Выбор темы курсовой работы
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» является составным элементом учебного процесса для студентов бакалавриата (направление «Экономика»). Курсовая работа - обязательная и важная часть углубленного, самостоятельного изучения студентами курса «Микроэкономика». Эта активная форма научно-исследовательской работы студентов призвана содействовать формированию способности применять теоретические и практические знания, делать обобщения, выводы и заключения. Хорошая подготовка и успешная защита придают студенту уверенность в своих силах и порождают желание идти по линии усложнения форм научного исследования.
Цель курсовой работы - углубление и систематизация знаний по теоретическим вопросам микроэкономики, выработка умений и навыков по применению способов и приемов экономического анализа с привлечением широкого спектра учебно-методических источников, монографий и периодических изданий экономического характера.
СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Основные требования к содержанию курсовой работы по микроэкономике и ее задачи следующие:
- отражение знаний теоретических основ и положений микроэкономики с учетом обобщения материалов учебной, научной и специальной экономической литературы;
- теоретическое обоснование и раскрытие сущности экономических явлений и проблем рыночной экономики по избранной теме;
- развитие навыков самостоятельной работы, умениий излагать свои мысли и делать выводы на основе обобщения различных направлений и вариантов изложения «Микроэкономики»;
- умение применять положения теории при анализе практики современного рынка;
- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по наиболее сложным и актуальным проблемам рыночной экономики;
- четкое понимание теории в решении проблем исследуемой темы, включая критическую оценку литературных источников и различных взглядов российских и зарубежных ученых и практиков;
- использование директивных материалов Правительства России и других нормативных актов, связанных с темой работы;
- использование практических материалов, систематизация фактических данных в виде иллюстративного материала с выводами;
- аргументированность и самостоятельность выводов, обоснованность предложений;
- использование современного аппарата исследования ( частности, экономико-математических методов) в темах, предусматривающих их применение.
Общий объем курсовой работы не должен превышать 35 печатных страниц (через 1,5 интервала с размером шрифта не менее 12) на листах стандартного формата. Первой страницей считается титульный лист, на нем номер не указывается. Каждая страница курсовой работы должна иметь следующие поля: левое -30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм.
В ходе написания курсовой работы преподаватель осуществляет текущий контроль за выполнением работы и оказывает методическую помощь в работе с нормативными документами и специальной литературой.
ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы курсовой работы по микроэкономике осуществляется на основе утвержденной на кафедре тематики, содержащей как общетеоретические темы, так и темы, отвечающие потребностям современной практики, направленные на видение проблем рынка в целом, и, в частности, - проблем российской экономической системы.
При выборе темы студент должен руководствоваться своими научными интересами, возможностями доступа к фактическим данным, опираться на знание данной экономической дисциплины и смежных курсов. Опыт показывает, что курсовые работы высокого качества представляют, как правило, те студенты, которые сумели сконцентрироваться на конкретной проблеме, систематизировали свои знания и творчески адаптировали их к выбранной практической базе.
В отдельных случаях студент может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных исследований. В этих случаях тема должна быть всесторонне обоснована с точки зрения практической целесообразности ее разработки, согласована с научным руководителем.
При выборе темы курсовой работы нужно учитывать ее актуальность, практическую значимость, доступность конкретного фактического материала, а также возможность дальнейшего развития темы в процессе обучения в Университете.
Закрепление за студентами тем курсовых работ осуществляется с учетом следующего правила: в учебной группе за каждым студентом закрепляется индивидуальная тема, т.е. два человека не могут работать над курсовой работой по микроэкономике на одну и ту же тему.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Микроэкономика в системе экономических знаний.
2. Методы микроэкономической теории: возможности, границы и эффективность.
3. Собственность и социально-экономические отношения.
4. Предпринимательство как форма экономической реализации собственности.
5. Организационные формы предпринимательства.
6. Экономика домашнего хозяйства как базисный элемент микроэкономического анализа
7. Национальные модели организации хозяйства (американская, шведская, японская, немецкая модель).
8. Экономические теории стоимости.
9. Типы организаций хозяйственных систем.
10. Рынок: законы, функции, механизм.
11. Рыночная система и законы ее функционирования.
12. Социально ориентированная рыночная экономика.
13. Основные функции цены в рыночной экономике.
14. Место и роль конкуренции в рыночной экономике.
15. Теория конкуренции М. Портера.
16. Экономическая роль прибыли в производственной и коммерческой деятельности фирмы.
17. Практическое применение модели производственных возможностей общества.
18. Теории поведения потребителя в рыночной экономике: потребительские предпочтения и потребительский выбор.
19. Функционирование рынка в условиях совершенной конкуренции.
20. Монополия: виды, место и роль на рынке.
21. Специфика монополистических объединений в РФ.
22. Регулирование деятельности монополий: мировой опыт и российская практика.
23. Естественные монополии и способы их регулирования в современной российской экономике
24. Олигополия. Формы современных олигополистических объединений.
25. Ценовая дискриминация: экономическая природа, виды и место в
рыночной экономике.
26. Теория монополистической конкуренции.
27. Современные теории фирмы.
28. Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития в России.
29. Рынок труда: его современная структура и особенности.
30. Рынок труда России: этапы становления и основные проблемы.
31. Система социальной защиты населения.
32. Социальная благотворительность и ее роль в современном обществе.
33. Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал.
34. Понятие капитала в истории экономической науки.
35. Современный рынок фиктивного капитала.
36. Роль процента на капитал и процентной ставки в экономическом поведении фирмы.
37. Модели капиталовложений фирмы и способы оценки ее инвестиционных перспектив.
38. Проблемы аграрного сектора России на современном этапе экономического развития.
39. Теория ренты: из истории исследований.
40. Природа и особенности рынка услуг. Причины роста услуг.
41. Труд в экономике рыночного и нерыночного типа.
42. Информация как фактор производства.
43. Институциональное направление в экономической теории.
44. Теория внешних («экстернальных») эффектов.
45. Роль и виды трансакционных издержек в экономической деятельности.