Анализ розничного товарооборота
Основные задачи анализа розничного товарооборота:
1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота; удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары; определение тенденций экономического и социального развития;
2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
3) выявление путей и возможностей роста товарооборота; повышения качества обслуживания покупателей; эффективности использования материально - технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
4) разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.
Этапы анализа розничного товарооборота
1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота.
2. Анализ состава розничного товарооборота.
3. Анализ ассортиментной структуры розничного товарооборота.
4. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
5. Анализ поступления товаров.
6. Анализ товарных запасов.
7. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.
8. Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы торговли.
Эти задачи стоят перед последующим (итоговым, ретроспективным) анализом товарооборота. Прогнозный же анализ должен осуществить определение критического (безубыточного) объема реализации (продаж) товаров в будущем периоде. И исходя из возможных изменений величин издержек обращения и прибыли торговой организации, а также выбор оптимальной структуры товарооборота.
Источниками информации для анализа розничного товарооборота являются плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация. Важнейшими первичными документами служат товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки.
В процессе внутреннего анализа необходимо выявить и изучить причины, способствовавшие выполнению плана розничного товарооборота, а также причины, вызвавшие его невыполнение.
После рассмотрения выполнения плана следует изучить динамику розничного товарооборота. В этих целях товарооборот за данный отчетный период сравнивается с соответствующим показателем предыдущего периода. Предварительно в целях обеспечения сопоставимости данных товарооборот отчетного периода пересчитывается на индекс цен и показывается в ценах предыдущего периода.
Затем необходимо рассмотреть состав розничного товарооборота в разрезе отдельных видов продаж, организационных форм товарооборота, форм обслуживания, а также форм оплаты.
Основной целью планирования товарооборота предприятия является обеспечение высоких темпов развития предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых покупателей.
Этапы планирования товарооборота предприятия:
- определение минимального объема товарооборота
- оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;
- планирование объема и структуры реализации товаров;
- нормирование и планирование товарных запасов;
- планирование поступления и закупки товаров.
Факторы, определяющие объемов продаж.
Факторы, связанные с товарным обеспечением, влияют на объём розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало и конец отчётного периода, поступления товаров и их прочего выбытия.
Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи; их увеличение сказывается отрицательно на величине товарооборота данного отчётного периода.