Понятие, значение и виды инвестиций. Методы экономической оценки и показатели эффективности инвестиций.

Инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в социальной, культурной, образовательной, научно-преподавательской деятельности или иных сферах общественной жизни.

Традиционно инвестиции классифицируют на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые инвестиции – это вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.

По объекту инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные инвестиции предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов. Нематериальные инвестиции – это вложения в подготовку кадров, научные разработки, рекламу.

По субъекту выделяют: институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные. Институциональные инвестиции осуществляют профессиональные участники фондового рынка, финансовые посредники, страховые компании и другие финансовые институты, имеющие своей целью привлечение средств других инвесторов. Корпоративными признаются инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями в собственное производство. Индивидуальными называют инвестиции, осуществляемые гражданами самостоятельно.

Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранным инвестором; внутренние инвестиции – осуществляемые российскими резидентами; смешанные инвестиции – вложения средств с привлечением иностранного элемента.

По форме собственности – частные инвестиции, государственные, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции. По региональному признаку следует разграничить инвестиции внутри страны и за ее пределами. По периоду инвестирования – долгосрочные (обычно свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года) инвестиции.

Субъекты инвестиционных отношений.

Главным субъектом является инвестор. Инвесторы – это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Нет каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Принципиальным подходом к инвесторам является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.

Методы оценки инвестиционных проектов можно разделить на две группы.

1. Простые (статистические) методы, позволяющие достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. В качестве показателей, рассчитываемых простыми методами, используются:

– удельные капитальные вложения на создание единицы производственной мощности или на единицу выпуска продукции;

– простая норма прибыли проекта (в процентах) – отношение чистой прибыли к общему объему инвестиций или инвестируемому акционерному капиталу;

– простой срок окупаемости(период возврата инвестиций), рассчитываемый как отношение общего объема инвестиций к сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений.

Эти показатели не учитывают неравномерность одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени, что приводит к необходимости использования более сложных критериев.

2. Методы дисконтирования. Дисконтирование денежных потоков – приведение разновременных(относящихся к разным шагам расчетов) значений к их ценности на определенный момент времени (момент приведения). Основной экономический норматив, используемый при дисконтировании, – норма дисконта (Е), выражаемая в долях единицы или процентах.

Технически приведение к нулевому моменту времени производится путем умножения величины показателя на коэффициент дисконтирования (коэффициент текущей стоимости) а, определяемый для постоянной нормы дисконта по формуле

at, = 1 / (1 + E)t-to, где t – период расчета (t = 0, 1, 2... Т), который может быть выражен в годах, кварталах, месяцах и т. д.;

Е – ставка дисконтирования, доли единицы.

Ставка дисконта – сумма, каждое слагаемое которой учитывает отдельные составляющие дисконта.

В состав данной суммы включаются:

– безрисковая ставка дисконта;

– инфляционная премия;

– премия за риск и др.

МАРКЕТИНГ

Маркетинг: сущность и инструменты. Исследование рынка: виды рынков и их

Характеристики.

В основе термина «маркетинг» лежит понятие «рынок» (от англ. market). Маркетинг означает: деятельность в сфере обращения товара или в сфере торговли. Выражая сущность маркетинга, мы будем придерживаться определения, данного Ф. Котлером:«Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Маркетинг представляет собой социальный и управляемый процесс, с помощью которого индивид или группа людей получают то, в чем они нуждались.

Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту минимальными, а также глубоко познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами.

Принципы маркетинга: нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности; ориентация на долговременный результат маркетинговой деятельности. Целенаправленное воздействие на покупательский спрос с целью его формирования; определение своей рыночной ниши; дифференцированный подход к рынку; ориентация на нововведения; творческий подход.

Категории маркетинга

Маркетинг начинается с выявления нужд и потребностей. Люди постоянно испытывают нужду в пище, одежде, различных услугах, предпочитая тот или иной товар или услугу, т. е. осуществляют свой выбор.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Товар – это продукт, предлагаемый рынку и предназначенный для удовлетворения нужд и потребностей путем обмена.

Покупательские ценности – это характеристики, которые делают товар идеальным. Определение «ценности» описывает степень ожидаемой удовлетворенности покупкой и возможной оценкой ее стоимости.

Обмен. Для совершения обмена необходимо соблюдение пяти условий.

1. Сторон должно быть как минимум две. 2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны. 3. Каждая сторона должна быть способной осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. 4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии и отклонении предложения другой стороны. 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной.

Сделка– коммерческий обмен ценностями между сторонами, основной измеритель в сфере маркетинга.

Отношение – устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта, а также испытываемые к нему чувства.

Рынок – это совокупность как определенных нужд и потребностей, так и потенциальных покупателей, которые в состоянии участвовать в обмене.

Сбыт – это превращение произведенных товаров и услуг в деньги.

Оборот – это сбыт в стоимостном выражении. Понятия «сбыт» и «оборот» употребляют как идентичные.

Маркетолог– специалист, изыскивающий ресурсы для производства или торговли, а также предлагающий какие-нибудь ценности в обмен на другие. Может выступать в роли и продавца, и покупателя.

Наши рекомендации