Особенности содержания программ и методики преподавания экономики в начальной школе
Изучение экономики в российской школе, получившее свое бурное развитие в последние годы идет по разным направлениям, в том числе есть школы, гимназии, лицеи, где экономику начинают преподавать с начальной школы (1 или 2 класса). В Курске – это гимназия № 25, школа № 32; в течение 1993 – 1997 гг. факультативный курс экономики проводился для учащихся начальных классов гимназии №44.
Наибольшую трудность представляет организация экономического образования в начальной школе. Во-первых, экономические вопросы пока не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части базисного учебного плана. Во-вторых, большинство учебно-методических материалов не нацеливает общеобразовательные учреждения на организацию факультативных занятий по экономике для учащихся младшего школьного возраста. В начальной школе, где ведется преподавание экономики за счет времени вариативной части базисного учебного плана, первостепенной задачей является ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. Особые требования должны предъявляться к учебному материалу, его информационной насыщенности и соответствию возрастным особенностям обучающихся, объему, языку изложения. Наиболее полно этим требованиям отвечают следующие учебно-методические комплексы:
· Экономика для младших классов: пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой, М,: Вита-Пресс, 2000. Для учащихся разработаны тетради творческих заданий.
· Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики, Новосибирск, 1997. (2001)
· Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: Пособие для учителя, - М.: Вита-Пресс, 1997. Прилагается также рабочая тетрадь для школьника « Уроки гнома Эконома и феи Экологии»
Необходимо отметит, что для учителей начальных классов разработано множество дополнительных материалов, которые позволяют уже в данном возрасте говорить об экономике профессионально. Из множества литературы отметим, «Экономическая игротека» Романовой Н.И., «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Поповой Т.А. и Меньшиковой О.И., пособие для учителя «Белка и компания (автор Т.В.Смирнова, Т.Н. Преснякова), «Зачем нужны налоги (авторы В.А.Рубе, Е.С. Шабельник).
При разработке программ для младших школьников необходимо учитывать следующие основные положения:
-мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни;
- для активизации процесса обучения и воспитания использовать различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, дискуссии, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность;
- содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе;
- социально-экономические знания, получаемые школьниками должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Учащиеся начальной школы должны знать: какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца, значение труда в удовлетворении потребностей, что такое собственность. Школьники начальных классов должны иметь представления о школьном хозяйстве, о домашнем хозяйстве, в третьем- четвертом классе их можно познакомит с особенностями местного хозяйства.
На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.
На данном этапе обучения очень важны консультации со специалистом-психологом по вопросу применимости учебного материала, его информационной насыщенности и объема.
Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь