Домашнее (творческое) задание 6
1.Составить презентацию конкурентной среды на примере РФ.
2.Составить глоссарий категорий по теме занятия.
3..Привести и откомментировать факторы повышения конкурентоспособности региональной экономики Краснодарского края (:: макроэкономические, микроэкономические, правовые, ресурсные, финансово-экономические, организационные, управленческие, социально-экономические, технико-технологические, информационные, инновационные, инвестиционные, оценочные и другие)
4. На примере социально-экономического развития, экономического роста, уровня доходности капитала, нормы прибыли, динамики роста, качества уровеня трудового потенциала потенциала, информационных и управленческих технологий, эффективности использования ресурсов, инфраструктуры составить SWOT - анализ регионального развития, рейтинга Краснодарского края в 2013-2014гг. показатель места в национальной экономике.ная.
5. Составит «Ромб региональной конкурентоспособности» ЮФО и СКФО.
6.Охарактеризовать детерминанты формирования конкурентных преимуществ Краснодарского края в 2015г.
7.На основе данных Росстата продемонстрировать прямые и косвенные показатели эффективности: управления региональной собственностью: природными ресурсами и землей, зонирования, энергосберегающих технологий, источников финансирования, и поддержка малого бизнеса, развитияа рыночной инфраструктуры, маркетинг региона ЮФО в 2015г.
8.Составить и презентовать рейтинг конкурентоспособности отраслей в экономике Краснодарского края или гшорода-курорта Сочи.
Ответить на вопросы теста:
1. По роли факторов в создании конкурентного преимущества выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:
а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;
б) основные и развитые факторы;
в) общие и специализированные факторы;
г) внешние и внутренние факторы.
2. Установите соответствие между группой факторов конкурентоспособности фирмы и ее описанием:
1. Общие факторы | 1. Сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары. |
2. Внешние факторы | 2. Факторы, которые могут быть использованы в широком спектре отраслей. |
3. Ресурс знаний | 3. Проявление которых в малой степени зависит от фирмы. |
4. Инфраструктура | 4. Транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, жилой фонд, учреждения культуры и т.д. |
3. В зависимости от уровня развития выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:
а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;
б) основные и развитые факторы;
в) общие и специализированные факторы;
г) внешние и внутренние факторы.
4. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«…– это совокупность (множество) элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».
5. Замените многоточие подходящим по контексту словом;
«…–– это предел деления экономической системы с точки зрения решения конкретной задачи в рамках поставленной цели».
6. Установите соответствие между группой факторов конкурентоспособности и ее описанием:
1. Специализированные факторы | 1. Сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары. |
2. Внутренние факторы | 2. Применяемые в ограниченном числе отраслей. |
3. Ресурс знаний | 3. Почти полностью определяемые руководством фирмы. |
4. Развитые факторы | 4. Современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными научными разработками. |
7. По степени специализации фактора выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:
а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;
б) основные и развитые факторы;
в) общие и специализированные факторы;
г) внешние и внутренние факторы.
8. К компонентам внешнего окружения конкурентоспособности относятся:
а) вход, выход, обратная связь;
б) управляющая и управляемая подсистемы;
в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;
г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.
9. В зависимости от способности экономики региона оказывать влияние на факторы выделяют следующие группы факторов конкурентоспособности:
а) людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура;
б) основные и развитые факторы;
в) общие и специализированные факторы;
г) внешние и внутренние факторы.
10. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«…конкурентоспособность оказывает косвенное воздействие на экономику в целом и компоненты ее мезо- и микросреды».
11. Факторами макросреды системы конкурентоспособности выступают:
а) вход, выход, обратная связь;
б) управляющая и управляемая подсистемы;
в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;
г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.
12. К компонентам мезосреды системы управления конкурентоспособностью относятся:
а) вход, выход, обратная связь;
б) специализированная инфраструктура, внутриотраслевая конкурентная среда;
в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;
г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.
13. Факторами микросреды системы управление конкурентоспособностью являются:
а) вход, выход, обратная связь;
б) управляющая и управляемая подсистемы;
в) поставщики, потребители, посредники, конкуренты;
г) экономические, политико-правовые, природные, демографические, социально-культурные факторы.
14. Конкурентоспособность определяют:
а) экономическими ресурсами, поступающими в систему;
б) управляющими воздействиями со стороны сверхсистемы;
в) неуправляемыми факторами, возмущениями, нарушающими нормальный процесс функционирования системы;
г) все вышеперечисленное верно.
15. Конкурентоспособность определяется показателями:
а) продукцией и услугами региональной экономики, в том числе сервисными;
б) выходными информационными ресурсами, в том числе с обратной связью с управляющим органом сверхсистемы и горизонтальными информационными связями с элементами внешней среды системы;
в) неуправляемыми факторами, возмущениями, нарушающими нормальный процесс функционирования системы;
г) все вышеперечисленное верно.
16. Конкурентоспособностью определяется:
а) требованиями, предложениями относительно продукции и услуг региона, (отрасли) поступающими из сферы потребления в саму систему или непосредственно к поставщикам входа системы;
б) выходными информационными ресурсами, в том числе с обратной связью с управляющим органом сверхсистемы и горизонтальными информационными связями с элементами внешней среды системы;
в) продукцией и услугами региона, в том числе сервисными;
г) экономическими ресурсами, поступающими в систему.
17. Установите соответствие между свойством категории «конкурентоспособность» и его характеристикой:
1. Конкретность проявления | 1. Конкурентоспособность изменяется с течением времени и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде и других обстоятельств. |
2. Динамический характер | 2. Исследование конкурентоспособности необходимо теснее увязывать с конкретным уровнем конкурентного поля. |
3. Многоуровневость | 3. Привязанность конкурентоспособности к конкретным условиям и, прежде всего, к конкретному рынку и определенному периоду времени. |
18. На объектном уровне конкурентоспособности исследуется конкурентоспособность:
а) продукции;
б) технологии;
в) фирмы;
г) региона.
16. Макроконкурентоспособность представляет собой конкурентоспособность:
а) страны;
б) региона;
в) отрасли;
г) фирмы.
19. Установите соответствие между категорией конкурентоспособности и ее субъектами:
1. Макроконкурентоспособность | 1. Предприятия, индивидуальные предприниматели. |
2. Мезоконкурентоспособность | 2. Регион, отрасль, корпоративные структуры. |
3. Микроконкурентоспособность | 3. Страна. |
Контрольные вопросы для самопроверки по теме 6
1. Назовите факторы повышения конкурентоспособности
2.Охарактеризуйте классификацию факторов повышения конкурентоспособности региональной экономики,
3. Перечислите макроэкономические факторы повышения конкурентоспособности
4. Назовите ресурсные макроэкономические факторы повышения конкурентоспособности
5. Перечислите финансово-экономические, инвестиционные факторы повышения конкурентоспособности
6. Назовите организационно-управленческие факторы повышения конкурентоспособности
7. Перечислите технико-технологические факторы повышения конкурентоспособности
8. Как соотносятся конкурентоспособность и целевые установки? социально-экономическое развитие, экономический рост, способность обеспечивать высокий уровень доходности капитала, норма прибыли, динамика роста, уровень качества человеческого потенциала, информационный и управленческие технологии, эффективность использования ресурсов, инфраструктураи другие факторы регионального развития, рейтинговый показатель места в национальной экономике.ная.
10. Дайте определение региональной стратегии конкурентоспособности
11.Как соотносятся глобализация экономики и глобализация конкуренции.
12. Что представляет собой «Ромб региональной конкурентоспособности»:
13.Каковы детерминанты формирования конкурентных преимуществ в условиях экономического кризиса?. Рейтинг конкурентоспобности.
14.Назовивите приоритеты стратегии повышения конкурентоспособности региональной конкурентоспособности
15. Охарактеризуйте связь эффективности: управления региональной собственностью: природными ресурсами и землей, зонирования, энергосберегающих технологий, страхование жилья и прав собственности, дополнительные источники финансирования, поддержка малого бизнеса, развитие рыночной инфраструктуры, маркетинг региона и его продвижения и другие с региональной конкурентоспособностью
16.Какова роль информации в достижении конкурентных преимуществ?
17. Каково содержание стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики?
18. Что такое норматив конкурентоспособности региональной экономики?
19. В чем состоит сущность стратегического контроля?
20. Приведите примеры функциональных стратегий в рамках стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики?
21. Какова структура стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики?
22. Что представляет собой стратегический план реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики?
23. Что включает в себя программа выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики?
24. Что представляют собой графики выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики?
25. В чем состоит отличие стратегического контроля от тактического контроля?
26. Перечислите основные этапы оценки процесса реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики..
27. Раскройте сущность понятия «мониторинг».
28. Перечислите основные этапы мониторинга конкурентоспособности региональной экономики
29. Представьте основные компоненты мониторинга конкурентоспособности региональной экономики.
30. Почему, на Ваш взгляд, объект мониторинга конкурентоспособности многокомпонентный?
31. Кто должен заниматься мониторингом конкурентоспособности в рамках каждого компонента объекта мониторинга?
32. В чем сущность и специфика мониторинга макросреды региональной экономики?
33. Охарактеризуйте этапы мониторинга макросреды региональной экономики.
34. В чем сущность и специфика мониторинга конкурентной среды региональной экономики.
35. Что изучают в рамках отраслевого анализа в системе мониторинга конкурентоспособности региональной экономики.
36. Какие компоненты анализа включает конкурентный анализ?
37. В чем сущность и специфика мониторинга микросреды региональной экономики?
38. Охарактеризуйте этапы мониторинга микросреды региональной экономики
39. В чем сущность и специфика мониторинга внутренней среды фирмы?
40. Дайте определение понятия «Ключевые факторы успеха»