Организация производственной практики

Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 5 календарных недель.

Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1).

Производственная практика проводится в образовательных учреждениях дошкольного, среднего и высшего уровня профессионального образования, в психолого-медико-педагогических центрах, центрах помощи подросткам, семьям, в центрах социальной защиты населения и других организациях, ориентированных на оказание психологической помощи, поддержки, сопровождения развития людей разного возраста.

Как правило, производственная практика проводится в индивидуальном порядке. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

Практика в образовательных и социальных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.

Ответственным за организацию производственной практики студентов является декан. Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель производственной практики (по специализации). Руководитель (руководители) производственной практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:

· устанавливает состав студентов специализации, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;

· определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;

· подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;

· помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания заданий;

· контролирует прохождение практики;

· осуществляет содержательную и методическую помощь студентам в решении основных задач;

· консультирует студентов при подготовке к разным видам деятельности;

· присутствует при проведении работы и оценивает качество;

· составляет общий отчет по итогам производственной практики.

Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, производственную практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.

Студенты, направляемые на производственную практику, имеют право:

· получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

· получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом;

· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, направляемые на производственную практику, обязаны:

· явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;

· детально ознакомиться с программой практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;

· своевременно подготовить отчет по практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ:

4. Каждый студент должен составить индивидуальный план практики, включающий, по возможности, такие виды деятельности: организационно-методическую, исследовательско - аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветитель­скую, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда - применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику.

5. Реализовать индивидуальный план и программу практики как решение конкретных задач, тесно увязанных с потребностями проблемной ситуации учреждения, в котором студент проходит практику.

6. Составить отчет о прохождении практики,отметив степень реализованности программы: знания, умения и навыки, профессиональные качества и позиции, которые были востребованы и укреплены; трудности, возникшие в процессе прохождения практики.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:

К основным на­правлениям профессиональной деятельности практического психолога можно отнести организационно-методическую, исследовательско - аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветитель­скую работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда.

Организационно-методическая работа психолога включает в себя все уровни планирования его труда, а также подготови­тельную и непосредственную деятельность по аспектам социаль­но-психологического сопровождения. В рамках этого направле­ния также решаются задачи обучения должностных лиц исполь­зованию в своей практике знаний из области психологии, подготовки психологического актива к эффективным действи­ям; психологического консультирования и просвещения клиен­тов.

Исследовательско-аналитическая работа предусматривает, с одной стороны, разработку концептуальных подходов к изуче­нию социально-психологических явлений, аналитическую рабо­ту с получаемой информацией, адаптацию психодиагностиче­ских методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР. С другой стороны, она предполагает поиск тенденции и закономерностей в существующих социально-психологических явлениях. Центральное место здесь занимает психодиагностиче­ская работа, состоящая в выявлении психологических характе­ристик клиентов, их отношений и взаимосвязей.

Психотерапевтическое воздействиеобеспечивает целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта воздействия. Оно заключается в комплексном вербальном и невербальном воздействии на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента — человека, коллектива, семьи, а также в создании комфортных усло­вий для их продуктивного труда и жизни.

Здесь выделяются такие компоненты, как психопрофилактика, психокоррекция, психо­логическая реабилитация, психогигиена. Психопрофилакти­ка — превентивная деятельность по предотвращению нежела­тельных проявлений в психике клиента. Психокоррекция—целе­направленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования необходимых психологических качеств и coстояний. Психологическая реабилитация — система мероприятий психологического, педагогического, социального плана, на­правленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и со­циального статуса. Психогигиена—работа психолога по созда­нию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходи­мых психических функций и состояний клиента.

Для определения специфических особенностей этих направлений важно выделять среди них основные, которые актуализируются практическим психологом и реализуются в процессе его профес­сиональной деятельности.

Психологическое консультирование и просвещение.Кон­сультирование — это работа психолога, носящая рекоменда­тельный характер, базирующийся на совместном с клиентом вы­явлении причин и недостатков существующих состояний. Просвещение реализуется в контексте повседневной жизнедея­тельности и в виде целевых мер. Оно направлено на повышение психологической культуры клиента.

Совершенствование профессиональной компетентности и условий труда психолога— это его самостоятельная работа продвижению к вершинам профессиональной компетентности.

Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолога образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, уставе, кодексе и т.п. В них вполне определенно сформулированы задачи, права и обязанности практических психологов.

В число основных задач, как правило, включают:

• выявление психического ресурса, здоровья и психологиче­ских характеристик клиентов (конкретного человека, семьи, коллектива);

• изучение психологических трудностей, механизмов их про­явления в жизни и деятельности социальных субъектов, а так­же всестороннюю помощь в преодолении их воздействия и устранении причин, условий и факторов таких трудностей;

• содействие государственным, общественным, предпринима­тельским, коммерческим и иным структурам в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

• социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в соответствии с социальными целями и жизненны­ми стратегиями;

• оказание реальной помощи клиенту и выработку рекоменда­ций для самостоятельного решения им различных психологи­ческих проблем;

• ведение пропаганды психолого-педагогических знаний и со­вершенствование психологической культуры;

• оптимизацию системы психологической работы и повыше­ние собственной профессиональной компетентности.

Производственная практика предусматривает осознанное последовательное решение каждым студентом системы профессиональных задач, представленных во всех указанных направлениях деятельности.

Наши рекомендации