,
– оценку работы студентов.
Обязанности студента
Студенты проходят практику в соответствии с приказом, в котором указываются организация – база практики, сроки прохождения практики, руководитель практики от организации и руководитель практики от кафедры.
В процессе прохождения практики студент обязан:
– прибыть на место прохождения практики в строго установленные сроки;
– соблюдать календарные сроки прохождения практики;
–соблюдать правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
– выполнять работы, предусмотренные содержанием практики;
– собрать, систематизировать и обобщить материал, необходимый для составления отчета по практике;
– подготовить отчет о практике и представить его на подпись руководителю от организации;
– в течение трех дней по окончании практики представить отчетные документы по практике руководителю практики от кафедры;
– защитить отчет по практике в соответствии с графиком.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Студенты проходят практику по индивидуальным планам, которые составляются и корректируются руководителями практики от кафедры в соответствии с разделами изучаемых дисциплин в области логистики. По усмотрению руководителя практики от организации индивидуальный план может быть дополнен вопросами, не включёнными в типовое задание, но необходимыми для углубления и изучения специфики работы на объекте практики.
В соответствии с учебным планом продолжительность практики составляет 9 зачетных единицы (324 часа).
Таблица - 4. Разделы производственной практики
Разделы дисциплины | Виды занятий, час |
Введение | - |
1. Приём на практику | |
2. Знакомство с организацией, ее историей, направлениями деятельности, видами выпускаемой продукции и оказываемыми услугами | |
3. Характеристика деятельности структурного подразделения организации, отвечающего за координацию логистических процессов | |
3.1. Теория менеджмента | |
3.2. Управление торговой организацией | |
4. Участие в работе структурного подразделения | |
4.1. Функции и операции логистики | |
4.2.Закупочная логистика | |
4.3.Транспортная логистика | |
4.4.Логистика складирования | |
4.5.Производственная логистика | |
4.6.Логистика запасов | |
4.7.Распределительная логистика | |
4.8. Информационная логистика | |
4.9.Маркетинг | |
5. Оформление отчета по практике | |
ИТОГО |
7. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ
Введение
В данном разделе необходимо отразить актуальность изучения логистических процессов в экономке и на предприятии. Обозначить цели и задачи ознакомительной практики.
1. Приём на практику
Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка на месте практики. Календарно-тематический план прохождения ознакомительной практики, его конкретные положения, методы и формы его выполнения.
2. Общая характеристика организации
Общее ознакомление с организацией. Название организации, организационно-правовая форма; учредители организации; краткая история создания; основные виды деятельности. Характеристика выпускаемой продукции (работ, услуг), положение организации на рынке, прочие сведения об организации.
3. Характеристика деятельности структурного подразделения
Управление торговой организацией.
Роль логистики в деятельности предприятия. Факторы, влияющие на формирование логистических процессов на предприятии и требования, предъявляемые к ней. Элементы и звенья логистики. Цель логистики на предприятии. Объекты логистического менеджмента
Организация работы структурного подразделения. Положение о подразделении (отделе). Задачи и функции структурного подразделения. Взаимосвязь с другими структурными подразделениями.
Характеристика персонала подразделения. Должностная инструкция работника подразделения (пример).
Материальные потоки, их классификация и размерность. Финансовые потоки, источники их формирования и характеристики. Информационные потоки и их классификация. Потоки услуг, их особенности. Измерители качества предоставляемых логистических услуг.
4. Участие в работе структурного подразделения
Перечень конкретных заданий и функций, выполняемых студентом в процессе прохождения ознакомительной практики. Получение новых теоретических знаний и практических навыков в области логистики.
В процессе участия в работе структурного подразделения студент должен изучить следующие направления работы структурного подразделения.
Закупочная логистика
- Цель, задачи и функции закупочной логистики на предприятии.
- Механизм функционирования и взаимосвязь закупочной логистики с другими функциональными областями: логистикой производства и распределения.
- Критерии выбора и методы отбора поставщика.
- Планирование потребности закупок.
- Традиционные схемы доставки товаров.
- Договорные или упрощенные схемы доставки товаров.
Транспортная логистика
- Виды используемого транспорта.
- Время и скорость доставки грузов видами транспорта.
- Измерители грузооборота.
- Виды транспортных систем, их материально-техническая база, сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.
- Транспортные издержки, тарифы и штрафы.
- Критерии выбора логистических посредников.
- Документальное сопровождение перевозок.
Логистика складирования
- Место, роль и функции складирования в логистической системе предприятия.
- Основные проблемы функционирования складов.
- Описание типа складской сети.
- Логистический процесс складирования.
- Основные показатели работы склада.
Производственная логистика
- Цель и задачи производственной логистики.
- Типы и принципы организации производства.
- Требования к организации и управлению производственными материальными потоками.
- Оптимизация времени и стоимости в производственных процессах.
- Типовые методы – системы минимизации материальных запасов, используемые на предприятии: MRP (MaterialsReguirementsPlanning); ЛТ, «точно в срок» (just-in-time); «Канбан» (Kanban-карточка); ОРТ (OptimizedProductionTechnologies); DRP (DistributionReguirementsPlanning); модификации методов - систем MRP (MRP-1, MRP-2).
Логистика запасов
- Цель и задачи управления запасами.
- Классификация товарно-материальных запасов, сложившиеся методы их расчета: аналитический, коэффициентный и прямого счета.
- Место и роль размещения в управлении запасами.
- Издержки формирования и поддержания запасов.
- Основные системы и элементы размещения запасов, их характеристики и расчетные параметры.
- Анализ систем управления запасами.
- Основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами.
Распределительная логистика
- Основные понятия о дистрибьюции.
- Цель и функции дистрибьютивного менеджмента.
- Каналы распределения товаров и их структура.
- Физическое распределение, логистические посредники в дистрибьюции.
- Координация и интеграция действий логистических посредников.
- Взаимосвязь логистики распределения с производственной и транспортной логистикой.
Информационная логистика
- Роль, значение информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ) в логистике.
- Системы информационной логистики.
- Логистические информационно-компьютерные технологии.
- Цель и роль информационных потоков в логистических системах.
- Электронный документооборот.
Маркетинг-логистика
- Маркетинговая среда, роль и функции маркетинга в реализации цели деятельности фирмы.
- Взаимосвязь маркетинга и логистики.
- Инструментарий маркетинговых исследований.
- Сегментирование рынка, позиционирование товара, Internet-методы.
- Сущность регрессионного, кластерного, факторного методов прогноза и оценки риска в условиях неопределенности.