Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(КубГТУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета СГФ

Профессор Мельситов В.В.

«___» ______________ 2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ГСЭ.Ф.04 «Русский язык и культура речи»

Для направления 040200 Социология квалификация Бакалавр социологии

факультета социально – гуманитарного

Кафедра-разработчик - кафедра русского языка

Вид учебной работы и формы контроля Дневная форма
Всего часов Курс, семестр
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия: - лекции - практические (ПЗ) - семинарские (СЗ) - лабораторные (ЛЗ)  
1:2
 
   
   
Самостоятельная работа: - курсовой проект (работа) - прочие виды  
   
   
Зачет   1:2
Экзамен    

2010 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО специальности (направления) для направления 040200 Социология квалификация Бакалавр социологии факультета социально – гуманитарного

Кафедра русского языка

(код и наименование направления подготовки и специальности)

Составитель: ст. преп. Г.А. Клечковская______________________________

Рецензент кафедры-разработчика доцент Зиньковская В.Е

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Русского языка КубГТУ

« 30 » августа 2010 г. Протокол № 1

Завкафедрой русского языка доцент ____________ Зиньковская В.Е.

Заведующий выпускающей кафедрой проф. ___________ Сергиенко Н.Л.

_________________________________________________________________

Рассмотрена методической комиссией факультета СГФ КубГТУ

«___» _______________ протокол № ___

Председатель методической комиссии

факультета СГФ КубГТУ профессор Мельситов В.В.

Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов различных нефилологических специальностей. Ее основная задача – развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном обучении, главным образом в тех сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Решение этой задачи тесно связано с повышением общей культуры студентов, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно выработать собственную систему речевого самосовершенствования.

Данный курс призван способствовать формированию умений и навыков рационального речевого поведения, повышению речевой культуры студентов-нефилологов. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека и может негативно сказаться на его профессиональной деятельности.

Осознание общественной важности русского литературного языка и тревога о его судьбах естественно ведут к формированию целенаправленной языковой политики. Это звено совершенного научного мировоззрения принято называть учением о культуре речи.

В курсе рассматриваются основные качества хорошей речи, причем большее внимание уделяется правильности речи (показывается, как складываются и функционируют нормы литературного языка), уместности речи (дается понятие и назначение функциональных стилей), а также наиболее трудным фактам письменной и устной речи.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Соответственно задачам и целям дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам предъявляются следующие требования:

1. Владеть основными теоретическими знаниями, сознательно оперировать основными понятиями культуры речи;

2. Студент должен иметь понятие о нормативных, этических и коммуникативных аспектах культуры речи;

3. Овладеть основными качествами хорошей речи: правильность, точность, уместность, ясность и понятность, богатство, выразительность, чистота;

4. Знать функциональные стили речи, их признаки и специфику употребления языковых единиц, особенно научный и официальный стили речи;

5. Владеть нормами (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) литературного языка;

6. Распознавать и устранять речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка;

7. Уметь совершенствовать высказывание, правильно оценивать языковые варианты и наиболее целесообразно использовать их в конкретном акте общения.

Содержание дисциплины

Тематический план дисциплины

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Лекции Практич. (семинар. занятия)
Стили современного русского языка. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. + +
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. + +
Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. + +
Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. + +
Официально-деловой стиль. Сферы его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Речевой этикет в документе. + +
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной и публичной речи, виды аргументов, подготовка речи. + +
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи. + +
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. + +

Содержание лекций

  № раздела дисциплины   Наименование раздела дисциплины, подраздела и их содержание Количество часов
Дневная форма обучения
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.  
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль письменных документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.    
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала, начало, развертывание и выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.  
  ИТОГО:

Наши рекомендации