Показатели и пути повышения экономической эффективности инвестиций в сельское хозяйство

Показатели и пути повышения экономической эффективности инвестиций в сельское хозяйство - student2.ru

Важнейшим фактором повышения эффективности исполь­зования инвестиций в АПК выступает благоприятный инвести­ционный климат. Его определяют следующие условия:

  • возмож­ность одинакового стимулирования отечественных и иностран­ных инвесторовзащита от экспроприации, реквизиций со сто­роны государства
  • отсрочка выплаты налогов для капиталоем­ких и интенсивных технологий
  • освобождение от налогов фер­мерских хозяйств и других новых предприятий в течение не­скольких лет
  • применение ускоренной амортизации техниче­ских средств и оборудования, другие протекционистские меры для стимулирования развития агропромышленного производ­ства

Однако в Республике Беларусь отсутствует собственная система оценки инвестиционного климата страны и ее отдель­ных территорий, отраслей, субъектов хозяйствования.

Возникла настоятельная необходимость создания системы постоянного мониторинга инвестиционного климата республи­ки, крупных экономических районов, подкомплексов АПК и отдельных предприятий. Маневренность инвестирования долж­на поддерживаться с помощью мощной финансово-кредитной системы, страхующей от неопределенности и риска рыночной среды и обеспечивающей гибкое и быстрое привлечение денеж­ных средств для вложения в перспективные производства.

Основными путями повышения экономической эффектив­ности инвестиций в АПК являются:

  • приоритетное направление капитальных затрат в отрасли и производства с учетом конкретных условий и целесообразнос­ти поддержки того или иного предприятия, формирования про­изводственных и социальных инфраструктур, обеспечение эко­номической безопасности
  • максимальная загрузка действующих производственных мощностей благодаря приоритетности технического перевоору­жения и реконструкции агропромышленного производства по сравнению с новым строительством
  • концентрация капитальных вложений на пусковых объектах
  • сбалансированность капитальных вложений и строитель­но-монтажных работ с финансовыми и материальными ресур­сами, а также с мощностями строительно-монтажных органи­заций
  • увязка ввода в действие мощностей и объектов сопряжен­ных отраслей и предприятий, а также жилищного и культур­но-бытового хозяйства
  • сокращение сроков строительства, снижение его сметной стоимости, улучшение качества и ускорение освоения вновь введенных в действие проектных мощностей

Важным направлением повышения эффективности инвес­тиций в АПК является улучшение структуры капитальных за­трат:

  • технологической
  • воспроизводственной
  • отраслевой
  • тер­риториальной

В крупномасштабных инвестициях остро нуждаются прак­тически все отрасли агропромышленного комплекса:

  • сельское хозяйство
  • перерабатывающая промышленность
  • социальная сфера села

Данная проблема должна решаться прежде всего путем улучшения инвестиционного климата, способствующего при­влечению внутренних и внешних инвестиций для решения не­отложных задач развития агропромышленного производства и социальных проблем села.

Главными механизмами, направленными на увеличение при­тока инвестиций в агропромышленный комплекс, являются:

  • создание условий для самофинансирования предприятий, что обеспечит увеличение доли собственных средств (прибыли и амортизационных отчислений) в финансировании инвестици­онных проектов. При этом собственные накопления предприя­тий дополняются кредитными источниками и привлеченными средствами (эмиссией ценных бумаг)
  • продажа объектов незавершенного строительства и неэф­фективно используемого имущества с предшествующей их ин­вентаризацией
  • бюджетное финансирование важнейших государственных целевых программ агропромышленного комплекса

Активизация привлечения средств обеспечивается за счет:

  • республиканского фонда поддержки производителей сель­скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной нау­ки
  • местных целевых бюджетных фондов стабилизации эконо­мики производителей сельскохозяйственной продукции, образу­емых областными и Минским городским Советами депутатов
  • республиканского бюджета — на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • республиканского фонда поддержки экспортеров — для реа­лизации инвестиционных проектов производственного назна­чения агропромышленного комплекса, связанных с наращива­нием экспортного потенциала и импортозамещением
  • местного (областного) дорожного фонда — на строительс­тво и содержание внутрихозяйственных дорог на селе
  • резервного фонда Президента Республики Беларусь
  • республиканского и местных бюджетных фондов охраны природы
  • населения и частного капитала — посредством развития рынка ценных бумаг, создания сети специализированных бан­ков и небанковских финансовых учреждений (страховых, ли­зинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосудар­ственных пенсионных фондов и т.д.)
  • установления повышенного норматива отчислений в инно­вационный фонд, средства которого используются на финанси­рование производств, основанных на новых и высоких техноло­гиях, включая научно-исследовательские, опытно-конструктор­ские работы и освоение новых видов наукоемкой продукции
  • совершенствования механизма конкурсного размещения инвестиционных ресурсов с целью реализации инвестицион­ных проектов, получивших положительное заключение госу­дарственной экспертизы
  • финансирования жилищного строительства и инфраструк­туры в сельской местности из средств жилищно-инвестиционных фондов областей
  • льготного кредитования жилищного строительства с диф­ференциацией процентных ставок в зависимости от уровня эко­номического развития сельскохозяйственных организаций: убыточным и низкорентабельным хозяйствам следует выде­лять льготные кредиты для строительства и приобретения жилья на более благоприятных условиях — под 5 % годовых сроком на 40 лет с отсрочкой начала погашения кредита на 6-10 лет; экономически развитым сельскохозяйственным орга­низациям целесообразно выделять льготные кредиты на усло­виях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.1996 г. № 346, — под 5 % годовых сроком на 10 лет с отсрочкой начала погашения кредита на 3 года. При этом необ­ходимо заключать трехсторонние договоры между финансиру­ющим банком, сельскохозяйственной организацией и жильцом с целью реализации следующей схемы: банк предоставляет льготный кредит хозяйству, оно строит и предоставляет жилье своему работнику, а тот в свою очередь возвращает кредит и проценты по нему банку
  • внедрения элементов ипотечного кредитования строитель­ства жилья на селе, где в качестве залога могут выступать зе­мельный участок и строящийся жилой дом
  • расширения лизинговой деятельности, позволяющей вести расширенное производство при ограниченности финансовых ресурсов у производителя
  • создания на базе сельскохозяйственных организаций с низким уровнем платежеспособности совместных предприя­тий, а также со 100% -ным иностранным капиталом. В качестве первоначальной формы образования таких предприятий целе­сообразна передача государственных и коллективных сельско­хозяйственных организаций в аренду физическим или юриди­ческим лицам с правом выкупа имущества по рыночной его сто­имости
  • создания различных интеграционных структур, в том чис­ле аграрных финансово-промышленных групп, с задействова­нием акционерного капитала как источника корпоративного развития через дополнительную эмиссию акций, получающих широкое распространение на рынке инвестиций
  • совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в виде прямых инвестиций и кредитов для техни­ческого и технологического переоснащения сельскохозяйствен­ных и перерабатывающих предприятий

С целью повышения инвестиционной активности агропро­мышленного комплекса на уровне государства предусмотрена реализация следующих мер:

  • обновление и развитие законодательной и нормативной ба­зы в области инвестиционной деятельности, приведение ее в со­ответствие с международными стандартами
  • разграничение функций в области инвестиций между рес­публиканскими и местными уровнями
  • создание системы государственной инвестиционной под­держки с целью выравнивания производственных потенциалов областей
  • создание в рамках республиканского бюджета целевого ин­вестиционного фонда за счет концентрации средств для финан­сирования высокоэффективных инвестиционных проектов с новыми высокими технологиями
  • законодательное обеспечение ипотечного кредитования жи­лья, создание механизма его реализации

Выход аграрного сектора из кризиса в значительной мере за­висит от решения проблемы инвестиций, в которых доля ино­странных (в их общем объеме) должна существенно возрасти. На данном этапе зарубежные инвестиции способны стать ката­лизатором экономического роста. Однако при всей важности внешнего инвестирования необходимо рассчитывать главным образом на собственные средства.

Наши рекомендации