Рекомендации по написанию курсовой работы по микроэкономике
Курсовая работа по микроэкономике имеет следующую структуру:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ \ РЕФЕРАТ IСОДЕРЖАНИЕ
I ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ I ЗАКЛЮЧЕНИЕ I СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Титульный лист оформляется в строгом соответствии с об
разцом (см. Приложение 1).
Вверху - название учебного заведения и учреждения, которому оно подчиняется. Ниже справа - виза заведующего кафедрой. В середине листа - тема курсовой работы.
Ниже, справа, - фамилия, имя, отчество, звание и должность научного руководителя, а также - фамилия, имя, отчество студента, номер группы, личная подпись, дата сдачи работы.
Внизу - год написания курсовой работы.
При оформлении титульного листа следует обратить внимание на наличие всех подписей (с датами).
2. Рефератпредставляет собой обязательный компонент кур
совой работы, размещается непосредственно за титульным листом
и включает определенный перечень составных элементов. К ним
относятся: выходные данные курсовой работы - количество стра
ниц, использованных источников, рисунков, таблиц, схем, прило
жений; ключевые слова по теме исследования; объект и предмет
исследования; цель и задачи исследования; основные результаты
проведенного исследования (пример оформления реферата приве
ден в Приложении 2).
Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основные характеристики исследования, полезно ответить на следующие вопросы:
- что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема)
- почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность)
- что рассматривается? (Объект исследования)
- как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования)
- какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель)
- что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи)
- что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения)
3. Содержание представляет собой систематизированный указатель структурных частей курсовой работы и содержит названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы: введение, наименование глав и параграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием их номеров. При этом формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннею логику. Обязательно указывать страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт. Особое внимание следует обратить на соответствие номеров страниц в содержании и по тексту. Пример оформления содержания курсовой работы приведен в Приложении 3.
4. Введение должно отражать актуальность и новизну темы, степень ее освещения в научной и специальной литературе. Цель и задачи курсовой работы должны быть сформулированы под углом зрения решения определенной экономической проблемы. Кроме того, необходимо указать используемые приемы и способы аналитических исследований, дать краткую характеристику объекта и предмета исследования, описать структуру работы.
Принадлежность какого-либо сочинения или изложения к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии. Можно выделить 10 характеристик, позволяющих оценить качество исследования: проблема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.
Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Необходимо отличать научную проблему от практической задачи. В проблеме находит отражение пробел в научном знании. Нужно так обозначить проблему, чтобы в ней нашло отражение движение от старого к ново-
му, т.е., с одной стороны, было понятно, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой - какой новый познавательный и практический материал предполагается освоить.
Обосновать актуальность исследования - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Следует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той, и другой. Может наблюдаться ситуация, когда в науке данный вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. В таком случае необходимо сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения.
Определить объект исследования - значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании.
Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначать, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет - это собственное видение исследователем изучаемого объекта. Он целенаправленно конструирует предмет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Определение предмета одновременно открывает возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату. Формулирование предмета исследования - результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке описаний объекта, а также других характеристик исследования.
Ставя перед собой цель, исследователь определяет, какой результат он намерен получить в ходе работы, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представления исследователя о том, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание, истинность или
ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Типичная ошибка - тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что выдвигается как научное предположение.
Подводя итоги своей работы, исследователь имеет возможность сказать о новизне полученных результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые. На этом этапе устанавливается также значение исследования для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Важно иметь в виду, что между новизной результатов исследования и их значением для науки имеется существенное различие. Характеризуя новизну результатов, исследователь остается в рамках поставленных задач и показывает, какое знание он получил, решая их. Значение полученного нового знания выявляется по отношению к другим сферам познания, к научной работе, которая только еще предстоит в будущем. Определение научной значимости исследования имеет решающее значение для его оценки.
Размышляя о значении проведенной научной работы для практики, следует ответить на вопрос: Какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?
Необходимо отметить, что все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и сформулированная тема предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет - это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит обобщенным показателем ее качества.
Поскольку курсовая работа по микроэкономике предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять в ней абсолютно все характеристики. Некоторые их них могут быть определены в зависимости от выбранной темы (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.
Рекомендуемый объем введения: 2-3 страницы.
5. Основная часть курсовой работы не требует специального заголовка, а делится на главы, состоящие из параграфов, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на пункты. Каждая из этих составляющих имеет заголовок, входящий в состав содержания. Слова «глава», «параграф», «пункт» в заголовках не используются. Допускается не формировать пункты или не присваивать им заголовки. В этом случае в состав содержания они не включаются.
Нумерация названных составляющих основной части производится по числовой иерархической системе, причем после последней цифры, а также после заголовка, точка не ставится.
В основной части раскрывается содержание темы, дается ее теоретическое обоснование с широким привлечением специальной литературы и статистического материала. Изложение темы должно быть связано с современными экономическими проблемами в России.
Основная часть курсовой работы по микроэкономике состоит, как правило, из двух глав:
- первая глава должна содержать всестороннее рассмотрение теоретических основ выбранной темы исследования, изложение различных точек зрения и подходов к данной проблеме. Студент должен продемонстрировать владение основным понятийным аппаратом по выбранной теме, отразить свою точку зрения по данному вопросу;
- во второй главе автор должен продемонстрировать умение применить изложенные им в первой главе теоретические положения к решению конкретной микроэкономической проблемы, показать владение экономическими методами осмысления конкретных си-
туаций, способность анализировать фактические данные, относящиеся к исследуемой теме. Приводимые в работе рисунки, таблицы, графики, диаграммы должны быть пронумерованы, озаглавлены и иметь ссылку на источник. При анализе фактических данных из разных источников следует обратить внимание на их сопоставимость.
По согласованию с научным руководителем возможно изменение структуры курсовой работы в том случае, если это способствует более правильному и полному раскрытию темы.
6. В заключении подводятся основные итоги проведенного
анализа, формулируются самостоятельные выводы по результатам
выполненной работы в целом. В нем отмечается их практическая
значимость, возможность внедрения результатов работы и даль
нейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к
заключению - его краткость и обстоятельность. Не следует повто
рять содержание введения и основной части работы. В целом за
ключение должно давать ответы на следующие вопросы:
- С какой целью предпринято студентом данное исследование?
- Что сделано?
- К каким выводам пришел автор? Рекомендуемый объем заключения: 1 - 2 страницы.
7. Список использованной литературы является обязатель
ным компонентом курсовой работы и должен оформляться строго в
соответствии с установленными правилами. Основой для составле
ния библиографических записей использованных источников явля
ется ГОСТ 7.1-2003.
Библиографическая запись состоит из заголовка и библиографического описания. Заголовок может включать в себя имя лица, наименование организации, унифицированное заглавие, обозначение документа, и т.д. При указании имени лица фамилия от имени и отчества (или инициалов) отделяется запятой. При этом в заголовке приводят фамилию (наименование) только одного автора, если авторов не более трех. Если число авторов более трех, библиографическая запись приводится без заголовка.
При составлении библиографического описания для курсовой работы в него включаются обязательные и некоторые факультативные элементы, а именно:
- область заглавия и сведений об ответственности;
- область издания;
- область выходных данных;
- область физической характеристики.
Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире» (. - ).
Заглавие источника, следующее за заголовком, переносится с титульного листа источника и может состоять из нескольких предложений, разделяемых точкой. Основное заглавие может дополняться и уточняться указанием на характер издания (например, «учебное пособие»), его назначение, жанр и т.п. Отделяются эти сведения от основного заглавия двоеточием (:) и пишутся со строчной буквы. Если таких сведений несколько, двоеточие ставится перед каждым из них.
Сведения об ответственности включают сведения о лицах (авторах, редакторах, составителях, переводчиках) и/или организациях (институтах, учреждениях, министерствах), несущих ответственность за содержание книги. Перед первыми сведениями об ответственности ставится косая черта (/). Если сведений об ответственности несколько, они разделяются точкой с запятой.
Особенности документа, отличающие данное издание от других его изданий, указываются в области издания. Повторность издания всегда обозначают арабскими цифрами. Эти сведения могут сопровождаться пояснениями, например: 2-е изд., испр. и доп.
К выходным данным относятся: место издания (изготовления), издательство и дата издания.
Под местом издания понимается город, название которого приводят в полной форме. Исключение составляют Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.). При наличии двух и более мест издания их разделяют точкой с запятой (;), например: М.; СПб.
Название издательства приводится преимущественно в сокращенной форме; собственное название приводят без кавычек, наименования формы собственности (ООО, ЗАО и т.д.), а также слова «издательство», если оно не связано грамматически с названием
издающей организации (например: Изд-во МГУ). Перед названием издательства ставится двоеточие.
Датой издания считается год издания документа. Перед датой издания ставится запятая.
Область физической характеристики содержит обозначение физической формы объекта описания вместе с указанием объема, и при необходимости - сведения об иллюстрациях, и др.
Сведения о нумерации (пагинации) приводят теми цифрами (арабскими или римскими), которые использованы в объекте описания:
186 с. 1 зв. кассета
XII, 385 с. 2 электрон, опт. диска
Для описания части издания (статьи в журнале, главы в книге и т.д.) используется так называемая аналитическая библиографическая запись, включающая сведения о составной части, сведения об основном документе и сведения о местоположении составной части в документе. Схема такой записи выглядит следующим образом:
Сведения о составной части документа // Сведения об основном документе. - Сведения о местоположении.
Как правило, в записи основного документа заголовок не применяют. Не приводятся также сведения об объеме основного издания. Сведения об ответственности для составной части не приводятся, если они совпадают со сведениями заголовка. Для периодических журналов не приводится место издания.
Особого упоминания заслуживает использование в качестве источников веб-сайтов и их отдельных страниц. Их достоверность довольно часто вызывает сомнения. Кроме того, большинство Интернет-источников имеет короткое время жизни, что препятствует их повторному использованию. С другой стороны, иногда эти источники являются наиболее, а порой и единственно доступными. Поэтому при использовании таких источников следует придерживаться следующих правил:
- использовать достаточно авторитетные источники, авторство которых (или другая форма ответственности) может быть хорошо установлено; избегать ссылок на литературу и документы, размещенные на бесплатных веб-сайтах;
- из множества различных сайтов с идентичным содержанием выбирать тот, на котором используемый материал «проживет» максимальное время (впрочем, как и сам сайт);
- избегать ссылок на веб-страницы, если есть возможность сделать аналогичную ссылку на материал в форме «твердой копии», имеющей необходимые издательские атрибуты (книгу, журнал, CD-ROM, видеокассету и т.д.);
- при составлении ссылок на материалы веб-сайтов использовать те же принципы, что и для «бумажных» ссылок, обращая особое внимание на название веб-страницы, ее полный и точный адрес (URL), сведения об ответственности и дату публикации.
В библиографический список курсовой работы по микроэкономике необходимо включить в алфавитном порядке основные учебники по экономической теории, нормативные документы по данной проблематике, дополнительную научную литературу, статьи и публикации из экономических и специальных журналов, материалы газет, статистических сборников, и т.п. Вся литература имеет сплошную нумерацию. Источники INTERNET приводятся в конце перечня с соблюдением вышеперечисленных требований. Образец оформления списка использованной литературы приведен в Приложении 4.
Обязательным требованием написания курсовой работы является наличие ссылок на использованную литературу.
На все включенные в список источники должны иметься ссылки по тексту курсовой работы. При ссылке на произведение, описание которого включено в библиографический список, в тексте курсовой работы после упоминания о нем (после цитаты из него) указывают в квадратных или в круглых скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке, и соответствующие номера страниц, например: [2, с. 35 - 36].
8. Приложения являются важной, но в общем случае не обязательной составной частью курсовой работы по микроэкономике. Они используются для подтверждения и конкретизации материала основной части работы. В состав приложений можно включить при необходимости отчетные формы, статистические данные, выдерж-
ки из нормативных документов, графический и иной иллюстративный материал. Во всех случаях необходима ссылка на источник.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».
При необходимости приложение может иметь заголовок.
В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки. При наличии в курсовой работе нескольких приложений их располагают в порядке появления ссылок в тексте и нумеруют арабскими цифрами, например ПРИЛОЖЕНИЕ 1, и т. д. Если приложение занимает несколько страниц, каждая страница, кроме первой, должна сопровождаться надписью «Продолжение Приложения ...».
Нумерация страниц приложений должна входить в общую нумерацию страниц работы.
Иллюстрации, таблицы и формулы, помещенные в приложениях, нумеруются в пределах каждого приложения, например: Табл. П. 1.3. (третья таблица первого приложения).
9. Перечень принятых сокращений приводится лишь в случае необходимости. Если в работе принята специфическая терминология, а также используется особая система сокращения ключевых понятий или новые символы, то их перечень дается в виде отдельного списка. Все остальные слова в курсовой работе пишутся полностью, без сокращений.