Домашнее (творческое) задание 5
1.Составить презентацию методов прогнозирования и оценки стратегической конкурентоспособности объектов на примере отраслей муниципальной экономики города Сочи
2.Составить глоссарий категорий по теме занятия.
3. Составить алгоритм и этапы оценки конкурентоспособности объектов строительной сферы
4.На основе данных Росстата за 2014 год дать оценку характеристики стратегической конкуренции и конкурентоспособности добычи углеводородов в РФ.
Ключевые понятия:методикиоценки (принципы и основные положения) конкурентоспособности товаров, работ, услуг в региональной экономике и ее показатели; стратегическая конкурентоспособность алгоритм оценки; параметрические индексы конкурентоспособности, индексы, нормативно-производственные, расчктно-комбинированные потребительские и экономические показатели, аналитические, интегральные показатели оценки уровня конкурентоспособности и другие.
Задачи студента (группы студентов):
- рассмотреть методы прогнозирования и оценку стратегической конкурентоспособности;
- рассмотреть методикиоценки (принципы и основные положения) конкурентоспособности товаров, работ, услуг в региональной экономике;
- содержание, цели, задачи и принципы стратегической конкурентоспособгости;
- освоить принципы, основные положения и алгоритм конкурентоспособности региональной экономики;
- исследовать нормативно-производственные, расчктно-комбинированные потребительские и экономические показатели, аналитические, интегральные показатели оценки уровня.
Ответить на вопросы теста:
1. Для оценки степени монополизации отраслевого рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации CR;
б) индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI);
в) коэффициент энтропии;
г) все вышеперечисленное.
2. Для оценки степени монополизации отраслевого рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент относительной концентрации;
б) коэффициент Розенблюта (Холла-Тайдмана);
в) коэффициент корреляции;
г) все вышеперечисленное.
3. Коэффициент концентрации отраслевого рынка:
а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствующий период;
б) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;
г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.
14. Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствующий период;
б) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;
г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.
5. Коэффициент относительной концентрации:
а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствующий период;
б) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;
г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.
6. Коэффициент энтропии:
а) определяется отношением реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствующий период;
б) характеризует равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка;
в) характеризует соотношение числа лидеров рынка и контролируемой ими доли рынка;
г) представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.
7. Пороговое значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при оценке степени монополизации рынка составляет:
а) 0,75;
б) 0,30;
в) 0,20;
г) 0,18.
Оценка конкурентоспособности товаров (услуг ) региональной экономики
8. Нормативно-производственные параметры оценки уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике включают:
а) показатели качества товара и другие его потребительские свойства;
б) патентную чистоту изделий, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) составляющие цены потребления.
9. Потребительские параметры оценки уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике включают:
а) показатели качества товара и другие его потребительские свойства;
б) патентную чистоту изделий, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) составляющие цены потребления.
10. Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. К конкурентным преимуществам низкого порядка относятся:
а) возможность использования дешевых: рабочей силы, материалов (сырья), энергии;
б) уникальная продукция, уникальная технология;
в) оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы;
11. Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. К конкурентным преимуществам высокого порядка относятся:
а) возможность использования дешевых: рабочей силы, материалов (сырья), энергии;
б) уникальная продукция, уникальная технология, оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы.
12. Под конкурентоспособностью товаров, услуг в региональной экономике понимается:
а) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;
б) совокупность качественных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;
в) совокупность стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;
г) совокупность качественных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на мировом рынке в заданный промежуток времени.
13. Условие конкурентоспособности товара в региональной экономике в общем виде может быть представлено следующим соотношением:
а) где Р – полезный эффект товара; С – затраты на приобретение и использование товара;
б) ;
в) ;
г) .
14. Оценка конкурентоспособности товара в региональной экономике производится на основе трех групп показателей:
а) нормативно-производственные, потребительские и экономические;
б) показатели надежности, эргономические, стоимостные;
в) показатели безопасности, эстетические, стоимостные;
г) экологических, потребительских, экономических.
15. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике к группе нормативно-производственных показателей относится:
а) уровень надежности изделия;
б) патентная чистота изделия;
в) уровень безопасности изделия;
г) все вышеперечисленные показатели.
16. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике к группе нормативно-производственных показателей относятся:
а) патентная чистота изделия;
б) соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) уровень надежности изделия;
г) все вышеперечисленные показатели.
17. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике к группе потребительских параметров относится:
а) патентная чистота изделия;
б) соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;
в) уровень надежности изделия;
г) все вышеперечисленные показатели.
18. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике к группе потребительских параметров относится:
а) технические характеристики изделия;
б) эстетические показатели;
в) конструктивно-эргономические показатели;
г) все вышеперечисленные показатели.
19. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике к группе экономических параметров относятся:
а) цена закупки изделия;
б) расходы на транспортировку и монтаж изделия;
в) расходы на ремонт изделия в процессе эксплуатации;
г) все вышеперечисленное.
20. При оценке конкурентоспособности товара в региональной экономике в качестве экономических параметров рассматриваются составляющие:
а) цены изделия;
б) цены потребления;
в) себестоимости изделия;
г) издержек производства и реализации изделия.
21. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике к составляющим цены потребления относятся:
а) цена закупки изделия;
б) расходы на транспортировку и монтаж изделия;
в) расходы на ремонт изделия в процессе эксплуатации;
г) все вышеперечисленное.
22. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике сводный индекс по группе нормативно-производственных параметров определяется по формуле:
а) , где qi – частный показатель по i-тому нормативно-производственному параметру;
б) где - относительный вес важности показателя;
в) .
23. При оценке уровня конкурентоспособности товара в региональной экономике сводный индекс по группе потребительских параметров определяется по формуле:
а) , где Пi – параметрический индекс i-того параметра;
б) где - относительный вес важности i-того параметра;
в) .
17. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия в региональной экономике определяется по формуле:
а) ; где IНП – сводный индекс по группе нормативно-производственных параметров;
б) ; Iп – сводный индекс по группе потребительских параметров;
в) ; Iэ – сводный индекс по группе экономических параметров.
г) .
24. При оценке конкурентоспособности товара в региональной экономике параметрический индекс в случае, если увеличение значения параметра приводит к улучшению потребительского свойства, определяется как:
а) отношение значений параметра анализируемого товара и образца;
б) отношение значений параметра образца и анализируемого товара;
в) произведение значений параметра анализируемого товара и образца;
г) произведение значений параметра образца и анализируемого товара.
19. Установите соответствие между группой потребительских параметров и примерами параметров товаров:
1. Показатели назначения | 1. Антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические. |
2. Эргономические показатели | 2. Безотказность, долговечность, ремонтопригодность. |
3. Показатели надежности | 3. Информационная выразительность, рациональность формы, композиционная целостность. |
4. Эстетические показатели | 4. Функциональная пригодность, взаимозаменяемость, |
25. Косвенные методы оценки конкурентоспособности опираются на соотношение «качество/цена» товара. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
21. Верно ли утверждение, что метод «радара конкурентоспособности» относится к группе графических методов?
а) да;
б) нет.
26. Установите правильную последовательность этапов оценки уровня конкурентоспособности на основе матричного метода оценки.
1) Градация уровня конкурентоспособности по трем группам качественной оценки – «ниже среднего» (0-40 баллов), «среднее» (41-70 баллов), «выше среднего» (71-100 баллов).
2) Комплексная оценка конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев.
3) Расчет обобщенного показателя конкурентоспособности с учетом коэффициентов весомости групповых критериев по анализируемому товару и товару образцу.
4) Характеристика признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.
5) Расчет интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого товара как отношение обобщенного показателя конкурентоспособности данного товара к обобщенному показателю конкурентоспособности товара-образца.
Контрольные вопросы для самопроверки по теме 5
1. Охарактеризовать методику оценка конкурентоспособности товаров, работ, услуг в региональной экономике;
2. Назвать и перечислить методы оценки уровня конкурентоспособности товаров, работ, услуг в их существующей классификации;
3. Каков алгоритм оценки уровня конкурентоспособности?
4. Назовите принципы и основные положения оценки конкурентоспособности
5. Охарактеризуйте методические подходы к оценке конкурентоспособности. 6.Перечислите показатели оценки конкурентоспособности
7. Что отражают параметрические и сводные индексы конкурентоспособности?
8. Какие нормативно-производственные показатели конкурентоспособности вы можете назвать?
9. Что представляют собой расчктно-комбинированные, экономические показатели? оценки.
10. В чем заключается суть интегральных показателей оценки уровня конкурентоспособности?
11. Охарактеризуйте аналитические методы оценки конкурентоспособности
12. Раскройте содержание, цели, задачи и принципы стратегической конкурентоспособности