Особенности преподавания исторического материала в начальной школе

Школьное историческое образование направлено на воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формированию национального самосознания и уважения к истории своей страны и своего народа, а также к культурному наследию страны. Пропедевтические знания о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе направлены на формирование элементарных знаний о человеке и его правах, о демократии. Недостатком данного курса является фрагментарный характер знаний о человеке и обществе, их недостаточность.

Учителя современной начальной школы имеют возможность обобщить опыт прошлых поколений и активно использовать широкий круг методических пособий и рекомендаций в преподавании истории, проявлять свое творчество. Ученик становится активным субъектом учебного процесса, стоит в центре познавательной активности. В настоящее время учителя не ограничены в выборе форм, методов, приемов и средств обучения, что позволяет им излагать исторический материал для учеников начальной школы более красочно и ярко, и тем самым обусловить его хорошее понимание и усвоение

Преподавать историю в начальной школе задача не из легких, к тому же в нашей стране данная практика не получила широкого распространения как в других странах и не является нормой.

«Обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития». [22;35].

Для успешного обучения детей необходимо вызвать у них интерес к новому, желание и стремление овладеть этими знаниями, помочь осознать для чего им это нужно.

История в начальной школе – это область знания, при изучении которого активно развиваются учебно-познавательные мотивы. История – это необычное «путешествие в прошлое на машине времени». Мотивация обуславливается не только тем, что история для учеников начальной школы является новым предметом (включенным в курс Окружающий мир), но заключатся, прежде всего, в методике преподавания этого предмета, то, как учитель излагает материал. Важную роль здесь играют методы и средства, привлекаемые на уроки истории. Поэтому учитывая возрастные особенности младших школьников, учебный материал по истории должен излагаться красочно и ярко с применением различных средств наглядности.

Основная задача начального этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст исторической науки и помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. На этом этапе важнее всего научить работать с текстами, в том числе с такими их разновидностями, как карты, таблицы (хронологические, генеалогические и т.п.).

Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное обучение и воспитание. Главная задача начальной школы состоит в том, чтобы воспитать гармоничную и всестороннеразвитую личность и это воспитание должно соответствовать стандартам второго поколения.

Систематическое изучение истории начинается с 5 класса, но оно не будет таким успешным, если у ребенка не будут сформированы основные навыки и умения работы с картой или хронологией, творческой деятельности и воображения, которые в свою очередь невозможны без соответствующих знаний. На формирование таких знаний, умений и навыков и направлен предварительный или пропедевтический курс истории (включен в курс Окружающий мир).

Учителю начальных классов важно понимать, что у учеников начальной школы еще нет исторических знаний о прошлом, поэтому задачей изучения исторического материала в начальной школе является наделение ученика этими знаниями и обучение основным методам исторического познания, специфической познавательной деятельности, подготовка ребенка к систематическому изучению истории в средней школе.

Предметную основу курса должны составлять такие знания по истории, которые ребенок может связать со своим личным жизненным опытом, для лучшего понимания истории. При этом следует учитывать, что этот опыт еще совсем мал. При формировании исторических знаний следует опираться на то, что ученикам близко и знакомо: историю своей семьи, историю родного края.

Не маловажным критерием в отборе исторических знаний для начальной школы является и тот факт, что вместе с ребенком растут и его знания. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое "Я" и в соответствии с этим выделяют три ступени изучения истории:

1. "Я и моя семья", "Я и вещи, которые меня окружают";

2. "Место, где я живу", "Город, страна, символы";

3. "История моей страны".

При учете всех этих критериев в процессе изучения истории формируется ряд умений: умение работать с хронологией, устанавливать продолжительность и длительность исторических событий, соотносить год с веком и тысячелетием; умение работать с исторической картой; умение использовать в рассказе свои исторические знания, а также устанавливать связь между текстом и иллюстрацией.

Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.

В следующем параграфе нашей дипломной работы мы раскроем специфику изучения исторического событийного материала при работе с младшими школьниками.

Наши рекомендации