Внешнеэкономическая политика РФ и ее структурообразующие элементы. Управление ВЭД на уровне государства

Внешнеэкономическую политику Российской Федерации и её структурообразующие элементы можно представить в следующем виде:

Внешнеэкономическая политика РФ и ее структурообразующие элементы. Управление ВЭД на уровне государства - student2.ru

Схема 4.1.Внешнеэкономическая политика РФ

В ноябре 1991 г. Президентом РФ был подписан Указ «О либерализации внешнеторговой деятельности», который разрешал все формы ВЭД для всех юридических лиц без существовавшей до сих пор регистрации в МВС, ликвидировал запрет на проведение бартерных операций, объявлял о существовании таможенного регулирования (хотя практически оно полностью отсутствовало), вводил систему «обязательной продажи внешнеторговой выручки (иностранной ва­люты).

Либерализация ВЭД, это следует подчеркнуть особо, осуществлялась в условиях практически полного отсутствия средств регулирования внешнеторгового оборота. В стране продолжали существовать регулируемые из Центра цены, которые были значительно ниже мировых. Товарообмен между Российской Федерацией и другими странами был нарушен: из России в огромных, почти неконтролируемых количествах вывозилось сырье (в том числе и стратегическое), что незамедлительно повлекло за собой снижение цен на некоторых мировых рынках (например, на рынке алюминия), тогда как отечественный рынок был наводнен низкокачественными импортными товарами народного потребления, и это явилось тяжким ударом для российских производителей.

Во избежание вымывания товарной массы с внутреннего рынка с 1 января 1992 г. был введен экспортный таможенный тариф. Его целью было выравнивание внутренних и мировых цен. В связи с нехваткой товаров на внутреннем рынке и заниженным курсом рубля мероприятия по регулированию импорта не проводи­лись, более того, имело место субсидирование импорта, в первую очередь продовольствия и медикаментов.

Одним из негативных моментов реформирования всей системы внешнеторговой деятельности стал неоправданный выход на внешние рынки большого числа неквалифицированных внешнеторговых операторов, что создает условия для заключения неэффективных внешнеторговых сделок и утечки валюты за рубеж.

Впервые импортные пошлины были введены 1 июля 1992 г. Размеры ставок варьировались от 5 до 25%, при этом базовая ставка на большинство товаров составляла 5%. Наибольшая ставка в 25% взи­малась при ввозе вин, спирта и спиртных напитков. Осенью того же года пошлины на спирт и крепкие алкогольные напитки, электронную аппаратуру и легковые автомобили были повышены, а базовая ставка на другие товары была увеличена с 5 до 15%.

В течение 1991—1999 гг. был принят ряд законодательных актов, знаменовавших начало создания системы регулирования ВЭД РФ. К ним следует отнести Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» (1993 г.), законы «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), «О налоге на добавленную стоимость» (1991 г.), «Об акцизах» (1992 г.), Федеральные законы «О государственном ре­гулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами» (1998 г.), «Об экспортном контроле» (1999 г.) и ряд других.

Необходимо отметить, что абсолютное большинство указанных законодательных актов не являлось законами прямого действия и для их практического использования требовалось издание дополнительных инструкций и постановлений различных органов, что серьезно затрудняло их использование. Кроме того, начавшиеся переговоры России о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) выявили многочисленные нестыковки и просто противоречия с действовавшими в ней правилами. Это потребовало внесения изменений в действующее законодательство.

В результате проведенной работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, Феде­ральные законы «Об основах государственного регулирования внеш­неторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле».

Основные правила осуществления внешнеторговой деятельности определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу с февраля 2004 г. Этот закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой дея­тельности в целях обеспечения благоприятных условий для ее осуще­ствления, а также защиты экономических и политических интересов страны.

Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, каковыми являются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли), их правомочия, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей.

Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

* осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;

* регулирует сотрудничество в военно-технической области;

* определяет порядок экспорта драгоценных: металлов, драгоценных камней;

* в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

* в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции

* приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения – этого вопроса соответствующим судом и т.д.

Исполнительную Власть в соответствии со ст. 110 Конституции РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательно к исполнению в РФ.

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:

* обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

* разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;

* принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;

* принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

* вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами и т. д.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом - Президента и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти — государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов и др.).

В соответствии со сложившейся системой управления внешнеэкономическим комплексом России должен быть орган, на который на основании действующего законодательства Правительством непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в стране. За 1995—2000 гг. название органов федеральной исполнительной власти и их количество менялись несколько раз. До сентября 1998 г. таким органом был Министерство внешнеэкономических связей и торговли, после этого - Министерство торговли, а с мая 2000 г. - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России),которому переданы функции упраздненных Министерства торговли, Министерства по делам Содружества Независимых Государств, Министерства экономики, Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.

Таким образом, главной задачей Министерства экономического развития и торговли РФ в области ВЭД является координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеэкономической политики и обеспечение ее реализации.

Минэкономразвития России, являясь центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляет единую государственную экономическую политику. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности Министерство осуществляет следующие функции:

1. Разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с участниками СНГ и другими бывшими республиками СССР, осуществлению совместных проектов и программ.

2. Разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ.

3. Подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению международных договоров по вопросам экономических связей, в том числе с государствами СНГ, осуществляет совместно с МИД координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.

4. Подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях и определяет в установленном порядке квоты экспортных поставок стратегических видов продукции.

5. Участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное пополнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин.

Главная задача Минэкономразвития России в области ВЭД — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведе­нию единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

Министерство разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Кроме того, министерство разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников внешнеэкономической деятельности, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществле­ния предусмотренных законодательством мер. С целью реализации поставленных перед ним задач

Минэкономразвития России разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирований тенденций развития мирового рынка товаров и услуг, участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, В состав Министерства входит ряд специализированных организаций, непосредственно способствующих осуществлению им своих функций области внешнеэкономической деятельности:

* Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурныйинститут (ВНИКИ);

* Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей; государственное предприятие «ИнформВЭС» и другие организации и предприятия.

Важную роль в управлении внешнеэкономическим комплексом играет Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России),который является центральным правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующим в разработке и реализации таможенной политики страны. Обеспечивает в пределах своей компетенцией безопасность, защищает экономические интересы РФ.

Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действуют 11 региональ­ных таможенных управлений и свыше 500 таможенных учрежде­ний (свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов).

Важным органом государственного регулирования является Центральный банк РФ (Банк России). Являясь главным банком страны, и находясь в ее собственности, он независим от представительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке и другими законодательными актами. Основными задачами Банка России являются:

· регулирование денежного обращения;

· обеспечение устойчивости рубля;

· организация расчетов и кассового обслуживания;

· защита интересов вкладчиков банков;

· надзор за деятельностью коммерческих банков и других. кредитных учреждений.

Внешнеэкономическая деятельность Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансо­во-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс к денежным единицам других государств.. Складывающаяся в настоящие время в России система органов. государственного управления внешнеэкономической деятельностью призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Генеральным направлением этой политики является дальнейшая интеграция России в мировую экономику, использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики условиях формирования устойчивых рыночных отношений.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 5) торговая политика является со­ставной частью экономической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, им­портеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Внешнеторговая политика России осуществляется с помощью таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешне­торговой деятельности, предусмотренных настоящим законом. Иные методы государственного регулирования не допускаются.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 4) определяет принципы регулирования внешней торговли. Таковыми являются:

· защита государством законных прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и ус­луг;

· равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено законом;

· единство таможенной территории Российской Федерации;

· взаимность в отношении другого государства (группы государств);

· обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

· выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предлагается применять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участниками внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

· обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Закон подробно рассматривает вопросы применения отдельных средств внешнеторговой политики, таких как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Особое внимание при этом уделяется группе нетарифных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ в исключительных случаях, определяется порядок лицензирова­ния, и проведения предпогрузочной инспекции в целях зашиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной прак­тике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах.

Проводимые в настоящее время переговоры о вступлении России в ВТО наложили отпечаток на Федеральный закон «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности». Кроме вопросов, связанных с торговлей товарами, в нем разбирается госу­дарственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами, интеллектуальной собственностью.

Основу торгово-политической системы Российской Федерации составляет таможенный тариф, введенный в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от 1993 г., и Таможенный кодекс Рос­сийской Федерации от 2003 г.

Таможенный тариф РФ определяется законом и последующими постановлениями Правительства РФ от 2000 и 2002 гг. - как свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответ­ствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на гармонизированной системе описания и кодирования товаров (разработанной международной организацией- Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ.

Ставки таможенных пошлин в таможенном тарифе РФ являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Исключениями, предусмотренными Законом, является предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, установления квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ

Таможенный тариф Российской Федерации внешне выглядит как простой (одноколонный), поскольку в нем указаны только так называемые базовые ставки. На самом деле он является сложным (многоколонным). Базовые ставки ввозных таможенных пошлин ис­пользуются только в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет ре­жим наиболее благоприятствуемой нации. Они устанавливаются высшим органом законодательной власти.

Таможенный тариф РФ предусматривает использование адвалорных, специфических и комбинированных ставок таможенных пошлин. При этом таможенная пошлина определяется Законом как обязательный взнос, взимаемый органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию РФ или при вывозе товара. Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров правительством могут устанавливаться сезонные пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Законом предусматривается применение особых видов пошлин для защиты экономических интересов страны:

· специальные пошлины, используемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количе­ствах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминацию или иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов (т. е. карательные пошлины);

· антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормаль­ная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или расширению производства подобных товаров в РФ;

· компенсационные пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вы­возе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Применению особых видов пошлин предшествует расследование. Порядок его проведения определяется Федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Ставки соответствующих пошлин устанавливаются правительством по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового заниже­ния цены, субсидий и выявленного ущерба.

Необходимо отметить, что ставки импортного таможенного тари­фа периодически изменяются в соответствии с условиями на мировом и внутреннем рынке.

Несмотря на ориентацию России на преимущественное исполь­зование в целях регулирования товарного оборота экономических мер, обострение бюджетного кризиса в 1997—1998 гг. вынудило пра­вительство прибегнуть к использованию административных мер. С 1 января 1997 г. было введено квотирование импорта этилового спирта и водки. С марта 1988 г. должны были начать действовать кво­ты на импорт из ЕС ковров и текстильных напольных изделий. Одна­ко несколько позже было принято решение заменить квоты лицензи­рованием ввоза всех перечисленных товаров.

С 1998 г. в России существует лицензирование импорта этилово­го спирта и водки, спиртных напитков крепостью более 28%, в том числе при ввозе этих товаров с территории государств, входящих в Таможенный союз. Эта же мера стала применяться в отношении импорта цветных телевизоров, сахара-сырца, сахара белого и крахмальной патоки.

Финансовый кризис 1998 г. продемонстрировал, что экономические методы регулирования не позволяли добиться нужных результа­тов. Поэтому в 1999 г. лицензирование импорта продолжало расши­ряться. Оно распространилось на ввоз табака и его промышленных заменителей. Более того, импорт этих продуктов стал облагаться ак­цизным сбором.

Лицензирование в Российской Федерации в соответствии с Зако­ном «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливается в следующих случаях:

· при введении временных количественных ограничений экс­порта или импорта отдельных товаров;

· при реализации разрешительного порядка экспорта и (или) им­порта отдельных видов товаров, которые могут оказать небла­гоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окру­жающую среду, жизнь животных и растений;

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) им­порт отдельных видов товаров;

· выполнение Российской Федерацией международных обяза­тельств.

Действующий порядок распределения экспортных и импорт­ных квот и лицензий установлен постановлением Правительства. Если Правительство принимает решение о введении количественных ограничений на ввоз или вывоз товаров, работ и услуг, действует правило: получение квоты возможно лишь на основе в результате победы на соответствующем конкурсе или аукционе. Победитель конкурса или аукциона имеет право на получение лицензии на экспорт или импорт товаров в объеме выигранной квоты.

Законодательство РФ предусматривает использование налоговых рычагов, а также других мер нетарифного протекционизма, кроме описанных выше количественных ограничений.

Все ввозимые на территорию Российской Федерации товары облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). В случаях, установленных правительством, с отдельных товаров (например, табак и табачные изделия, спиртные напитки и т .д.) взимается акцизный сбор. НДС и акцизы взимаются в рублях (в отличие от таможенных пошлин, которые оплачиваются в евро). Объектом обложения (базой) для начисления акцизов является таможенная стоимость товара. Напротив, базой для начисления НДС является некая величина, включающая в себя: таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза (для подакцизных товаров). Это увеличивает реальную сумму НДС, уплачиваемую импортерами, по сравнению с национальными производителями, которые, естественно, не платят пошлины за произведенный ими товар. В результате национальный производитель оказывается в более бла­гоприятных финансовых условиях по сравнению с импортером.

При осуществлении внешнеторговой деятельности экспортеры обязаны в сроки, предусмотренные контрактом, обеспечить получе­ние на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ,причитающейся в соответствии с усло­виями указанных контрактов. Для обеспечения контроля за возвратом валюты экспортер оформляет в уполномоченном банке «паспорт сделки». Более того, все резиденты (физические лица - индивиду­альные предприниматели и юридические лица) в соответствии с За­коном «О валютном регулировании» должны продать часть выручки (в настоящее время 30%) на валютной бирже.

Все ввозимые на территорию страны товары подлежат обязательной сертификации на предмет их безопасности Сертификат на эти товары должен быть получен в компетентных органах РФ до заключения импортной сделки.

Механизм защиты внутреннего рынка, сложившийся за прошедшее с 1991 г. время, хотя и не является безупречным во всех отноше­ниях (например, таможенный тариф выполняет в основном фискаль­ную функцию и в весьма малой степени несет в себе экономическую и торгово-политическую составляющие), в общем и целом достаточно отработан. В значительно меньшей степени сформирована систе­ма стимулирования (поощрения) экспорта, которая во всех промышленно развитых странах является ведущей составляющей современ­ного протекционизма.

В настоящее время в качестве мер, стимулирующих экспорт, можно назвать возврат при экспорте уплаченного налога на добав­ленную стоимость, относительно низкие тарифы на энергоносители, предоставленное государственным органам (включая субъекты Федерации) право предоставлять; гарантии по кредитам (в том числе внешнеторговым), а также ряд льгот в соответствии с Законом «Отаможенном тарифе» (возврат уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижение ставки пошлины, установление квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров).

По Закону «Об основах государственного стимулирования внеш­неторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ мероприятия, содействующие развитию внеш­неторговой деятельности, в том числе обеспечивают кредитование уча­стников внешнеторговой деятельности; функционирование систем га­рантий и страхования экспортных кредитов; организацию торговых яр­марок и выставок, специализированных симпозиумов и конференций; проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Большое внимание в законе уделяется вопросам информацион­ного обеспечения внешнеторговой деятельности.

Важным этапом в создании системы экономического стимулирования экспорта является подписание Президентом РФ Указа «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» (1995 г.). В нем определены направления, по которым должна вестись работа.

Во-первых, это бюджетная и налоговая политика, предполагающая постепенную ликвидацию института таможенного обложения экс­порта.

Во-вторых, оптимизация структуры издержек экспортных производств посредством регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий и транспортных операторов.

В-третьих, стимулирующая денежно-кредитная политика в отношении прежде всего продукции с высокой степенью обработки через бюджетные ас­сигнования, кредитование, гарантирование и страхование.

Важным элементом системы стимулирования экспортаявляется долгосрочная Федеральная программа развития экспорта, принятая 1996 г. и рассчитанная на 10 лет. Она определяет инструментарий прямого и косвенного стимулирования экспорта, меры бюджетного воздействия, особенно выделяя набор налогово-тарифных рычагов поддержки экспортеров и блок инструментов импортной инфраструктуры. Федеральная программа развития экспорта предусматривает, что доля государства в финансировании экспортных проектов может составлять до 40% стоимости проекта. Предусматривается поддержка экспорта товаров высокой степени обработки с помощью мер налогового регулирования, включая политику ускоренной амортизации. Долгосрочное кредитование экспорта возложено на Рос­сийский экспортно-импортный и банк (Росэксимбанк).

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограниченияпредставляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными цен­ностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в за­коне РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

Законом определены такие понятия, как валютные ценности, резидент и нерезидент, валютные операции, уполномоченный банк и др. Он закрепил имеющее большое значение для ВЭД право российских физических и юридических лиц на владение иност­ранной валютой, проведение валютных операций.

К валютным ценностямпо закону относятся иностранная ва­люта в виде денежных знаков, банкнот и средств на счетах, цен­ные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Все операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, называются валютными операциями,которые делятся на текущие и связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

· операции, связанные с куплей-продажей валютных ценностей, товаров и услуг, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются с отсрочкой платежа, не превышающей 180 дней;

· переводы за границу и получение из-за границы процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим финансовым операциям;

· переводы неторгового характера (заработная плата, пенсии, алименты, наследство и другие аналогичные операции).

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

· прямые и портфельные инвестиции;

· предоставление и получение финансовых кредитов и отсрочки платежа за поставленные товары, работы и услуги на срок более 180 дней;

· все иные валютные операции, не относимые к текущим.

Важным положениемроссийской системы валютного регулирования и контроля, без которого была бы невозможна самостоятельная внешнеэкономическая деятельность предприятия, является то, что резиденты (российские участники ВЭД) могут осуществлять текущие валютные операции без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Валютные операции проводятся через уполномоченные банки, т.е. банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых операций действующему валютному законодательству и представляют в банк отчетность о проводимых валютных операциях. Таким образом, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля.

В современных условиях в РФ широко применяется такая мера контроля за поступлением валюты в страну, как регистрация экспортных контрактов. Она предполагает обязательную регистрацию контрактов и контроль за ценами, поступлением в страну валютной выручки и соблюдением других условий контрактов. Эта мера введена с целью усиления контроля за поступлением в страну валютной выручки.

Важная составная часть валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью — установление курса рубля по отношению к иностранным валютам. Органом го­сударственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки и др. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут слуг жить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный банк, являясь активным участником торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом, осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере определяет поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В целом действующее законодательство в области ВЭД предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не безгранична, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

Наши рекомендации