Лекция 9. Особенности преподавания информатики в начальной школе

Содержание лекционного занятия:

1. Особенности преподавания информатики в начальной школе

2. Задачи пропедевтического курса.

3.. Роль игры в пропевтическом курсе информатики.

Методика преподавания информатики в начальной школе является относительно новым направлением для отечест­венной дидактики. Хотя отдельные попытки обучения младших школьников и даже дошкольников имели место на раннем этапе проникновения информатики в школу, систематическое преподавание ведётся с начала 1990 го­дов. Ещё в 1980 году С. Пейперт разработал язык про­граммирования ЛОГО, который был первым языком про­граммирования, специально созданным для обучения де­тей младшего возраста. Работая на компьютере с этим программным средством, дети рисовали на экране раз­личные рисунки с помощью исполнителя Черепашка. Че­рез рисование они познавали основы алгоритмизации, а хорошая наглядность Черепашка позволяла обучать даже дошкольников. Эти эксперименты показали принципиаль­ную возможность успешного обучения детей младшего возраста работе на компьютере, что в то время было дос­таточно революционным.

Активную работу по обучению программированию младших школьников вел академик А.П. Ершов. Ещё в 1979 году он писал, что изучать информатику дети должны со 2 класса: «...формирование этих навыков должно начи­наться одновременно с выработкой основных математиче­ских понятий и представлений, т.е. в младших классах об­щеобразовательной школы. Только при этом условии про­- 383 ­граммистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, навыков и умений, формируемых школой. В более позднем возрасте формирование такого стиля может оказаться связанным с ломкой случайно сло­жившихся привычек и представлений, что существенно ос­ложнит и замедлит этот процесс» (см.: Ершов А.П., Звени­городский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (кон­цепции, состояния, перспективы) // ИНФО, 1995, № 1, С. 3).

В настоящее время группа ученых и методистов под руководством Ю.А. Первина, ученика и соратника акаде­мика А.П. Ершова, активно разрабатывает вопросы препо­давания информатики младшим школьникам. Они счита­ют, что информатизация современного общества выдвига­ет в качестве социального заказа школе формирование у подрастающего поколения операционного стиля мышле­ния. Наряду с формированием мышления, большое значе­ние придается мировоззренческому и технологическому аспектам школьного курса информатики. Поэтому в на­чальных классах следует начинать формировать фунда­ментальные представления и знания, необходимые для операционного стиля мышления, а также развивать навы­ки использования информационных технологий в различ­ных отраслях человеческой деятельности.

По новому базисному учебному плану школы и обра­зовательному стандарту по информатике, учебный пред­мет «Информатика и ИКТ» вводится в 3-4 классах как учебный модуль предмета «Технология». Но за счёт школьного и регионального компонентов информатику можно изучать с 1 класса. Пропедевтический курс инфор­матики для 2-4 классов обеспечен официальной типовой программой, авторами которой являются Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. [2, с. 172-182].

Учебный предмет «Технология (Труд)» изучается в 3
и 4 классе в объёме 2 часа в неделю, поэтому учебный мо-
дуль по информатике может изучаться в объёме 1 час в
неделю. При этом название предмета обязательно должно
быть «Информатика и информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ)», и под которым он прописывается в учебных планах и аттестационных доку­ментах. При проведении учебных занятий по информатике осуществляется деление классов на две группы: в город­ских школах при наполняемости 25 и более человек, а в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Введение информатики в начальных классах имеет цель сделать её изучение непрерывным во всей средней школе, и направлено на обеспечение всеобщей компью­терной грамотности молодежи. Психологи считают, что развитие логических структур мышления эффективно идёт до 11 летнего возраста, и если запоздать с их формирова­нием, то мышление ребёнка останется незавершенным, а его дальнейшая учеба будет протекать с затруднениями. Изучение информатики на раннем этапе обучения, наряду с математикой и русским языком, эффективно способству­ет развитию мышления ребенка. Информатика обладает большой формирующей способностью для мышления, и это необходимо всегда помнить учителю при планирова­нии и проведении занятий. Поэтому основное внимание при изучении информатики следует уделять развитию мышления, а также освоению работы на компьютере.

Что касается содержания обучения, то оно находится в стадии интенсивных поисков, экспериментов и становле­ния. Тем не менее, просматривается определённая линия на выдерживание принципа концентрического построение курса информатики и ИКТ. Это концентрическое построе­ние можно проследить как от класса к классу, когда, пере­ходя в следующий класс, ученики повторяют ранее изу­ченный материал на новом уровне, так и при переходе от пропедевтического курса информатики в начальной школе к базовому курсу в основной школе. Построение многих профильных курсов для старшей школы по отношению к базовому курсу, в своей значительной части, также носит концентрический характер.

Как отмечается в методическом письме о введении нового образовательного стандарта 2004 года, в ходе изу­чения информатики в начальной школе у учащихся долж­ны формироваться общеучебные умения и навыки, к кото­рым относятся:

• первоначальные умения передачи, поиска, преобра-зо-вания, хранения информации;

• использование компьютера;

• поиск (проверка) необходимой информации в слова­рях и каталоге библиотеки;

• представление материала в табличном виде;

• упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам;

• использование простейших логических выражений;

• элементарное обоснование высказанного суждения;

• выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

В результате обучения информатике по окончании начальной школы учащиеся должны знать / понимать:

• основные источники информации;

• назначение основных устройств компьютера;

• правила безопасного поведения и гигиены при рабо­те с компьютером;

уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения учебных и практических задач с примене­нием компьютера;

• поиска информации с использованием простейших запросов;

• изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Как видно из этого перечня, круг умений и навыков достаточно обширен, и формировать их непростая задача для учителя в условиях дефицита времени и компьютер­ной техники в большинстве школ.

От внимания методистов и учителей часто ускользает такой важный момент, как развитие тонкой моторики рук младших школьников. На этот аспект обычно обращают внимание учителя труда, где это есть одна из задач обуче­ния. На уроках информатики при работе на компьютере ученикам приходится на первых порах осваивать работу на клавиатуре и приёмы работы с мышью. Это достаточно сложный процесс в условиях, когда ученику приходится следить за результатом тонких движений руки и пальцев не непосредственно, а на экране компьютера. Осложняю­щим обстоятельством является то, что в отечественных школах в кабинетах стоят компьютеры, сделанные для взрослых пользователей. Их клавиатура и мышь сконст­руированы под руки взрослого человека и вовсе не подхо­дят для ребёнка. Всё это задерживает процесс освоения детьми приемов работы с клавиатурой и мышью, сказыва­ется на развитии тонкой моторики пальцев и рук, а ведь через их тонкие движения стимулируется развитие мозга ребёнка. В связи с этим интерес представляет использова­ние для обучения ноутбуков, у которых клавиатура суще­ственно меньшего размера и более удобна для детских рук. Они занимают мало места на столе и могут использо­ваться в обычных классных комнатах. Стоит отметить, что стоимость рядовых ноутбуков сейчас сравнима со стоимо­стью настольных персональных компьютеров. В последнее время промышленность стала выпускать компьютерные мыши с изменяемыми размерами, которые можно под­страивать под руку пользователя, что представляется удобным для использования в кабинете информатики школьниками различного возраста .

Наши рекомендации