Организация современных товарных рынков
Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами рынка является товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и др.
Товар – продукт труда (с физиологическими, материальными, финансовыми, временными затратами), предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовленный с целью продажи нуждающимся в нем.
Сфера обращения по существу является товарным рынком, где проявляются все признаки рыночных отношений: действие законов стоимости, спроса и предложения, конкуренция, демонополизация экономики, самостоятельность предпринимательской деятельности, функционирование рыночной инфраструктуры.
Товарный рынок – это обобщенное понятие, подразделяющее систему рынков, воплощенных, главным образом, в рынки товаров потребительского и производственного назначения.
Товарный рынок имеет следующие основные признаки:
- наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товаропродвижения;
- массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров;
- самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей;
- конечный результат взаимоотношений партнеров воплощается в акте купли-продажи товара.
Товарный рынок выступает в качестве альтернативы одному из признаков административно-командной системы – фондовому распределению товара.
Товар сам посебе не может «найти» своего покупателя, поэтому для рационального товаропродвижения на рынке необходимо осуществить мероприятия по информационному, финансовому, юридическому, трудовому, транспортному и складскому обеспечению этого процесса.
Важнейшим условием функционирования товарного рынка является формирование и развитие его инфраструктуры,обеспечивающей бесперебойное продвижение товаров от изготовителей до потребителей.
Термин «инфраструктура» (от лат. inbra – основание, фундамент и structura – строение, взаиморасположение) означает комплекс соответствующих составляющих, применительно к товарному рынку – внутреннее строение, основа коммерческо-хозяйственных отношений в нем.
Внедрение электронных управленческих систем (SCM, ERP) позволяют оптимизировать процессы снабжения, производства, складирования и доставки, а также снизить эксплуатационные затраты.
Что касается современного этапа развития общества, то мы определили его как постиндустриальное, или информационное, исходя из следующих признаков: основной производственный ресурс сегодняшнего общества - это знания и информация, основной характер производственной деятельности - обработка, используемая технология - наукоемкая. Информация обладает свойством наделять товары так называемой «иллюзорной полезностью», что отражается на системе рыночных отношений, приводя к появлению монополистической конкуренции на товарных рынках. Владение, как информацией, так и способами донесения ее до как можно большей массы потребителей, становится основным конкурентным преимуществом. Информация, будучи помимо всего прочего, основным товаром на рынке в постиндустриальной экономике, наделена рядом свойств, подрывающих основы традиционной экономической теории - например, неуничтожимостью при использовании, и таким образом способностью удовлетворять потребности неограниченного круга лиц.
Процессы, происходящие на товарных рынках можно подразделить на процессы организации и самоорганизации, которые находят выражение в сочетании рыночных сил и государственном регулировании. В работе показано, что различные хозяйственные системы, по своей сути, - это разное сочетание процессов организации и самоорганизации, которое также определяет состав и правила работы институтов инфраструктуры.