Раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе

ТЕМА 3.1: ТЕОРИЯ ГРАФИКИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИКИ.

Графика –

Выразительные средства графики -

линия

       
    раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru
  раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

штриховая проволочная чертежная валёрная

штрих –

пятно –

точка –

тон –

объем, светотень -

Работа карандашом –

Работа углем, сангиной -

Работа фломастером –

Работа пастелью -

Работа тушью –

Работа гелиевой ручкой-

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить копии 2-х рисунков в графике;

творческий уровень – выполнить 3 рисунка на свободную тему (материал по выбору, формат А4);

ТЕМА 3. 2: ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ, ПРОПОРЦИЯХ, КОНСТРУКЦИИ ПРЕДМЕТОВ.

Форма –

Конструкция –

Пропорции –

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить 2 –3 конструктивных рисунка предметов быта (формат А4);

творческий уровень – выполнить конструктивный рисунок-композицию из 2-3-х предметов быта (формат А3, формат А4).

ТЕМА 3.3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ПЛОСКОСТИ.

*? Благодаря чему мы видим предметы объемными?

Градации светотени -

Объём предмета выполняется с помощью приёма штриховки.

Задание : зарисуй направления и тоновые разнообразия штриховки

*? Определите, откуда падает свет? Покажите на рисунке стрелкой.

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

*? Стрелка указывает на источник света. Нанес

ите элементы светотени штриховкой.

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

*? В чем разница распределения светотени на предметах круглой формы и на предметах граненой формы?

Вывод:

ЗАДАНИЕ: выполнить рисунок шара (мяча) (формат А4);

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ТЕМА 3 4. ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Перспектива – явление…

Перспектива

       
  раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru   раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

линейная воздушная

       
  раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru
    раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru
 

угловая фронтальная

Законы линейной перспективы

Законы воздушной перспективы

Перспектива круга

Задание: нарисовать схему

ЗАДАНИЕ: выполнить схемы линейной перспективы (объект- куб. параллелепипед)

- фронтальная перспектива (схема1)

- угловая перспектива (схема2)

Вклеить схемы в тетрадь (формат А4или А5, простой карандаш)

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить конструктивный рисунок предмета граненой формы, расположенного ниже линии горизонта (формат А4);

базовый уровень – выполнить конструктивный рисунок предмета круглой формы, расположенного ниже линии горизонта (формат А4);

творческий уровень – выполнить 3 конструктивных рисунка предметов граненой формы, расположенных на линии горизонта и ниже ее (формат А4);

творческий уровень – выполнить 2 -3 конструктивных рисунка предметов круглой формы, расположенных на линии горизонта и ниже ее (формат А4).

ТЕМА 3. 5. ТЕОРИЯ КОМПОЗИЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Компоновка –

Композиция -

*?Объясните, какие ошибки допущены при компоновке изображения на листе?

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить 2 линейных рисунка предметов окружающего мира, грамотно компонуя их на листе (формат А4);

творческий уровень – выполнить линейный рисунок-композицию в жанре пейзажа или натюрморта (формат А4).

ТЕМА 3.6.: ТЕОРИЯ ЖИВОПИСИ. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Живопись –

Материалы живописи, свойства их:

акварель –

гуашь -

масло –

тéмпера –

акрил-

Теория цветоведения

Цветовой спектр

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

Свойства цвета

Группы цветов цветового спектра:

основные- составные

контрастные (взаимно- дополнительные)

теплые- холодные

звонкие- глухие

легкие- тяжелые

Выразительные средства живописи:

пятно

мазок

колорит

контраст

Технические приемы живописи:

Лессировки

алла-прима

заливка (отмывка)

пуантелизм

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить этюд осенних листьев, насекомого с натуры (формат А4);

творческий уровень - выполнить этюд осенних листьев, насекомого с натуры (формат А4); выполнить наглядное пособие «Последовательность выполнения рисунка осенних листьев (или насекомого)» (4 листа формата А4).

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ТЕМА 3.7.: ТЕОРИЯ ЖАНРА «НАТЮРМОРТ».

Натюрморт -

Из истории жанра

*? Как отбираются предметы в композицию натюрморта?

Последовательность выполнения натюрморта

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить этюд несложного натюрморта с натуры (формат А4, карандаш, гуашь);

творческий уровень – разработать эскиз тематического натюрморта и выполнить этюд (формат А3, материал по выбору).

ТЕМА 3.8.: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ НАТЮРМОРТА.

ЦЕЛИ:

ФОРМАТ

МАТЕРИАЛЫ

ТЕМАТИКА НАТЮРМОРТОВ

СТРУКТУРА УРОКА

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА

Игра «Составь натюрморт»

педпоказ

Динамическая таблица «Компоновка натюрморта»

ТЕМА 3.9.: ТЕОРИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА.

Анималистический жанр –

Изображение птиц

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru Изображение животных

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить рисунок двух птиц с натуры или по схеме (формат А4, карандаш, уголь);

творческий уровень - выполнить рисунок двух птиц в сложных позах (формат А4, уголь, тушь).

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить копии рисунков 3 животных (формат А4, карандаш, сангина, уголь);

творческий уровень – выполнить 3 рисунка животных в сложных позах (формат А4, сангина, уголь, фломастер, гуашь).

ТЕМА 3.10.: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ .

ЦЕЛИ:

ФОРМАТ

МАТЕРИАЛЫ

СТРУКТУРА УРОКА

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА

наблюдение

педпоказ

ТЕМА 3.11.: ТЕОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИГУРЫ И ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА.

*?В каких жанрах изоискусства художник использует изображение человека? (см. Тему 1)

*? Как вы думаете (знаете), что может служить единицей измерения пропорций в фигуре человека?

*? Вычлените геометрическую основу крупных частей фигуры человека (голова, торс, таз, нога, рука), а затем мелких (шея, кисть руки, голень, стопа, палец и т.п.)?

Скелет и мышцы – основы конструкции фигуры человека.

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ПРОПОРЦИИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

модуль-

модуль размещается в высоте фигуры:

взрослый-

школьник 7-10 лет-

голова-

шея -

центр фигуры -

торс:

плечи -

талия -

строение руки

длина рук - размер кисти -

строение ног

размер стопы

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ЗАДАНИЕ 1: базовый уровень – выполнить 2-3 линейных рисунка фигуры человека по схемам рабочей тетради (формат А4, карандаш);

творческий уровень – выполнить на основе данных схем рисунки фигуры человека в других позах (формат А4, карандаш).

ЗАДАНИЕ 2: базовый уровень – выполнить 2 этюда фигуры человека (формат А4, одноцветная гуашь, тушь);

творческий уровень – выполнить 3-4 этюда фигуры человека (формат А4, одноцветная гуашь, тушь).

ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Голова -

пропорции лица в портрете

3 части лица -

глаза -

нос -

уши-

губы -

шея -

причёска-

раздел 3. теория изоискусства и методика преподавания его в начальной школе - student2.ru

ЗАДАНИЕ: базовый уровень – выполнить 2 рисунка портретов человека и сказочного героя по памяти в фас (материал по выбору);

творческий уровень – выполнить 2 рисунка портрета человека по памяти и сказочного героя в фас, в профиль (материал по выбору)

ТЕМА 3.12.: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫПОЛНЕНИЮ ФИГУРЫ И ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА.

ЦЕЛИ:

ФОРМАТ

МАТЕРИАЛЫ

СТРУКТУРА УРОКА

1 урок -

2-ой урок

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА

наблюдение и самонаблюдение

педпоказ

методическая таблица

ТЕМА 3.13.: ТЕОРИЯ ЖАНРА « ПЕЙЗАЖ».

Пейзаж – (см. Тему 1.)

*?Какую роль играет пейзаж в изоискусстве? Почему?

*?Определите и объясните роль перспективы в изображении пейзажа.

Планы в композиции пейзажа

Передний

Средний

дальний (задний)

Наши рекомендации