Структура методики преподавания. общая и частные методики преподавания. методика преподавания социологии как частная методическая дисциплина

Традиционная педагогика, имеющая давнюю историю, глубокие теоретические корни и непосредственную связь с живым педагоги­ческим процессом приобрела все признаки развитого научного зна­ния. Правда, традиционная педагогика в основном ориентирована на педагогическую деятельность в средней школе. В последнее время, однако, широко развивается и педагогика высшей школы, акценти­рующей свое внимание на технологии обучения. В рамках педаго­гической науки изучаются общие закономерности обучения или воспитания в средней или высшей школе. Однако в силу многогран­ности и многосторонности процесса обучения возникает целый ряд задач общего и частного характера, которые не охватываются обла­стью педагогических исследований и нуждаются в специальном изу­чении. Такое специальное изучение процесса обучения и реализует­ся в методике преподавания, которая представляет собой раздел пе­дагогического знания, акцентирующий внимание на детальном изу­чении процесса обучения с учетом предметных особенностей.

Учитывая сложную структуру процесса обучения и образования по его уровням, целям и задачам (дошкольное образование, средне-школьное, среднее специальное, высшее, послевузовское, бакалав­риат, магистратура, очное обучение, заочное и т.д.), нетрудно пред­положить, что методика преподавания, имея общие дидактические принципы, распадается на серию различных методических дисцип­лин и частных методик дисциплинарного профиля. Структура мето­дики в целом и методики преподавания, в частности, может быть представлена, как своеобразная пирамида, где имеется общая вер­шина, несколько общих методик в середине и множество частных методик в ее основании. Не вдаваясь в теоретическое обоснование структурной организации методического знания, попробуем выра­зить ее путем ранжирования понятия «методика» по мере перехода от самого общего его истолкования до методик сугубо частного и конкретного характера, что и поможет более наглядно выразить суть этой организации. Ступенями такого перехода могут быть следую-







щие уровни методического знания (при этом методики равного уровня, но разного предметного содержания будут составлять одну группу, отделяясь друг от друга скобками):

• методика;

• методика различных сфер деятельности (материально-произ­водственной, научно-исследовательской, художественной, педа­гогической);

• методика преподавания (школьного, среднего специального, ву­зовского обучения);

• методика преподавания общественных наук, (методика препода­вания естественных наук) в вузе;

• методика преподавания конкретной общественной науки в вузе (методика преподавания философии, экономики, истории, поли­тологии, культурологии, социологии и т.д.);

• методика лекций (семинарских занятий) по конкретной общест­венной дисциплине;

• методички по отдельным темам того или иного курса.

В целом же структура методического знания распадается на два ос­новных блока: методики общего и частного плана. При этом в методи­ках общего плана может быть своя иерархическая соподчиненность между различными уровнями общности, а в частных методиках могут быть свои пункты соприкосновения и различия. Здесь можно было бы использовать образ ромашки, где в качестве центрального соцветия выступали бы принципы общего методического знания, а в качестве лепестков - методики преподавания частных дисциплин. В виде табли­цы это выглядело бы следующим образом (см. рис.2):

1. Общая методика преподавания в ВУЗе
II. Методика преподавания общественных дисциплин в вузе Методика преподавания естественных дисциплин в вузе
III. Методика преподавания отдельных общественных дисциплин. 1. Методика преподавания философии. 2. Методика преподавания экономики. 3. Методика преподавания политологии. 4. Методика преподавания социологии. 5. Методика преподавания истории и т.д. Методика преподавания отдель­ных естественных дисциплин. 1. Методика преподавания математики. 2. Методика преподавания информатики. 3. Методика преподавания физики. 4. Методика преподавания химии. 5. Методика преподавания биологии и т.д.

Рис.2. Соотношение общих и частных методик преподавания в вузе.

Уровни (I) и (И) представляют варианты общих методик, уровень (III) представляет образцы частных методик, которые могут распадаться на еще более частные методики, например, методики подготовки семинарских занятий или лекций по той или иной дисциплине.

Теперь, если обратиться к методике преподавания социологии в вузе, то без труда можно заметить, что такая методика будет включать в себя ряд общих вопросов методического характера, затем некоторые общие моменты, касающиеся преподавания общественных наук в вузе и, наконец, нечто, что касается собственно социологического знания, т.е. методических рекомендаций, касающихся либо тем лекционного курса, либо специфики проведения семинарских занятий по социоло­гии. Все это и будет составлять структуру методики преподавания со­циологии в вузе. Теперь, в рамках подобного уточнения, можно определить и предмет методики преподавания. Он заключается в том, что методика преподавания связана с организацией учебного процесса, раскрывает содержание конкретной науки, ее значение для развития интеллекта и формирования специалиста высшей квалификации, знакомит с приемами, методами и формами педагогической деятельности, вооружает будущего преподавателя навыками педагогического мастерства. В качестве теоретической и методологической основы методики преподавания социологии выступают законы и категории философии, принципы дидактики и психологии и основные положения общей методики преподавания общественных наук в вузе.

Специфика преподавания определяется не только содержанием той или иной дисциплины, но и спецификой уровня образования, спецификой организации учебного процесса. Именно поэтому в рамках методических исследований всегда учитывается и вопрос о том, где и как осуществляется процесс обучения, каковы его общие закономерности и принципы организации. Важную роль в этой связи имеет и вопрос о специфике высшего образования.

Ключевые понятия и определения:

Система методического знания - структурное соподчинение раз­личных по своему объему частей методического знания.

Общая методика преподавания в вузе - общая дисциплина методи­ческого профиля, раскрывающая специфику организации учебно­го процесса в вузе, ее общие принципы и закономерности, а также формы, методы и приемы вузовского обучения.

Методика преподавания общественных наук в вузе - общая мето­дическая дисциплина, раскрывающая специфику преподавания общественных дисциплин в вузе.

Методика преподавания социологии в вузе- частная методологическая дисциплина, раскрывающая специфику социологического знания, ана­лизирующая приемы, формы и методы обучения социологии в вузе.

1 1

Наши рекомендации