Домашнее (творческое) задание 8
1.Презентации по вопросам темы «Кластеры в региональной эклномике и их роль в развитии конкуренции» на примере Краснодарского края
2.Составить глоссарий по теме занятия
3.Подготовка и обсуждение деловых ситуаций по формированию кластеров в муниципальной экономике города-курорта Сочи
На примере отраслей регионального хозяйства Российской Федерации, ЮФО, Краснодарского края, города-курорта Сочи (на выбор санаторно-курортного, туристского, гостиничного, транспортного, аграрно-промышленного, строительного, образовательного и других комплексов на выбор или по своему усмотрению) составить на основе данных Росстата за 2014 -2015 гг.
Ответить на вопросы теста
1. Установите соответствие между описанием и подходом к определению сущности понятия «конкуренция», в том числе и в кластерах
1. Экономический | 1. Трактует конкуренцию с позиций группового (или классового) противостояния. |
2. Социально-политический | 2. Построен на воинственном противостоянии и крайних мерах. |
3. Подход, построенный на «игре по правилам» | 3. Предполагает режим диалога, хотя бы косвенного – через учет интересов других партнеров по взаимоотношениям |
2. «… – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
3. Конкуренцию определяют как:
а) состязательность на рынке, в том и в кластере;
б) элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение;
в) критерий, по которому устанавливается тип отраслевого рынка (подход основывается на современной теории морфологии рынка);
г) все вышеперечисленное верно.
4. Установите соответствие между уровнем экономики, например, на уровне кластера и соответствующими данному уровню субъектами конкуренции:
1. Микроуровень | 1. Объединения фирм, отрасли экономики страны. |
2. Мезоуровень | 2. Физические лица, конкретные виды товаров, фирмы. |
3. Макроуровень | 3. Отдельные страны. |
5. На основе представленной характеристики определите тип рынка: «Рынок состоит из множества покупателей и продавцов, товар дифференцирован, рынок сегментирован, товары продаются в широком диапазоне цен»:
а) рынок совершенной конкуренции;
б) рынок монополистической конкуренции;
в) рынок олигополии;
г) рынок чистой монополии.
6. Существует ли причинно-следственная связь между категориями «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества»?:
а) да;
б) нет.
7. «Национальный ромб» М. Портера включает следующие детерминанты:
а) параметры факторов;
б) сила (мощь) поставщиков;
в) родственные и поддерживающие отрасли;
г) угроза со стороны товаров-заменителей.
8. В общую систему детерминантов «национального ромба» М. Портер включил следующие вспомогательные детерминанты:
а) параметры факторов;
б) роль случая;
в) родственные и поддерживающие отрасли;
г) роль правительства.
9. Установите соответствие между свойством конкурентного преимущества и характеристикой данного свойства:
1. Относительный характер | 1. Конкурентные преимущества представляют факторы внутренней или внешней среды субъекта хозяйствования. |
2. Конкретность проявления в отношении рынка | 2. Конкурентное преимущество проявляется только в процессе сравнения с другими аналогичными субъектами. |
3. Динамический характер | 3. Конкурентное преимущество обладает свойством временной динамики. |
4. Факторное содержание | 4. Категория «конкурентное преимущество» имеет четкую привязанность к определенным условиям рынка |
10. «…– это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе динамические способности) субъекта (объекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени. Процесс формирования … должен опираться на принципы системного подхода». Вместо многоточия поставьте один из вариантов ответа:
а) конкурентные преимущества;
б) сравнительные преимущества;
в) абсолютные преимущества;
г) сравнительные издержки.
11. Хорошая репутация относится к конкурентным преимуществам низкого порядка?
а) да;
б) нет.
12. Конкурентным преимуществами могут быть факторы внешней среды?
а) да;
б) нет.
13. Матрица отраслевых конкурентных преимуществ, построенная относительно таких характеристик, как «величина преимущества» и «количество возможных преимуществ» выделяет четыре типа отраслей с разными условиями конкурентного успеха фирм. Установите соответствие между типом отрасли и его характеристикой:
1. Фрагментация | 1. В отрасли могут быть реализованы лишь немногие преимущества, величина которых невелика. Дифференциация по отношению к конкурентам оказывается затруднительной. |
2. Специализация | 2. Наличие небольшого количества возможностей достижения конкурентных преимуществ, величина которых велика и которые поэтому относительно надежно защищены. В таких отраслях происходит разделение рынка между немногими крупными фирмами. |
3. Патовая ситуация | 3. Существуют многочисленные возможности достижения обширных конкурентных преимуществ. Превосходство в конкуренции относительно надежно защищается величиной достижимых преимуществ. |
4. Объемность | 4. Имеется много возможностей для завоевания конкурентных преимуществ, однако величина последних невелика, что делает их нестойкими. В этих условиях отдельным предприятиям редко удается завоевать доминирующее положение в отрасли |
14. Установите соответствие между свойством категории «конкурентоспособность» и его характеристикой:
1. Конкретность проявления | 1. Конкурентоспособность изменяется с течением времени и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде и других обстоятельств. |
2. Динамический характер | 2. Исследование конкурентоспособности необходимо теснее увязывать с конкретным уровнем конкурентного поля. |
3. Многоуровневость | 3. Привязанность конкурентоспособности к конкретным условиям и, прежде всего, к конкретному рынку и определенному периоду времени. |
15. На объектном уровне конкурентоспособности исследуется конкурентоспособность:
а) продукции;
б) технологии;
в) фирмы;
г) региона.
16. Макроконкурентоспособность представляет собой конкурентоспособность:
а) страны;
б) региона;
в) отрасли;
г) фирмы.
17. Установите соответствие между категорией конкурентоспособности и ее субъектами:
1. Макроконкурентоспособность | 1. Предприятия, индивидуальные предприниматели. |
2. Мезоконкурентоспособность | 2. Регион, отрасль, корпоративные структуры. |
3. Микроконкурентоспособность | 3. Страна. |
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Охарактеризуйте понятие кластера как единицу региональной экономики и региональной конкуренции.
2. Каковы масштабы и границы кластеров и их роль в системе конкуренции
3. Как объяснить рождение, эволюцию (совершенствование) и упадок кластеров? 4.Назовите составные части кластеров.
5.Объясните соотношение локализации и конкуренции в региональной экономике
6.Какова организационная пространственная форма кластеров.
7 В чем заключаются преимущества кластеров в инновациях и образовании нового бизнеса.
8. Охарактеризуйте социальнаую экономию кластеров.
9. Объячните парадоксы месторасположения кластеров. Кластеры и экономическая политика.
10..Корпорации и объединения в кластерах.
11.Инициаативы кластеров в системе управления региональной конкурентоспособностью