Процедура защиты дипломной работы
Защита дипломной работы проводится на заседании ГАК. В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты с производства. Председатель ГАК должен быть специалистом по профилю факультета, имеющим ученое звание и степень, и приглашаться со стороны. Состав комиссии утверждается приказом ректора университета.
На заседании могут присутствовать руководители работ и проектов, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.
Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных работ. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.
До начала защиты дипломных работ (дипломных проектов) студент представляет в ГАК следующие документы:
- дипломную работу (дипломный проект);
- диск с содержанием дипломной работы (дипломного проекта);
- отзыв научного руководителя на дипломную работу (дипломный проект);
- внешнюю рецензию на дипломную работу (дипломный проект);
- раздаточный (иллюстративный) материал (по количеству членов ГАК);
- электронную презентацию дипломной работы (дипломного проекта).
Общая продолжительность защиты не должна превышать 30-35 мин, в том числе 10-12 мин. предоставляется студенту для сообщения содержания дипломной работы (дипломного проекта).
Защита происходит в следующей последовательности:
1. Председатель объявляет фамилию студента-дипломника, зачитывает тему его дипломной работы.
2. Заслушивается доклад дипломника.
3. Члены государственной аттестационной комиссии и присутствующие задают вопросы по теме дипломной работы.
4. Студент-дипломник отвечает на вопросы (в случае необходимости он может их записать и подготовить ответы: при этом разрешается пользоваться дипломной работой).
5. Научный руководитель зачитывает отзыв на дипломную работу.
6. Председатель государственной аттестационной комиссии зачитывает внешнюю рецензию на дипломную работу (при наличии — справку о внедрении результатов).
7. Заслушиваются ответы дипломника на замечания, сделанные в рецензии на дипломную работу. Общая продолжительность защиты не должна превышать 0,5 академического часа. Каждому студенту предоставляется не более 10 минут для доклада.
После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание государственной аттестационной комиссии. Оценка определяется открытым голосованием членов государственной аттестационной комиссии, простым большинством голосов. При равном числе голосов решающим является голос председателя. Дипломная работа оценивается по 4-бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Критерии оценок дипломной работы должны отражают степень соответствия готовности выпускника требованиям ГОС по соответствующей специальности.
Ведется протокол заседания государственной аттестационной комиссии, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и о выдаче диплома (с отличием, без отличия). Протокол подписывается председателем и членами государственной аттестационной комиссии, участвовавшими в заседании. В тот же день после оформления протокола заседания государственной аттестационной комиссии студентам объявляются результаты защиты дипломной работы.
При неудовлетворительной оценке дипломная работа не считается защищенной, диплом об окончании вуза студенту не выдается.
Студенту, не защитившему дипломную работу в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии. Для этого студент должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.
Отметки о сдаче и допуске к защите дипломной работы, оценка работы, постановление государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации выпускнику оформляются в зачетной книжке секретарем комиссии и подтверждаются подписями председателя и членов государственной аттестационной комиссии.
Дипломная работа вместе с заданием по ее выполнению и отзывом научного руководителя передается секретарем государственной аттестационной комиссии на выпускающую кафедру, которая составляет опись дипломных работ. В описи указывается год, порядковый номер, название темы, фамилия автора и научного руководителя дипломной работы. По этой описи дипломные работы сдаются на хранение в архив университета.
После защиты дипломных работ ГАК принимает решение о присвоении квалификации специалистапо сервису и туризму и о выдаче диплома государственного образца (с отличием, без отличия) о высшем профессиональном образовании.
Лицам, завершившим освоение основных образовательных программ, но не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких аттестационных испытаний квалификация не присваивается и выпускник отчисляется из университета без получения диплома.
После восстановления (в порядке определенном уставом БГУ) выпускнику назначается повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний, по которым были получены неудовлетворительные оценки. Эти испытания назначаются приказом ректора не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые, причем повторные итоговые испытания не могут назначаться более двух раз. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний (в т.ч. защиту ВКР) по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных) можно пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.
При этом дополнительные заседания ГАК организуются в университете согласно приказу ректора в сроки, не позднее 4-х месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых испытаний по уважительной причине.
11. Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ:
1. Повышение конкурентоспособности турфирмы в предпринимательской среде туристской индустрии (на примере …)
2. Современные тенденции развития организационно-экономических форм предпринимательства в туризме Брянской области
3. Проблемы развития малого предпринимательства в туристском бизнесе и направления их решения в Брянской области
4. Информационные технологии как фактор повышения конкурентоспособности предприятия туристского бизнеса (на примере …)
5. Анализ финансового состояния предприятия туристского бизнеса (на примере…)
6. Оценка экономического потенциала предприятия туристского бизнеса и разработка рекомендаций по развитию предпринимательской деятельности (на примере…)
7. Комплексная оценка организационно-правовых форм предпринимательства в туризме и разработка рекомендаций по их оптимизации (на примере…)
8. Бизнес-проект разработки событийного туристского продукта (на примере…)
9. Разработка инновационного проекта предпринимательской деятельности в туристской сфере Брянской области
10. Совершенствование организации предпринимательской деятельности предприятия гостиничного хозяйства (на примере…)
11. Организация предпринимательской деятельности в сфере въездного туризма Брянской области
12. Экономическая оценка эффективности предпринимательской деятельности туристского предприятия (на примере…)
13. Совершенствование механизма формирования и использования прибыли в туристской организации (на примере…)
14. Предпринимательский риск в туристском бизнесе и поиск оптимальных путей его уменьшения (на примере…)
15. Совершенствование управления предпринимательской деятельностью в индустрии гостеприимства (на примере…)
16. Оптимизация ценообразование в туристском бизнесе (на примере…)
17. Организация предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере (на примере…)
18. Организация системы планирования в туристском (гостиничном) предприятии и ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия (на примере…)
19. Совершенствование организационной структуры предприятия туристского (гостиничного) бизнеса (на примере…)
20. Экономический анализ показателей рентабельности предпринимательской деятельности туристской организации и разработка путей ее повышения (на примере…)
21. Экономическая оценка развития предпринимательства в туристской сфере города Брянска и разработка предложений по его ускорению.
22. Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в туристской сфере Брянской области
23. Экономическая оценка влияния факторов внутренней и внешней среды на условия и результаты предпринимательской деятельности туристкой организации (на примере…)
24. Управление предпринимательскими рисками туристской организации (на примере…)
25. Разработка механизма антикризисного предпринимательского управления туристской организацией (на примере…)
26. Инновационная предпринимательская деятельность гостиничного предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности (на примере…)
27. Комплексная оценка регулирования предпринимательской деятельности в туризме и индустрии гостеприимства Брянской области
28. Совершенствование управления предпринимательскими структурами в туризме и индустрии гостеприимства Брянской области
29. Совершенствование конкурентной предпринимательской среды в туризме (гостиничном хозяйстве) Брянской области
30. Разработка маркетинговой стратегии (рекламной кампании) предприятия туризма (гостиничного хозяйства) (на примере…)
31. Комплексная оценка зарубежного опыта организации предпринимательской деятельности в туризме
32. Оценка экономических методов принятия предпринимательских решений в туристском бизнесе (на примере…)
33. Разработка стратегии и тактики нового туристского предприятия (на примере…)
34. Ключевые факторы предпринимательского успеха на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства (на примере…)
35. Экологическое управление как направление инновационного развития предприятий туристского бизнеса (на примере …)
Список рекомендуемой литературы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.06.2009)
2. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)"
3. Александрова А. Ю. Международный туризм. – М.: КноРус - 2010.
4. Арбузов А. Ф. География туризма.– М.: Академия - 2009.
5. Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ю. Арбузова. – М.: Академия, 2009.
6. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
7. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. – М.: Академия,2008.
8. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. – М.: Юнити-Дана, 2006.
9. Безрукова Н. Л. Круизный рынок. Современное состояние и развитие. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М - 2010.
10. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.- М.: Дашков и Ко, 2009.
11. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М: Инфра – М, 2011.
12. Бессараб Д. А. Географическая и туристическая номенклатура мира/ Издательство: ТетраСистемс - 2011 г.
13. Бессараб Д.А., Штефан Л.В. География международного туризма. В 2 частях. Часть 2. География видов туризма. – М.: ТетраСистемс, 2011.
14. Биржаков М.Б., Никифоров И.В. Документооборот туристского предприятия (+ CD-ROM). – М.: Герда, 2009.
15. Биржаков М.Б., Никифоров И.В. Документооборот туристского предприятия (+ CD-ROM). – М.: Герда, 2009.
16. Боголюбов, В. С. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – М.: Академия, 2009.
17. Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Боголюбова. – М.: Академия, 2009.
18. Бочарников В.Н., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. Информационные технологии в туризме. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
19. Бутко И.И. Транспортное обслуживание туризма: учеб пособие / И. И. Бутко, В. А. Ситников. − М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
20. Бутко И.И. Туризм. Транспортные туры и круизы. - Ростов н/Д: Феникс,2010.
21. Бутко И.И., Ляшко Г.И., Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
22. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм. Макроэкономика и микроэкономика (+ CD-ROM). – М.: Герда, 2007.
23. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2012.
24. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг. – М.: Академия,2008.
25. Ветитнев А.М., Кусков А.С. Лечебный туризм. – М.: Форум, 2010.
26. Веткин В.А. Технология создания туристского продукта. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
27. Веткин В.А., Винтайкина Е.В. Технология создания турпродукта. Пакетные туры. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2010.
28. Власова, Т.И., Шарухин А.П. Анимационный менеджмент в туризме. – М.: Академия, 2010.
29. Грачева О.Ю., Маркова Ю. А. ,Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта. – М.: Дашков и Ко, 2010.
30. Дехтярь Г.М. Стандартизация и сертификация в туризме.-2 изд. Перераб и доп.- М.: Инфра –М, 2009.
31. Дмитриев М.Н., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально культурном сервисе и туризме. Учебник – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.
32. Долженко Г. П. Основы туризма: Издательство: Феникс, МарТ - 2009 г.
33. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, МарТ,2010.
34. Дурович А.П. Менеджер турагентства. – М.: Современная школа, 2010.
35. Есаулова С.П. Информационные технологии в туристической индустрии. М.: Дашков и Ко, 2011.
36. Жуков В.И., Жукова Г.В. Глобальный кризис и проблемы социального обновления России. – М.: РГСУ, 2009.
37. Забаев Ю.А. Экономика и организация туризма. Международный туризм. – М.: КноРус, 2010.
38. Здоров А. Б. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2007.
39. Иловайский Н.Д. Сервис на транспорте (железнодорожном): учеб. для вузов / Н. Д. Иловайский, А.Н. Киселев. – М.: Маршрут, 2003.
40. Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Продвижение туристского продукта. – М.: Финансы и статистика, 2008.
41. Ильина Л.А. Туристское природопользование. – М.: Академия; 2009.
42. Каурова А.Б. Организация сферы туризма (+ CD-ROM)/ . –М.: Герда,2008.
43. Каурова А.Б. Организация сферы туризма (+ CD-ROM)/ . –М.: Герда,2008.
44. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. – М.: Академия, 2011.
45. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И. М. Лифиц.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.
46. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И. М. Лифиц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование; Юрайт-Издат,2009.
47. Корпоративный менеджмент: учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2010.
48. Косолапов А. Б.Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. – М.: КноРус, 2010.
49. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. – М.: КноРус, 2010.
50. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия. – М.: КноРус,2008.
51. Косолапов А.Б. Управление рисками в туристском бизнесе. – М.: КноРус,2009.
52. Крутик, А.Б. Экономика и предпринимательство в социально–культурном сервисе и туризме : учеб. пособие для студентов вузов / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2010.
53. Кусков А. С. Туристское ресурсоведение. – М.: Академия, 2008.
54. Кусков А. С., Голубева В. Л. Туроперейтинг . – М.: Форум, 2009.
55. Кусков А.С. Транспортное обеспечение в туризме: учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2008.
56. Кучеров А.П. Объектное управление. Новационный и инновационный менеджмент в туризме. – М.: Компания Спутник +, 2009.
57. Кучеров А.П. Объектное управление. Новационный и инновационный менеджмент в туризме. – М.: Компания Спутник +, 2009.
58. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе: - Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2010.
59. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: КноРус, 2010.
60. Морозов, М. А. Информационные технологии в социально–культурном сервисе и туризме. Оргтехника : учеб. для студентов вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2009.
61. Морозова Н. С.Реклама в социально–культурном сервисе и туризме : учеб. для студентов вузов / Н. С. Морозова, М. А. Морозов. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,2009.
62. Москвитин Е. Ю., Лантратов О. И., Организация документационного обеспечения бухгалтерского учета в сфере сервиса и туризма. - Ростов н/Д: МарТ, Феникс, 2010.
63. Мотышина М. С., Большаков А. С., Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2008.
64. Новиков, В. С. Инновации в туризме : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Новиков. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010.
65. Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристических ресурсов мира. – М.: Корона-Принт, 2011.
66. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие. − М.: И.Ц «Академия», 2004.
67. Пищулов В. М.Менеджмент в социально–культурном сервисе и туризме : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Пищулов. – М.: Академия,2010.
68. Покровский Н. Е., Черняева Т. И. Туризм. От социальной теории к практике управления. М.: Университетская книга, Логос, 2009.
69. Родионов М.В. Туризм и туристская деятельность. Конспект лекций. – М.: А-Приор,2010.
70. Рубаник А. Н., Ушаков Д. С. Технологии въездного туризма: - Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2010.
71. Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран- М.: Академия,2008.
72. Сафонова Л.В. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма. - М.:Академия,2009.
73. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного. - М.: Академия, 2008.
74. Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм.- М.: Академия, 2008.
75. Стандартизация и сертификация в туризме: Учебник / Л. В. Баумгартен. — М.: Дашков и К°, 2009.
76. Сухов Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве- Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2010.
77. Сухов Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве- Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2010.
78. Третьякова Т. Н. Основы курортного дела.- М.: Академия, 2008.
79. Туризм в цифрах. 2010: Стат. Сб. Составители Т. Коник, В. Нестеров – Воронеж.: Научная книга, 2010.
80. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Экономика, 2011.
81. Управление инновациями : учебник/ В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — М. : Высшее образование, Юрайт-Издат,2009.
82. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания : учеб. пособие / В. В. Усов. – 7-е изд., стер. – М.:Академия,2009.
83. Ушаков Д. С. Технологии выездного туризма. - Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2010.
84. Христов Т. Т. Религиозный туризм. – М. : Академия, 2008.
85. Черникова Л.И. Страхование и риски в туризме. – М.: Академия, 2010.
86. Черняк В.З. История предпринимательства: учеб. пособие / В.З. Черняк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
87. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Информационные технологии управления в туризме.– М.: КноРус, 2008.
88. Шматько Л. П. Страхование и риски в туризме- Ростов н/Д: Феникс, МарТ, 2010.
89. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
90. Яцек Качмарек, Анджей Стасяк, Богдан Влодарчик. Переводчик Игорь Рудинский. Туристический продукт. Produkt turystyczny. – М.: Юнити-Дана, 2008.
Приложение А
Образец заявления на утверждение темы дипломной работы (дипломного проекта)