Когда в качестве операционной цели выбирают количественные показатели денежной массы и денежной базы?
Как можно классифицировать существующие режимы денежно-кредитной политики?
Режимы денежно-кредитной политики можно разбить, исходя из двух классификационных признаков: характер номинального якоря (публично объявленная номинальная переменная, играющая роль промежуточной цели политики) и его ясность (степень транспарентности цели и ответственности по обязательствам денежных властей). Исходя из классификационных признаков, выделяются следующие классы режимов:
1)отсутствие денежно-кредитной автономии(невозможность эмиссии независимой валюты);
2) фиксация валютного курса(различные варианты фиксации, включая валютные коридоры и «ползущую» привязку);
3) полнофункциональное таргетирование инфляции(четкое институциональное обязательство по достижению ориентира инфляции);
4) неявный якорь ценовой стабильности(относительно неясное обязательство по поддержанию стабильных цен);
5) облегченное таргетирование инфляции(помимо инфляции, целями политики выступают валютный курс, денежные агрегаты и др.);
6) слабый номинальный якорь(экономика находится в условиях «свободного падения», инфляция превышает 40 %, что не позволяет определить якорь);
7) денежный якорь(номинальным якорем служит денежный агрегат).
Денежное таргетирование или установление целевых ориентиров прироста денежной массы получило распространение со второй половины 1970-х годов. В этот период времени большинство стран отказалось от таргетирования процентной ставки и валютного курса и перешло к таргетированию различных денежных агрегатов: внутреннего кредита, денежной базы, М2 и т. д. Причиной смены режима денежно-кредитной политики стало изменение природы шоков, влияющих на экономику. Распалась Бреттон-Вудская система, валютные курсы были отпущены в «свободное плавание», в результате чего прежний режим таргетирования перестал использоваться. Фактически ни одна страна строго не придерживалась ни поставленных ориентиров, ни денежного таргетирования как единственной политики центрального банка.
В конце концов денежное таргетирование оказалось малоуспешным в большинстве развитых стран мира. Во-первых, таргетирование проводилось без достаточной ответственности денежных властей, в результате чего достижение целевого ориентира не имело высоких шансов на успех. Во-вторых, нестабильность связи между денежными агрегатами и инфляцией из-за финансовых инноваций и дерегулирования рынка обрекала денежное таргетирование на хронический провал.
В чем заключается трилемма денежно-кредитной политики
Экономисты Морис Обстфельд и Аллан Тэйлор из Калифорнийского университета в 2004 г. провели системное исследование истории глобальных рынков капитала. В результате ученые пришли к выводу, что разработка и проведение денежно-кредитной политики повсеместно определялись фундаментальной трилеммой денежно-кредитной политики, или «несовместимой троицей» (monetary policy trilemma). Трилемма заключается в том, что власти не могут одновременно поддерживать фиксированный валютный курс, сохранять открытость рынка капитала (отсутствие ограничений на международное движение капитала) и пользоваться независимостью в денежно-кредитной политике. Трилемма возникает из-за того, что власти могут достичь лишь две из указанных целей политики.
Например, установив фиксированный валютный курс, регулятор может обеспечить стабильность валютного курса и открытость рынка капитала, однако будет вынужден отказаться от независимости денежно-кредитной политики. Если власти выбирают экономическую независимость, позволяющую проводить активную денежно-кредитную политику, ориентированную на внутренние цели, и открытый рынок капитала, они могут допустить свободное колебание валютного курса. В таком случае они не смогут добиться валютной стабильности. Наконец, выбирая валютную стабильность и независимость денежно-кредитной политики, государство отказывается от цели интеграции рынков капитала. Таким образом, трилемма имеет серьезные последствия для денежно-кредитной политики. Если страна стремится избежать чрезмерных колебаний валютного курса и в то же время сохранить денежно-кредитную независимость, ей придется ввести контроль над движением капитала. Это позволит придерживаться макроэкономических целей как внешней, так и внутренней стабильности.
В чём преимущества и ограничения использования процентной ставки в качестве операционной цели денежно-кредитной политики? Что является необходимой предпосылкой использования процентной ставки как операционной цели?(стр 219)
Операционная цель ДК политики ЦБ России:
· среднесрочная цель - номинальный эффективный курс рубля,
· краткосрочная цель - бивалютная корзина, состоящая из доллара и евро.
ЦБ обладает монопольным правом на эмиссию денег, следовательно, может регулировать либо цену, либо количество денег. В первом случае (регулирование цены), он управляет краткосрочными процентными ставками, а во втором денежной базой либо её компонентами, такими как внутренние кредиты, банковские резервы, чистые иностранные активы. (стр230).
Процентные ставки в качестве операционной цели обладают рядом несомненных достоинств. Процентную ставку легко наблюдать и анализировать, она служит сигналом о текущей и предстоящей денежно-кредитной политике. С точки зрения трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики процентная ставка влияет на ликвидность и портфели банков, поскольку ее изменение неизбежно отражается на кредитной политике банков их денежных потоках. Как следствие, стабилизация процентной ставки
на денежном рынке способствует успешному управлению ликвидностьюкоммерческих банках. Двумя другими факторами, обусловливающими популярность процентной ставки в качестве операционной цели, выступают
финансовая либерализация и инновации в банковском деле. И то и другое приводит к нестабильности денежного мультипликатора и функции спроса на деньги, в результате чего количественное таргетирование перестает нормально
работать.
Ограничения в использование заключается в том, что на операционном уровне денежные власти способны влиять только на одну переменную. При фиксированном валютном курсе они не могут контролировать
процентную ставку или предложение денег. При плавающем валютном курсе
ЦБ может влиять или на процентную ставку, или на денежное предложение.
2 часть вопроса.
Предпосылкой успешного использования процентной ставки в качестве операционной цели является эффективный и ликвидный межбанковский денежный рынок. В период высокой инфляции, а также в странах с неразвитой финансовой системой лучшей операционной целью становятся денежные агрегаты.
В чем преимущества и ограничения использования валютного курса в качестве операционной цели денежно-кредитной политики? Что является необходимым условием использования валютного курса как промежуточной цели?
При проведении денежно-кредитной политики центральный банк может использовать обменный курс, и как операционный показатель и как таргет (промежуточная цель).
Обменный курс как операционный показатель - центральный банк может контролировать номинальный обменный курс с помощью интервенций на валютном рынке, но:
когда центральный банк препятствует снижению номинального курса национальной валюты, он ограничен размером находящихся у него валютных резервов, когда центральный банк препятствует повышению курса, то он ограничен возможностями по стерилизации избыточной массы.
Центральный банк ограничен в проведении своей процентной и курсовой политики:
необходимо поддерживать совокупный спрос адекватно состоянию реального сектора,
и при этом предотвращать опасности резкого притока или оттока капитала.
Для малых экономик контроль за динамикой курса является необходимым условием проведения адекватной денежно-кредитной политики.
Курсовой таргет становится не эндогенной, а экзогенной величиной, то есть независимой по отношению к состоянию совокупного спроса в экономике.
В этом случае центральный банк действует по простому правилу: с помощью валютных интервенций и процентных ставок он поддерживает курс на заранее определенном уровне.
Самым известным режимом курсового таргетирования является режим фиксированного валютного курса (либо когда курс, изменяется с поправкой на инфляцию)
невозможно проводить автономную денежно-кредитную политику
контр-цикличная денежно-кредитная политика требует соблюдения следующих условий:
Центральный банк в стране, валюта которой служит номинальным якорем, должен вести адекватную для своей страны контр-циклическую политику.
Бизнес циклы внутренней экономики и экономики, валюта которой служит номинальным якорем, должны быть синхронизированы, так чтобы направление динамики внешних ставок отражало необходимые изменения процентных ставок внутри страны.
Для режима фиксированного валютного курса предельное значение, на которое инфляция внутри страны может отличаться от инфляции в стране, валюта которой служит номинальным якорем, в 80-90-ых года варьировалась в пределах 3.75 п.п.
Если темпы инфляции внутри страны значительно превышают темпы инфляции в стране - номинальном якоре, то это означает ограничительную денежную политику на всем протяжении бизнес-цикла, что наносит значительный ущерб экономическому росту.
Гибкий валютный курс рассматривается как фактор обеспечения автоматической стабилизации реального выпуска
Механизм автоматической стабилизации действует следующим образом:
в период перегрева экономики происходит укрепление национальной валюты и сокращение сальдо текущего счета, что сдерживает дальнейший экономический рост.
в период ослабления экономической активности курс национальной валюты снижается и способствует увеличению торгового баланса.
Как результат, стабилизационная функция центрального банка оказывается частично выполненной за счет гибкого курсообразования национальной валюты.
Применяется в условиях повышенной инфляции в целях обеспечения паритета внутренних и внешних цен и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках.
Он способен преодолеть рецессию за счет стимулирования экономического роста на основе проведения девальвации национальной валюты с целью укрепления позиции отечественных производителей на внешних рынках.
Ключевое звено в цепи регулирования реального курса валюты - «эффект импортозамещения»: повышение совокупного внутреннего предложения на основе изменения условий ценовой конкуренции посредством манипулирования валютным курсом.
Эффективность режима зависит от: степени открытости экономики, уровня товарного замещения, объема валютных резервов и др..
Когда в качестве операционной цели выбирают количественные показатели денежной массы и денежной базы?
Количественные цели обычно выбираются в качестве операционной цели, когда межбанковский денежный рынок неэффективен, а национальная финансовая система недостаточно развита. В таких обстоятельствах именно денежные агрегаты, а не процентная ставка играют основную роль в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики. Кроме того, количественные цели задают «тон» во время гиперинфляции и в последующий период снижения инфляции. Нетрудно догадаться, что количественное таргетирование предпочитают страны с неразвитой экономикой. Среди промышленно развитых стран длительное использование количественных целей встречается достаточно редко. В Соединенных Штатах ФРС таргетировала незаемные банковские резервы в течение трех лет, с 1979 по 1981 гг. Новая Зеландия по 1989 г. таргетировала избыточные резервы (расчетные остатки) банковского сектора. Швейцария вплоть до 1999 г. таргетировала денежную базу в качестве операционной и промежуточной цели. Во многих странах для увеличения эффективности количественного таргетирования был введен ряд ограничительных мер, включая контроль над движением капитала и финансовые репрессии на внутреннем рынке. Все эти меры способствовали увеличению стабильности денежного мультипликатора и функции спроса на деньги.
Однако даже финансовые репрессии мало помогают в случае переходной экономики. Для стран, находящихся в процессе трансформации от плановой экономики к рыночной, выбор между количественным и ценовым таргетитированием крайне затруднен. С одной стороны, наблюдается нестабильность между денежным предложением и ценами, а с другой — отсутствует четкая взаимозависимость между процентными ставками и инфляцией. Некоторые страны с переходной экономикой нашли выход из создавшейся проблемы таргетировании компонент денежной базы, однако, многие из компонент, например избыточные банковские резервы, обладают повышенной волатильностью, что затрудняет реализацию денежно-кредитной политики.
Количественное таргетирование обладает рядом преимуществ перед ценовым таргетированием в случае банковского кризиса или разного рода экономических потрясений. Когда страна сталкивается с внезапным оттоком капитала за рубеж, количественное таргетирование обеспечивает своеобразный буфер, который позволяет процентным ставкам автоматически корректироваться и тем самым помогать стабилизировать валютный курс. При таких обстоятельствах в случае ценового таргетирования центральный банк будет вынужден резко повысить ставку рефинансирования, что негативно отразитсяна банковской системе.