Основные требования к уровню усвоения студентами содержания дисциплины

По завершению курса обучения студент должен знать:

- историю развития экологии,

- структуру теоретической и прикладной экологии,

- особенности взаимосвязей отдельного организма с биотическим и абиотическим компонентами экосистемы,

- классификацию и структуру экосистем,

- особенности влияния человека на биосферу и возникающие в связи с этой деятельностью глобальные экологические проблемы.

Студент должен стремиться уметь:

- обладать организационно-деятельными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Итоговая аттестация

Формой итоговой аттестации студентов является зачет.

Примерные вопросы для зачета

1. Предмет и задачи экологии.

2. Понятие об экологическом факторе и их классификация.

3. Законы лимитирующего фактора и оптимума.

4. Экосистемы. Структура экосистем.

5. Влияние света на живые организмы.

6. Влияние влажности на живые организмы.

7. Влияние температуры на живые организмы.

8. Биотические факторы среды обитания.

9. Специфика водной среды обитания.

10. Специфика наземно-воздушной среды обитания.

11. Специфика почвенной среды обитания.

12. Популяции. Классификация популяций.

13. Половая и возрастная структура популяций.

14. Пространственная структура популяций.

15. Структура экологической системы.

16. Основные принципы функционирования экологической системы

17. Экологическая ниша организмов.

18. В. И. Вернадский о строении и функциях биосферы.

19. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

20. Экологический кризис. Причины его возникновения в наши дни.

21. Источники загрязнения атмосферы и их классификация.

22. Охрана и регулирование использования атмосферы.

23. Парниковый эффект. Причины его возникновения и последствия.

24. Проблемы сохранения озонового слоя. Кислотные дожди.

25. Охрана и регулирования водных ресурсов.

26. Причины деградации почв. Проблема сохранения почв.

27. Проблема загрязнения почв твердыми отходами.

28. Проблемы осушения и орошения почв и их вторичное засоление.

29. Проблемы эрозии почв.

30. Проблемы сохранения растительного мира.

31. Проблемы сохранения лесных богатств.

32. Проблемы сохранения животного мира.

33. Красная книга природы.

34. Законодательство об особо охраняемых природных территориях их значении и классификации.

35. Заповедники и национальные природные парки.

36. Заказники и их классификация. Земли оздоровительного значения и дендропарки.

37. Памятники природы и их классификация. Зеленые и охранные зоны.

38. Понятие о природных ресурсах и их классификация.

Библиографический список

1. Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника [Текст]: Учебник / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин; под общ. ред. А. П. Кузьмина. 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 510 с. ISBN 978-5-282-02674-0

2. Коробкин, В. И., передельский, Л. В. Экология [Текст]: учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Изд. 12-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 602 с. – (Высшее образование) ISBN 978-5-222-12140-5

3. Акимова, Татьяна Акимовна. Экология [Текст]: Человек – Экономика – Биота – Среда: учебник для студентов вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495с. – (серия золотой фонд российских учебников) ISBN 978-5-238-01204-9

4. Экология [Текст]: Учебное пособие / М. Н. Корсак, С. А. Мошаров, А. П. пестряков и др.; Под ред. проф. С. В. Белова. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э Баумана, 2007. -240 с.: ил. ISBN 978-5-7038-3028-4

5. Бродский, А.К. Краткий курс общей экологии [Текст]. / А.К. Бородинский. - СПб., 1996.

6. Воронков, Н.А. Основы общей экологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов и учителей. - М., Агар, 1997. – 87с. ISBN 5-89218-049-2.

7. Горелов, А.А. Экология [Текст]: учебное пособие. - М., Центр, 2000. – 240с.: ил. ISBN5-88860-040-7.

8. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учеб. пособие для студ. учереждений сред. Проф. Образования. / В.М. Константинов, Ю.Б. Чебилидзе. – 3-е изд., сереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 208с. ISBN 5-7695-1867-7.

9. Никаноров, А.М. Экология [Текст]: учебник для студентов вузов и специалистов экологов. / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. – М.: "Издательство ПРИОР", 2000. – 304с. ISBN 5-7990-03-73-Х.

10. Природопользование [Текст]: учебник. / Э.А. Арустамов, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Издательский Дом "Дашков и Ко", 2000. – 284с. ISBN 5-8316-0008-4.

СОДЕРЖАНИЕ

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………….….3

1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………….….3

1.1.1 Основные положения учебной дисциплины ………………………………….3

1.1.2 Цель и задачи учебной дисциплины …………………………………………..3

1.2 Содержание учебной дисциплины …………………………………………………4

1.3 Учебно-методическое пособие ……………………………………………………..8

1.3.1 Методические рекомендации для преподавателя ……………………………..8

1.3.2 Методические рекомендации для студента …………………………………...9

1.3.3 Основная и дополнительная литература …………………………………......14

1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины ………….…………..15

2 МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ …………..15

2.1 Итоговая аттестация………... ……………………………………………….…….15

Библиографический список …………………………………………………………..17

Наши рекомендации