Процедура защиты дипломной работы

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании ГАК. Списки очерёдности защиты с указанием фамилий авторов и тем их работ заблаговременно вывешиваются деканатом.

На заседаниях ГАК, проводимых для защиты дипломных работ, руководитель работы и рецензент, если они не входят в состав ГАК, пользуются правом совещательного голоса, причём участие рецензента в заседаниях ГАК по защите работ не является обязательным.

На защите студент-выпускник делает доклад в пределах 10 минут (5 - 8 страниц печатного текста). Выступление выпускника является важной частью защиты. От того, насколько интересно, аргументировано и лаконично будет изложен материал исследования, во многом зависит оценка затраченного труда. Необходимо отрепетировать выступление заранее.

Примерная схема доклада на защите выглядит следующим образом:

- обращение к членам государственной аттестационной комиссии («Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа по теме…);

- название работы, её цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

- изложение методологических основ работы, обоснование применяемых методов и методик;

- данные о структуре и объёме дипломной работы;

- описание базы исследования и выборки испытуемых;

- краткое описание процедуры исследования и обработки данных;

- полученные результаты и их выводы.

Выступление не должно содержать общие теоретические положения, заимствованные из литературных источников или нормативных документов, так как они не являются предметом защиты.

Следует помнить, что защита дипломной работы – это демонстрация умения студента кратко, чётко, аргументировано изложить свои достижения в той или иной сфере научного знания, а также возможность поделиться с другими полезной информацией о новых результатах, полученных в собственном исследовании.

Обычно выступления в рамках защиты дипломных работ оценивают по следующим основным признакам:

· актуальность тематики, глубина и полнота анализа фактов и проблем, относящихся к рассматриваемому вопросу;

· информационная насыщенность, новизна, оригинальность подхода к решению задач исследования;

· структурная организованность, логичность, грамматическая правильность, доходчивость и стилистическая выразительность;

· доказательность аргументаций, практическая значимость рекомендаций и выводов.

В процессе подготовки и в ходе самого выступления по защите используют различные методические приёмы, позволяющие успешно реализовывать эти требования.

Подготовка включает подбор теоретического и фактического материала, определение композиции, позволяющей раскрыть основные положения работы, содержащиеся в ответах на поставленные вопросы, оформление материалов в виде плана, тезисов или развёрнутого текста и выбор стиля выступления. Каждый из этих этапов подготовки имеет свои особенности.

Наиболее трудоёмким этапом подготовки доклада является отбор теоретического и фактического материала. Вначале производятся выписки из текста работы, причём обязательно «с запасом», чтобы материала было подобрано заведомо больше, чем потребуется для доклада.

Подготавливаются как теоретические положения, обосновывающие и разъясняющие организацию научного поиска по рассматриваемой проблеме, так и конкретные экспериментальные данные.

Форму доклада можно построить и по следующей схеме.

Во введении дается обоснование актуальности темы, ее разработанность в социально - педагогическом плане, указывается проблема, определяется объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, ее теоретическая и практическая значимость.

Далее следует изложение основной части доклада, где приводятся конкретные фактические данные, полученные в ходе решения каждой из поставленных задач. Излагая полученные результаты, выступающий обращается к таблицам или рисункам, наглядно отображающим результаты исследования. При обращении к таблицам нет необходимости называть все цифры, нужно только указать основные значимые показатели.

После изложения результатов переходят плавно к заключению. Заканчивают свое выступление словами: «Благодарю за внимание».

При такой форме доклада облегчается задача доведения смысла своего научного труда до сведения членов ГАК и присутствующих на защите, а дипломник может показать владение материалом, которое является основой для высокой оценки защиты работы.

Для научного доклада характерен деловой, разъясняющий стиль. Особое внимание уделяется подбору языковых средств, преодолению штампов.

В процессе самого выступления на защите возникает ряд трудностей. Опыт показывает, что здесь для докладчика особо значимы следующие факторы:

а) владение материалом;

б) владение самим собой;

в) контакт с аудиторией.

Излагаемый в ходе выступления на защите материал может быть выражен различными языковыми средствами. Необходимо излагать материал официальным тоном. Речь должна быть не только выразительна, но и правильна в произношении с изменением темпа, логических ударений, пауз, интонаций и др. Выразительность речи достигается как подбором слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием техники устной речи.

Трудно давать конкретные рекомендации о правильном применении техники выразительности речи. Дело в том, что необходимые изменения темпа, тона, логических ударений, пауз и интонаций возникают сами собой, естественно, если вдуматься в свои собственные слова и быть неравнодушным к содержанию своей речи.

Над готовым докладом придётся ещё поработать, чтобы уметь воспроизвести доклад, непрерывно не заглядывая в текст. Его необходимо отрепетировать с часами в руках. Если этого не сделать, то внезапное сообщение председателя о том, что осталась одна минута, заставит вас ещё больше волноваться и «глотать слова», что вызовет неприятный осадок у всех присутствующих.

Можно посоветовать тем, кто теряется при публичных выступлениях: читать текст, но по мере окончания предложения поднимать глаза и смотреть на аудиторию. Чтобы меньше волноваться при выступлении, первые несколько фраз лучше выучить наизусть: начав выступление, вы уже будете думать не о себе, а о теме выступления. Наиболее лучшее впечатление производит свободная форма выступления, когда студент не читает текст (или по крайне мере, делает вид, что не читает!), а эмоционально и аргументировано излагает его содержание, владеет аудиторией и следит за её реакцией.

Выступая перед аудиторией, трудно избежать волнения, мешающего вести себя спокойно, уверенно, по-деловому. Психологи рекомендуют проводить своеобразную самонастройку. Для этого перед началом выступления внутренне собраться, мысленно пройтись по плану доклада, освежить в памяти материал. Затем на минуту-другую полезно расслабиться, чтобы потом собраться, взять себя в руки и быть готовым к защите. Выйдя на трибуну, лучше всего сразу окинуть взглядом аудиторию, выбирая глазами одно-два наиболее приятных для Вас лица, пару сочувствующих глаз и обращаться с речью к его обладателю. Это комфортный психологический приём, который часто применяется в практике публичного выступления. Пользуясь заранее заготовленным иллюстративным материалом, студент может добиться дополнительного положительного эффекта от своего вступления.

Важно соблюдать при этом временной режим: ни одной лишней минуты на доклад, лучше уложиться в 8 – 9 минут. Это производит хорошее впечатление. Если же Вам хочется высказаться, то продемонстрируйте это при ответах на вопросы, заданные членами государственной комиссии.

Средства наглядности надо тщательно отбирать по содержанию, правильно и чётко оформлять таблицы, схемы, диаграммы, чтобы не было дополнительных вопросов и замечаний по небрежному отношению к ним.

Помимо традиционных схем, итоговых таблиц, графиков, диаграмм, во время выступления обязательно использовать современные технические средства – проекторы, аудио - и видеозаписи, компьютерные средства презентации. Профессионально выглядит иллюстративный материал (например, слайд-фильм), представленный с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point.

В процессе защиты, по общепринятым считается говорить о себе только во множественном числе – «мы», имея в виду «я и мой научный руководитель». Кроме того, «мы» подсознательно воспринимается слушателем, как приглашение присоединиться к ходу рассуждений и в какой-то степени обеспечивает его сочувствие.

Иногда можно слышать небрежный, неотчётливыё текст, сквозь зубы произносят слова, искажая слова, а, следовательно, и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению выпускника, а у членов комиссии складывается о нём неблагоприятное впечатление.

Справедливо, что в процессе выступления необходимо менять темп, тон речи и силу голоса. Монотонное выступление быстро усыпляет аудиторию, скороговорка мешает понять смысл, тихая речь не слышна, заставляет напрягаться, а чрезмерно громкая – утомляет, отвлекает от восприятия содержания доклада. Важно следить за речью, которая должна быть выразительной, уверенной, а это зависит от темпа, громкости, интонации, избегая при этом заискивания и излишнего высокомерия и сохранять на протяжении всего доклада уважительно-деловой тон речи.

Учёные рекомендуют следующее:

- все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать нули;

- подчёркивайте ключевые и трудно произносимые для Вас слова;

- старайтесь печатать или писать текст с большим интервалом, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;

- используйте простые слова и простые утвердительные предложения. Защита выпускных квалификационных работ проводится в торжественной обстановке, с приглашением научных руководителей, преподавателей выпускающей кафедры, студентов старших курсов и представителей работодателей. Председатель ГАК в порядке очерёдности приглашает на защиту студентов, каждый раз объявляя фамилию, имя, отчество, тему дипломной работы, фамилию и должность научного руководителя.

Решения ГАК об оценках дипломной работы принимаются на закрытом заседании по итогам их защиты, где открытым голосованием большинством голосов членов комиссии (при равном количестве голосов «за» и «против» голос председателя ГАК является решающим) дается оценка каждой защиты.

Оценка результатов защиты дипломной работы производится дифференцированными отметками по четырех балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При итоговой оценке дипломной работы учитываются их качество, ход защиты, уровень профессиональной и научной эрудиции выпускников. Итоги защиты объявляются в день защиты после оформления протоколов заседания комиссии.

Из педагогической практики успешной защиты дипломных работ выявлено соблюдение следующих условий:

- контролировать время выступления;

- использовать визуальный демонстративный материал (доску, плакаты, слайды, презентацию, раздачу материалов);

- следить за чистотой языка и жестов;

- контролировать громкость голоса, поддерживать «глазной» контакт с аудиторией («видеть всех и каждого»);

- умело варьировать формами подачи материала;

- не превращать выступление в развлекательное шоу.

К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях студентов относятся следующие:

- отсутствие вступления, резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;

- неясность и нечёткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение ясности;

- нарушение пропорции между частями (затянутое вступление, множество основных вопросов; слишком короткое заключение или вообще пренебрежение им);

- однообразие вариантов изложения вопросов;

- преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;

- отсутствие связки конца с началом с началом заключения;

- хаос в рассуждениях, не выдержана логика развития мысли.

После сообщения студенту может быть задан любой вопрос по ее содержанию не только членами ГАК, но и присутствующими на защите. Этот этап защиты демонстрирует культуру мышления, научную эрудицию выпускника и существенно влияет на мнение членов ГАК, так как именно здесь проявляется самостоятельность в ориентировке в научной проблеме, проведении экспериментальной части работы.

Ответы на заданные вопросы должны быть краткими, четкими и достаточно аргументированными по существу выполненного исследования. После обсуждения работы студенту предоставляется заключительное слово, которое должно быть лаконичным и по существу высказанных в процессе выступления замечаний и рекомендаций по выполненному проекту. При построении доклада и ответов на вопросы избегайте слов-паразитов: «так сказать», «понимаете», «значит», «вот» и др. Такие слова не украшают речь, а вызывают раздражение слушателей, и, как правило, доказывают, что Вы не уверены о том, о чём говорите.

Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела и иметь в виду, что какими бы «несоответствующими» Вам не казались задаваемые вопросы, ни в коем случае нельзя раздражаться, отвечать следует уважительно, и, даже, если какой-то вопрос задан повторно, не говорите «мы об этом уже говорили», а попытайтесь спокойно вновь ответить на вопрос другими словами, построив ответ иначе.

Так, например, А. Т. Марьянович рекомендует при ответах на вопросы членов ГАК, соблюдать следующие правила:

- отвечать именно на поставленный вопрос;

- во время ответа желательно показать на плакатах одну-две детали, имеющие отношение друг к другу;

- отвечать коротко, не повторять фрагментов доклада.

Безотказно действуют ответы: «Это очень интересный аспект проблемы, но он не входил в задачи нашего исследования». Другие варианты ответов: «Собственных данных у нас по этому поводу нет, но анализ литературных данных показывает, что …» и т.п. Если Вы уверены в своих доводах, необходимо защищаться, «держать удар» Но иногда необходимо просто согласиться с критическими замечаниями, если они не ставят под сомнения всю Вашу работу. В затруднительных случаях, лучше признаться в недостаточной компетентности по какому-то вопросу, чем пробовать выкручивать. Кроме того: лучше не вступать в полемику о терминах и определениях, не относящихся к теме Вашего исследования.

После ответа на заданные ему вопросы, зачитываются отзыв научного руководителя о научно-исследовательских качествах студента и его отношении к выполняемой работе. А затем слово предоставляется рецензенту, который характеризует выпускную квалификационную работу, выделяет её достоинства и недостатки. Если кто-то из них не может присутствовать на защите, то отзыв или рецензию зачитывает председатель ГАК.

Далее выпускнику предоставляется возможность ответить на замечания руководителя и рецензента. Кратко защитить или разъяснить положения, которые встретили возражения, или дать необходимые справки.

Целесообразно заранее заготовить текст Вашего заключительного слова в той части, где Вы будете благодарить научного руководителя, выпускающую кафедру, рецензента.

В этот торжественный для Вас день должна быть голова ясной и уравновешенное состояние, уверенность в выполненной работе. Поэтому необходимо выспаться и не иметь забот по подготовке наглядных пособий и проведения презентации.

Необходимо учесть и такие факторы, как выбор соответствующей одежды, прически, позы, жестов, манеры поведения при выступлении с докладом. Одежда должна свидетельствовать об уважении к членам ГАК – быть аккуратной и в меру праздничной, не вычурной, для «тусовок» или для занятий спортом.

Оценка, полученная выпускником на защите, фиксируется в зачётной книжке и вносится в приложение к диплому с указанием темы ВКР. По завершению обсуждения в аудиторию приглашаются выпускники, защитившие в этот день работы, и все приглашённые. Председатель ГАК в торжественной обстановке подводит итоги защиты ВКР, зачитывает оценки, выставленные комиссией, и отмечает исследования, выполненные на высоком профессиональном уровне. Кроме того, поздравляет с успешной защитой и окончанием вуза. Далее предоставляется слово выпускникам, которые могут поблагодарить своих научных руководителей, преподавательский состав за те знания и умения, которые они получили в стенах факультета, вуза.

Если защита ВКР признаётся неудовлетворительной, ГАК устанавливает, возможно ли представление данной работы к повторной защите после необходимой доработки, определяемой комиссией, или же студент должен разработать новую тему.

Получение неудовлетворительной оценки за ВКР на её защите не лишает студента права сдавать государственные экзамены по остальным предметам, предусмотренным учебным планом, если они по расписанию следуют в более поздние сроки, чем защита ВКР. Студенты дневного отделения, получившие неудовлетворительную оценку на защите ВКР, отчисляются из высшего учебного заведения, и вместо диплома выдаётся справка установленного образца.

Повторная защита ВКР, получившей неудовлетворительную оценку ГАК, разрешается в течение трёх лет после окончания вуза. Студентам, которые не защищали ВКР по уважительной причине, подтверждённой документально, ректор учебного заведения может продлить срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год.

По результатам итоговой государственной комиссии выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по специальности (направлению) и выдаче диплома о высшем образовании.

После защиты дипломной работы их хранят в высшем учебном заведении, в учебных кабинетах выпускающих кафедр, где ими могут пользоваться студенты, преподаватели вуза, выпускники. По истечении одного года дипломные работы передаются в вузовский архив.

Лучшие работы студентов публикуются в печати – в виде тезисов или статей в сборниках университета. Студенты-дипломники участвуют в научных конференциях и конкурсах.

Наши рекомендации