Домашнее (творческое) задание 1
1. Составить презентацию и структурно-логическую схему по теме: «Содержание, цели, задачи, принципы, функции и роль конкуренции и конкурентоспособности в системе региональной экономики».
2. Составить презентацию на тему «Законодательная и нормативно-инструктивная база конкуренции и конкурентоспособности в системе региональной экономики»
3. Представить, охарактеризовать и обсудить экономические деловые ситуации:
а) моделей и концепций Портера;
б) охарактеризовать, сравнить и оценить - научные подходы к исследованию конкуренции, классические и современные концепции и модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики;
4) Задача. Рассчитать на примере Краснодарского края объем и динамику природно-сырьевых, трудовых ресурсов, научный и управленческий потенциал, производственной базы, инфраструктуры. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие.
5) Дать оценку интенсивности конкуренции региона. ЮФО (на основе данных Росстата)
На примере отраслей регионального хозяйства Российской Федерации, ЮФО, Краснодарского края, города-курорта Сочи (на выбор санаторно-курортного, туристского, гостиничного, транспортного, аграрно-промышленного, строительного, образовательного и других комплексов на выбор или по своему усмотрению) составить на данных Росстата за 2014 -2015 гг. характеристику конкурентоспособности с учетом ресурсного потенциала, внутренней и внешней среды, факторов влияния, определить уровень конкуренции и конкурентоспособности.
Ключевые понятия: «конкурентоспособность «конкурентное преимущество», факторная и конкурентная природа конкурентного преимущества, конкурентная структура регионального рынка и содержание основных этапов формирования и реализации конкурентоспособности, формы, типы, уровни конкуренции и конкурентоспособности, базовые признаки, конкурентные преимущества. «конкурентоспособность «конкурентное преимущество», факторная и конкурентная природа конкурентного преимущества, конкурентная структура регионального рынка и содержание основных этапов формирования и реализации конкурентоспособности,
Следует обратить особое внимание на jсвоение понятий конкурентоспособность, ее внутренние и внешние факторы, классификация ключевых факторов успеха отраслей, содержание конкурентного анализа, показатели оценки степени монополизации рынка, стратегические группировки конкурентов и другие.
Задачи студента (группы студентов):
- рассмотреть роль и значение конкуренции и региональной конкурентоспособности в национальной, региональной, отраслевой, муниципальной экономике;
- охарактеризовать, сравнить и оценить - научные подходы к исследованию конкуренции, классические и современные концепции и модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики;
- показать объекты и субъекты, конкурентный потенциал и интенсивность региональной конкуренции и конкурентоспособности;
- исследовать факторы, оказывающих наиболее сильное влияние на региональную конкурентоспсобность (природно-сырьевых, трудовых ресурсов, научный и управленческий потенциал, производственной базы, инфраструктуры. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие);
- исследовать базовые признаки, уровень, динамику и резервы региональнойконкурентоспособности;
- выявить противоречия формирования конкурентоспособности региональной экономики.
Ответить на вопросы теста:
1. Установите соответствие между описанием и подходом к определению сущности понятия «конкуренция»:
1. Экономический | 1. Трактует конкуренцию с позиций группового (или классового) противостояния. |
2. Социально-политический | 2. Построен на воинственном противостоянии и крайних мерах. |
3. Подход, построенный на «игре по правилам» | 3. Предполагает режим диалога, хотя бы косвенного – через учет интересов других партнеров по взаимоотношениям |
2. «… – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
3. Конкуренцию определяют как:
а) состязательность на рынке;
б) элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение;
в) критерий, по которому устанавливается тип отраслевого рынка (подход основывается на современной теории морфологии рынка);
г) все вышеперечисленное верно.
4. Установите соответствие между уровнем экономике и соответствующими данному уровню субъектами конкуренции:
1. Микроуровень | 1. Объединения фирм, отрасли экономики страны. |
2. Мезоуровень | 2. Физические лица, конкретные виды товаров, фирмы. |
3. Макроуровень | 3. Отдельные страны. |
5. На основе представленной характеристики определите тип рынка: «Рынок состоит из множества покупателей и продавцов, товар дифференцирован, рынок сегментирован, товары продаются в широком диапазоне цен»:
а) рынок совершенной конкуренции;
б) рынок монополистической конкуренции;
в) рынок олигополии;
г) рынок чистой монополии.
6. Существует ли причинно-следственная связь между категориями «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества»?:
а) да;
б) нет.
7. «Национальный ромб» М. Портера включает следующие детерминанты:
а) параметры факторов;
б) сила (мощь) поставщиков;
в) родственные и поддерживающие отрасли;
г) угроза со стороны товаров-заменителей.
8. В общую систему детерминантов «национального ромба» М. Портер включил следующие вспомогательные детерминанты:
а) параметры факторов;
б) роль случая;
в) родственные и поддерживающие отрасли;
г) роль правительства.
9. Установите соответствие между свойством конкурентного преимущества и характеристикой данного свойства:
1. Относительный характер | 1. Конкурентные преимущества представляют факторы внутренней или внешней среды субъекта хозяйствования. |
2. Конкретность проявления в отношении рынка | 2. Конкурентное преимущество проявляется только в процессе сравнения с другими аналогичными субъектами. |
3. Динамический характер | 3. Конкурентное преимущество обладает свойством временной динамики. |
4. Факторное содержание | 4. Категория «конкурентное преимущество» имеет четкую привязанность к определенным условиям рынка |
10. «…– это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе динамические способности) субъекта (объекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени. Процесс формирования … должен опираться на принципы системного подхода». Вместо многоточия поставьте один из вариантов ответа:
а) конкурентные преимущества;
б) сравнительные преимущества;
в) абсолютные преимущества;
г) сравнительные издержки.
11. Хорошая репутация относится к конкурентным преимуществам низкого порядка?
а) да;
б) нет.
12. Конкурентным преимуществами могут быть факторы внешней среды?
а) да;
б) нет.
13. Матрица отраслевых конкурентных преимуществ, построенная относительно таких характеристик, как «величина преимущества» и «количество возможных преимуществ» выделяет четыре типа отраслей с разными условиями конкурентного успеха фирм. Установите соответствие между типом отрасли и его характеристикой:
1. Фрагментация | 1. В отрасли могут быть реализованы лишь немногие преимущества, величина которых невелика. Дифференциация по отношению к конкурентам оказывается затруднительной. |
2. Специализация | 2. Наличие небольшого количества возможностей достижения конкурентных преимуществ, величина которых велика и которые поэтому относительно надежно защищены. В таких отраслях происходит разделение рынка между немногими крупными фирмами. |
3. Патовая ситуация | 3. Существуют многочисленные возможности достижения обширных конкурентных преимуществ. Превосходство в конкуренции относительно надежно защищается величиной достижимых преимуществ. |
4. Объемность | 4. Имеется много возможностей для завоевания конкурентных преимуществ, однако величина последних невелика, что делает их нестойкими. В этих условиях отдельным предприятиям редко удается завоевать доминирующее положение в отрасли |
14. Установите соответствие между свойством категории «конкурентоспособность» и его характеристикой:
1. Конкретность проявления | 1. Конкурентоспособность изменяется с течением времени и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде и других обстоятельств. |
2. Динамический характер | 2. Исследование конкурентоспособности необходимо теснее увязывать с конкретным уровнем конкурентного поля. |
3. Многоуровневость | 3. Привязанность конкурентоспособности к конкретным условиям и, прежде всего, к конкретному рынку и определенному периоду времени. |
15. На объектном уровне конкурентоспособности исследуется конкурентоспособность:
а) продукции;
б) технологии;
в) фирмы;
г) региона.
16. Макроконкурентоспособность представляет собой конкурентоспособность:
а) страны;
б) региона;
в) отрасли;
г) фирмы.
17. Установите соответствие между категорией конкурентоспособности и ее субъектами:
1. Макроконкурентоспособность | 1. Предприятия, индивидуальные предприниматели. |
2. Мезоконкурентоспособность | 2. Регион, отрасль, корпоративные структуры. |
3. Микроконкурентоспособность | 3. Страна. |
Критерии оценки теста – за правильный ответ на 4 вопроса теста -1 балл
Контрольные вопросы для самопроверки по теме 1
1. Охарактеризуйте понятия категорий «конкуренция», «конкурентные отношения», «конкурентоспособность»
2. Что представляет собой типология научных подходов к исследованию конкуренции, концепции
3.Назовите научные подходы и их авторов, этапы исследования конкуренции и конкурентоспособности
4. Перечислите модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики
5. Назовите отличия следующих подходов к определению сущности понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»: экономический, социально-политический и подход, построенный на «игре по правилам»?
6. Дайте определение конкуренции как критерия, по которому устанавливается тип отраслевого рынка
7. В чем заключаются отличия экономического и социально-политического подходов к определению содержания категорий «конкуренция», «конкурентоспособности»?
8. Перечислите и охрактеризуйте объекты и субъктов конкуренции и конкурентоспособности
9. Назовите и кратко охарактеризуйте формы, виды и типы конкуренции.
10. Перечислите типы рынков в современных теории и практике
11. Дайте характеристику типов рынка и приведите примеры.
12. Определите взаимосвязь между конкурентной стратегией и конкурентными преимуществами в региональной экономике
13. Охарактеризуйте эволюционные этапы теории конкурентных преимуществ.
14. Перечислите типы, виды и методы и уровень интенсивности конкуренции и дайте их характеристику.
15.Перечислите и охарактеризуйте основные и вспомогательные детерминанты страны в «национальном ромбе» М. Портера.
16. Почему «параметры спроса» «национального ромба» М. Портера включает только внутренний спрос?
17. Перечислите этапы традиционного жизненного цикла конкурентного преимущества.
18. Назовите и охарактеризуйте факторы конкурентоспособности
19. Что представляют собой конкурентные преимущества и какими основными свойствами они обладают?
20. В чем состоит факторная природа конкурентного преимущества?
21. Дайте определение конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ в региональной экономике (на примере Краснодарского края)
22.Охарактеризуйте понятие базовых признаков и условий конкурентоспособности региона – природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный и управленческий потенциал, производственная база, инфраструктура. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие.
23. Какие факторы, определяют интенсивность конкуренции региона?
24. Назовите противоречия формирования конкурентоспособности региональной экономики
25. Почему необходимо учитывать свойство конкретности проявления конкурентного преимущества в отношении рынка и времени?
26. Перечислите основные отличия конкурентных преимуществ высокого и низкого порядка. Приведите примеры каждого типа конкурентных преимуществ.
27. Какие факторы относятся к внешним факторам конкурентных преимуществ?
28. Перечислите основные внутренние факторы, формирующие конкурентные преимущества региональной экономики.
29. В чем разница между понятиями «конкурентное преимущество» и «источник конкурентного преимущества»?
29. Каково отличие реальных и потенциальных конкурентных преимуществ?
30. Что такое конкурентные слабости?
31. Раскройте сущность понятия «отраслевые конкурентные преимущества».
32. Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
33. Раскройте сущность свойства конкурентоспособности «конкретность проявления».
34. Почему конкурентоспособность является функцией конкурентных преимуществ и слабостей?
35. Охарактеризуйте многоуровневость конкурентоспособности. На каких уровнях исследуется конкурентоспособность?
36. В чем проявляется свойство конкурентоспособности «противоречивость»?
37. Какие объекты исследуются на объектном уровне конкурентоспособности?
38. В чем состоит основное отличие конкурентоспособности объекта и субъекта?
39. Дайте определение конкурентоспособности региональной экономики
40. Представьте определение конкурентоспособности фирмы, региональной экономики
41. Назовите группы факторов конкурентоспособности в зависимости от роли факторов в создании конкурентного преимущества.
42. Какие группы факторов конкурентоспособности фирмы выделяют в зависимости от уровня развития фактора?
43. Назовите группы факторов конкурентоспособности в зависимости от степени фактора специализации.