Требования к оформлению и содержанию отчета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)

НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ЭКОЛОГИЯ

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ

ТРОФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОСИСТЕМ

Методические указания

по выполнению практической работы

по курсу «Экология»

для студентов всех специальностей и направлений

всех форм обучения

Новоуральск 2013

УДК 574 (075.8)

МиМ_________13

Описание и анализ трофической структуры экосистемы.

Методические указания по выполнению практической работы по курсу «Экология» для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. – Новоуральск: изд. НТИ НИЯУ «МИФИ», 2013. – 13с.

Составила ст. преподаватель Гацкова Ю.В.

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Физического воспитания и

безопасности жизнедеятельности»

«___»________2013 г. протокол №____

Зав.кафедрой УК

к.т.н. А.В.Карякин

СОГЛАСОВАНО:

Председатель методической комиссии НТИ

д.т.н., профессор А.Е. Беляев

Тема: ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ТРОФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОСИСТЕМ

ВВЕДЕНИЕ

В практической работе «Описание и анализ трофической структуры экосистем» студенты знакомятся с закономерностями функционирования экосистем, с понятиями: продуктивность экосистемы, трофическая цепь, круговорот веществ, потоки энергии и др. В данной практической работе подробно рассматриваются все звенья трофических цепей, взаимосвязь между ними.

Студенты приобретают умение строить экологические пирамиды энергии, биомассы и численности экосистем, учатся их анализировать и делать выводы.

При выполнении практической работы студенты рассчитывают КПД различных пирамид энергии.

Данная практическая работа позволяет показать необходимость знания экологических законов функционирования экосистем, чтобы не нарушить их равновесие в ходе хозяйственной деятельности.

Методика содержит необходимые для реализации заявленной цели сведения, в том числе и справочную информацию. Приведённый в методике полный перечень контрольных вопросов по материалам практического занятия и наличие ответов в тексте позволяет студентам получить и систематизировать знания по данной теме.

Практическая работа направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Целью работы является систематизация и углубление знаний по теме практической работы, изучение закономерностей функционирования экосистем.

Задачи работы:

1 изучение теории по теме работы;

2 расчет коэффициента полезного действия (КПД) различных пирамид энергий;

3 изучение, сравнение экологических пирамид биомассы различных экосистем;

4 построение экологической пирамиды численности;

5 составление выводов по расчетам и графикам.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

2.1. Биотоп – однородные участки суши или воды, заселенные живыми организмами; - совокупность экологических факторов местообитания.

Биоценоз – исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, обитающих на определенной территории.

Экосистема – совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и с ОС посредством обмена веществ, энергией и информацией.

Различают экосистемы разных рангов:

-микроэкосистемы (небольшие водоемы, трухлявый пень…);

- мезоэкосистемы (лес, река, пруд…);

- макроэкосистемы (океан, континент);

- глобальная экосистема – биосфера.

Таким образом, наиболее крупные экосистемы включают в себя экосистемы меньшего ранга.

Между организмами в экосистеме устанавливаются прочные пищевые взаимоотношения.

Цепь питания – основной канал переноса энергии, заключенной в пище, в экосистеме.

Место каждого звена в цепи питания называют трофическим уровнем.

Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются автотрофными (аутотрофными) организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для гетеротрофов.

Типичный пример цепи питания: растение – травоядное животное – хищник.

Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено – трофическим уровнем.

Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего – вторичными консументами и т.д.

Автотрофы - организмы, получающие все нужные им для жизни химические элементы из окружающей косной (неживой) материи и не нуждающиеся в готовых органических соединениях другого организма для построения собственного тела. Образно говоря, автотрофы являются кормильцами биосферы: они не только питаются сами, но и кормят (своим телом) других. Поэтому их называют продуцентами. Автотрофы делятся на фототрофовихемотрофов.

Фототрофыиспользуют энергию излучения Солнца. За счет этой энергии они синтезируют органические соединения: углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты и др. Такой биосинтез, который происходит благодаря энергии света, называется фотосинтезом. Отметим, что зеленый цвет растений обусловлен содержанием в их клетках хлорофилла, поглощающего свет в красной и синей частях спектра и пропускающего лучи, которые дают при их смешении зеленый цвет. Некоторые водоросли и бактерии имеют и иные светопоглощающие пигменты, что придает им бурый, красный или пурпурный цвет.

Исходными веществами для фотосинтеза служат диоксид углерода атмосферы и вода:

энергия света

хлорофилл

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О 2↑(1)

глюкоза

Часть синтезируемой при фотосинтезе глюкозы является источником энергии для всех последующих процессов жизнедеятельности растения, в т.ч. и его роста (развития).

Сложные органические вещества для построения своих тел создают не только зеленые растения, но и бактерии, которые не содержат хлорофилла. Этот процесс – хемосинтез –осуществляется благодаря энергии, выделяющейся при химических реакциях окисления различных неорганических соединений: сероводорода, водорода, аммиака, оксида железа (II) и др.

Примером хемотрофов является серобактерии, живущие в водоемах.

Энергию (Е), которая необходима для синтеза органических соединений из диоксида углерода, они получают в результате окисления сероводорода:

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru2S + O2 2H2O + 2S + E (2)

Затем протекает реакция (1).

Гетеротрофы – это организмы, использующие для своего питания чужие тела (живые или мертвые), т.е. готовые органические вещества. Очевидно, что жизнедеятельность гетеротрофов полностью определяется синтетической активностью автотрофов.

Среди гетеротрофов выделяют растительноядных (фитофагов) и плотоядных. Плотоядные делятся на три группы: убивающие объект питания (хищники); питающиеся за счет других организмов, но не убивающие их (паразиты, кровососы); питающиеся отмершей органикой.

Гетеротрофные организмы выполняют в экологических системах роль консументов – потребителей (к ним относятся все животные, часть микроорганизмов и т.д.) и редуцентов- деструкторов (главным образом грибы и бактерии). Редуценты (детритофаги, сапрофаги) в процессе своего питания превращают пищу – органические остатки – в неорганические вещества (СО2, Н2О, микроэлементы), возвращая таким образом их в биосферу.

2.2. В конкретных цепях питания можно проследить и рассчитать передачу той энергии, которая заключается в растительной пищи. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по первой цепи теряется примерно 90 %, и только около одной десятой доли ее переходит к очередному потребителю. Это правило передачи энергии в пищевых связях организмов называют «правилом десяти процентов». Для изучения взаимоотношений между организмами в экосистеме и для графического представления этих взаимоотношений удобнее использовать не схемы пищевых сетей, а экологические пирамиды (пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергии).

Органическая масса, создаваемая растениями за единицу времени, называется первичной продукцией, а продукция консументов – вторичной.

Часть производимой продукции (биомассы, энергии) идет на поддержание жизнедеятельности самих растений (затраты на дыхание). В тропических лесах и зрелых лесах умеренной полосы она составляет 40 - 70 % от первичной продукции. Этим объясняется потеря энергии в трофической цепи («правило десяти процентов»). Оставшаяся часть созданной органической массы характеризует чистую первичную продукцию, которая поступает к консументам и редуцентам. Постепенно перерабатываясь в цепях питания, она идет на пополнение биомассы гетеротрофных организмов.

Биомасса – это энергия всей совокупности особей биоценоза, выраженная в граммах или в калориях, исходя из того, что 1 грамм сухого органического вещества при сгорании дает в среднем 4,5 ккал энергии.

Биологическая продуктивность– это скорость образования биомассы.

Всем экосистемам отвечают определенные соотношения первичной и вторичной продукции, называемые правилом пирамиды продукции: на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени, больше, чем на последующем.Пример экологической пирамиды экосистемы степи показан на рисунке 1:

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru

Рисунок 1 Экологическая пирамида биомасс степи.

Пирамида биомасс может иметь и перевернутый вид. Например, экологическая пирамида для океана (см. рисунок 2). Основными продуцентами в океане являются одноклеточные водоросли. Вся чистая первичная продукция так быстро поедается, что накопление биомассы водорослей весьма мало. Тем не менее, из-за высоких темпов размножения небольшой их запас вполне достаточен для обеспечения органическим веществом (т.е. питанием) всего океана. На высших трофических уровнях преобладает тенденция к накоплению биомассы, поскольку длительность жизни крупных хищников (например, кита) велика, в их телах задерживается значительная часть вещества, поступающего по цепям питания.

крупные хищники

рыбы

 
зоопланктон

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru водоросли (фитопланктон)

Рисунок 2 Экологическая пирамида биомассы океана.

Пирамида энергии характеризует скорость возобновления биомасс. Она никогда не бывает «перевернутой». Здесь действует «правило десяти процентов».

Точные расчеты потока энергии и масштабов продуктивности экосистем позволяют регулировать в них круговорот веществ таким образом, чтобы обеспечить наибольший выход необходимой для людей продукции. Наряду с этим, очень важно хорошо представлять допустимые пределы изъятия растительной и животной биомассы из природных систем. В противном случае может быть подорвана их продуктивность и нарушено равновесие.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. Изобразить пирамиду энергии и рассчитать коэффициент полезного действия при передаче энергии в каждом звене следующей пищевой цепи за год:

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru люцерна телята мальчик

Энергия, заключенная в люцерне составляет 14,9 млн. калорий, в телятах содержится 1,19 млн. калорий, мальчик получает 8300 калорий.

Эффективность передачи энергии (КПД) в основных звеньях пищевой цепи рассчитывается по формуле:

В

КПД = ------------- х 100 %

П

где:

П – количество полученной энергии данным звеном трофической цепи;

В – количество усвоенной (аккумулированной) энергии в данном звене пищевой цепи (продукция звена).

Какое количество солнечной энергии (в калориях) нужно для поддержания жизни мальчика, если учесть что, КПД продукции люцерны составляет в данном случае 0,24 %? [14,9 млн. калорий составляет 0,24 % от всей солнечной энергии, полученной люцерной]

(формулу для расчета смотри ниже)

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Солнце люцерна телята мальчик

3.2. Рассчитать эффективность (КПД) передачи энергии (в %)в основных звеньях пищевой цепи в океане, исходя из следующих цифр:

- на 1 м2поверхности океана приходится в среднем около 3 млн. калорий солнечной энергии в сутки.

- продукция диатомовых водорослей за этот же период на ту же площадь составляет 9000 калорий, зоопланктона – 4000, рыб – 5 калорий в сутки.

3 млн. калл 9000 калл 4000 калл 5 калл

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Солнце водоросли зоопланктон рыбы

3.3. На рисунке 3 представлены данные о биомассе на корню для продуцентов и первичных консументов в озере на протяжении года и об изменении некоторых параметров окружающей среды.

По данным рисунка определите:

а) В какие месяцы была получена перевернутая пирамида биомассы?

б) Чем можно объяснить:

− Весеннее увеличение биомассы фитопланктона (продуценты);

− Быстрое падение биомассы фитопланктона в летние месяцы;

− Увеличение биомассы фитопланктона осенью;

− Уменьшение биомассы фитопланктона зимой.

увеличение

количества

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru

я ф м а м и и а с о н д месяцы

Рисунок 3 Биомасса озера в различное время года в зависимости

от температуры и света

3.4 Сравнить ежегодный прирост зеленой массы и запасы мертвых растительных остатков (подстилки – в лесах, ветоши – в степях) в природных экосистемах (см. таблицу 1).

Определить, в каких экосистемах круговорот веществ более интенсивен. Свой выбор обоснуйте.

Таблица 1 Ежегодный прирост зеленой массы и запасы мертвых растительных

Остатков

Экосистемы Прирост, ц/га Подстилка (ветошь), ц/га
Арктические тундры Ельники средней тайги Дубравы Степи Пустыни саксауловые Влажные тропические леса Сфагновые болота   -   1000 и более

3.5 Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены в одной блохе. Постойте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи:

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru трава травоядное блоха Leptomonas

Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru Требования к оформлению и содержанию отчета - student2.ru млекопитающее

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

4.1 Дайте определение экосистемы.

4.2 Дайте определение продуцентов, консументов, редуцентов, автотрофов и гетеротрофов.

4.3 Каким образом все живые организмы связаны между собой?

4.4 Приведите пример трофической цепи.

4.5 Перечислите уровни трофической цепи.

4.6 Объясните механизм фотосинтеза.

4.7 В чем отличие фототрофов от хемотрофов?

4.8 В чем заключается планетарная роль фотосинтезирующих организмов?

4.9 Какова роль редуцентов в биосфере?

4.10 Приведите примеры консументовI порядка, II порядка, III порядка.

4.11 Какова роль консументов (в т.ч. и человека) в биосфере?

4.12 Какова роль солнечной энергии для всего живого на Земле?

4.13 Объясните причины потери энергии в трофической цепи.

4.14Сформулируйте «правило десяти процентов».

4.15Дайте определение биомассы.

4.16Почему экологическая пирамида для океана имеет перевернутый вид?

4.17Для чего необходимо уметь рассчитывать потоки энергии и масштабы продуктивности экосистем?

Требования к оформлению и содержанию отчета

Отчет о выполненной работе оформляют на листах формаА -4.

Форма титульного листа приведена в приложении 1 данного пособия и СТП НТИ -2- 2012

Отчет содержит:

  • дату выполнения работы;
  • тему работы;
  • цель работы;
  • порядок проведения работы;
  • расчеты;
  • выводы по результатам работы;
  • ответы на контрольные вопросы.

ЛИТЕРАТУРА

6.1 Экология: Учебник для технических вузов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев и др.; Под ред. Л. И. Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999. – 488 с.: ил.

6.2 Гарин В.М., Клёнова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. / Под ред. В.И. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.

6.3 Протасов В.Ф., Матвеев А.С. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели: Учеб.и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

6.4 Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

6.5 Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. –576 с.

Наши рекомендации