Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности

Главная организационно-экономическая особенность социально-куль­турной сферы состоит в неразрывности единого акта исполнения - по­требления услуги. Эта особенность вызывает необходимость воспроиз­водства ресурсов учреждений культуры не только по стоимости, но и в определенной структуре (номенклатуре). А это, в свою очередь, связано с анализом воспроизводства ресурсов на разных уровнях:

♦ народнохозяйственном (уровень национальной экономики),

♦ региональном (уровень субъекта федерации, муниципального уп­
равления),

♦ отдельных социально-культурных учреждений и предприятий.

Воспроизводство условий социально-культурной деятельности вклю­чает прежде всего пополнение основных фондов предприятий и органи­заций, зданий учреждений культуры иискусств, книжных фондов биб­лиотек, воспроизводство индивидуальных фондов и ресурсов творцов духовных ценностей в зависимости от их специфики.

Рынок социально-культурной сферы как форма отношений между собственником результатов интеллектуального труда и покупателем пра­ва на эту продукцию нуждается в посреднике, функции которого разно-



Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности - student2.ru



образны - от оценщика и рекламного агента до продюсера и социально­го педагога.

Характерной чертой жизнедеятельности культуры становится реали­зация обезличенного товара, существующего отдельно от творца, по пра­вилам оптовой торговли. Коммерциализация товара проявляется чаще всего не сиюминутно, а спустя определенное время, иногда - через деся­тилетия. Цена на некоторые материализованные духовные ценности об­наруживает тенденцию к самовозрастанию по мере удаления от момента создания. По этой причине размещение инвестиций в сферу культуры может принести большие дивиденды, чем приобретение, скажем, цен­ных бумаг.

Рынок культурных услуг, отражая специфику взаимодействия органи­заций исполнительского искусства и публики, использует ряд принципов несовершенной конкуренции, среди которых:

♦ обособленность и качественная уникальность продукта, создавае­
мого каждым производителем;

♦ физическое существование продукта только здесь и теперь;

♦ однородность единичного товара и различие в свойствах даже пре­
дельно аналогичного товара, но созданного различными производителя­
ми (одна и та же пьеса, поставленная на разных театральных сценах, сыг­
ранная разными актерскими ансамблями, является непохожим художе­
ственным продуктом, как и одно и то же произведение, исполненное од­
ним и тем же творческим коллективом, но в разное время);

♦ каждый производитель, любая организация исполнительского ис­
кусства располагает монополией на собственную творческую продук­
цию;

♦ объединение рынком социально-культурных услуг, с одной сторо­
ны, достаточно естественной совокупности потребителей, с другой - до­
статочно большого числа производителей, и эффективная конкуренция
между ними.

Неодинаковая структура потребностей у потребителей определяет ин­дивидуализацию и дифференциацию создаваемого художественного про­дукта, взаимозаменяемость услуг организаций культуры, конкуренцию между ними и соответствующие этой конкуренции цены равновесия.

Продукт творческого труда становится конечным продуктом и, со­единяясь с условиями потребления, трансформируется в культурную услугу, имеющую в условиях рынка самостоятельное значение. Так, спек­такль для публики - конечный продукт после репетиций, лабораторных и студийных работ. Живописное полотно как продукт творческого труда является одновременно конечным, если поступает на рынок и получает денежную оценку в виде розничной цены, и промежуточным, подлежа­щим дальнейшей переработке (хранению, реставрации, изучению), если это произведение по закупочной цене приобретает музей или картинная галерея. На следующей стадии художественного цикла полотно приоб-

ретает свойства конечного продукта, но в иной модификации, в форме культурной услуги, предоставляемой посетителям музея.

Бурно развивающуюся отрасль социально-культурной сферы пред­ставляет туризм. По действующему законодательству, туристский про­дукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристс­кий продукт включает:

♦ туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оз­
доровительные и т.п.);

♦ туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение,
питание, транспортные и др.);

♦ товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, суве­
ниры, книги, туристское снаряжение и т.п.).

Потребление духовных ценностей пробуждает творческие силы чело­века; потребление здесь чаще всего переходит в производство: человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует самого себя.

Ясно, что рынок и культура - не антиподы. Наиболее эффективное использование рыночных отношений и возможностей рынка может при­вести к цивилизованным формам развития культуры в интересах искус­ства, науки, образования и других составляющих социально-культурной сферы.

Развитию культуры в указанном направлении содействует закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (12; 71 - 128), определивший термин автор (физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение) и перечень

произведений науки, литературы и искусства, как обнародованных, так и необнародованных, существующих в письменной или устной фор­ме, звуко - или видеозаписи, в качестве изображения, в объемно-простран­ственном виде и других формах, являющихся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства.

К объектам авторского права отнесены:

♦ литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

♦ драматические и музыкально-драматические произведения, сценар­
ные произведения;

♦ хореографические произведения и пантомимы;

♦ музыкальные произведения с текстом или без текста;

♦ аудиовизуальные произведения;

♦ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графичес­
кие рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искус­
ства;

♦ произведения декоративно-прикладного и сценографического ис­
кусства;

4- произведения архитектуры, градостроительства и садово-парково­го искусства;



Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности - student2.ru



Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности - student2.ru фотографические произведения и произведения, полученные спо­
собами, аналогичными фотографии;

♦ производные произведения (переводы, обработки, аннотации, ре­
фераты, инсценировки, аранжировки и др.);

♦ сборники (энциклопедии, антологии, базы данных).
Авторское право на произведение возникает в силу самого факта его

создания. Для возникновения и осуществления этого права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблю­дения каких-либо формальностей, кроме оповещения знаком ©.

Национальный рынок культурных благ неразрывно связан с мировым. Реализация на международном рынке национальных культурных дости­жений (гастроли различных творческих коллективов, ансамблей, отдель­ных исполнителей, творческие командировки дирижеров, режиссеров, продажа кинофильмов и полотен художников, книг, журнально-альбом-ной продукции, исторических и художественных ценностей), помимо валютных поступлений, добавляет авторитет нашей культуре в глазах мирового сообщества.

Для сохранения культурного наследия народов России, наряду с пограничным и таможенным законодательством, действует закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (12;33-70), способствующий развитию международного культурного сотрудничества, взаимному обо­гащению народов Российской Федерации и других государств с культур­ными ценностями друг друга.

Глава третья. Финансирование социально-культурной сферы

Наши рекомендации