МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

Содержание

Учебная практика:

1.Наблюдение и анализ занятий по ФЭМП, знакомство с оборудованием по ФЭМП

Производственная практика:

1.Планирование и самостоятельное проведение занятий по ФЭМП

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Наблюдение и анализ занятий по ФЭМП, знакомство с оборудованием по ФЭМП

Вопросы к наблюдению и анализу

Вопросы к наблюдению и анализу

Проанализируйте условия для самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста (в своей возрастной группе)

Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:

Примерное оборудование центра «Математика» в предметно – пространственной среде группы Наличие материалов и оборудования в группе
Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счетные палочки)  
Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна  
Занимательный и познавательный математический материал, логико – математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др)  
Развивающие игры Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра» и др.  
Рабочие тетради и листы (в соответствии с образовательной программой)  
Наборы геометрических фигур для магнитной доски и ковролинового полотна  
Наборы объемных геометрических фигур  
Модели для определения временных отношений: части суток, дни недели, месяцы, календарь, времена года  
Дидактические игры с математическим содержанием  

Понаблюдайте занятие непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в разных возрастных группах.

Сделайте фотозапись по схеме:

Дата:

Возрастная группа:

Воспитатель:

Дозировка времени проведения (части НОД) Методы и приемы Деятельность воспитателя Деятельность детей Выводы (+,-)
           

Проанализируйте занятие по схеме:

1. Какова организация детей. Правильна ли она?

2. Соответствует ли программное содержание задачам приоритетной образовательной области «Познание» (формирование первоначальных математических представлений), а также образовательных областей в интеграции.

3. Соответствуют ли программные задачи занятия уровню знаний и развитию детей данной группы?

4. Структура НОД, количество частей, правильно ли они распределены с учетом задач.

5. Какова длительность НОД, правильно ли учтено время на каждую часть занятия.

6. Какие использовались методические приемы обучения детей, обоснованность их выбора.

7. Грамотно ли педагог использовал математическую терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы?

8. Как учтены индивидуальные особенности детей в группе? Как организована индивидуальная работа детей?

9. Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в группе (обратная связь)?

10. Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования к охране их здоровья?

11. Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).

12. Какие моменты занятия показались особенно удачными? Не совсем удачными?

13. Каков итог занятия? Какие рекомендации можно дать педагогу по улучшению методики проведения занятия в будущем?

14. Сделайте вывод об уровне математического развития детей на основе данного занятия.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1. Планирование и самостоятельное проведение занятий по ФЭМП

Рекомендации к планированию

Подготовка и проведение занятия по ФЭМП.

Самостоятельно составьте конспект занятия и подготовьтесь к его проведению:

1.Определить совместно с воспитателем образовательные задачи, формы и

содержание работы для составления конспекта НОД, в соответствии с текущей

воспитательно-образовательной работой в ДОУ, с учетом возраста детей.

2.Составить конспект занятия по математическому развитию дошкольников, в

соответствии с общепринятыми требованиями, и подготовиться к его проведению.

3.Продумать интеграцию разных образовательных областей для решения приоритетной

задачи образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение

художественной литературы».

4.Подобрать и изготовить недостающий наглядный материал.

5.Занятие составляется с учетом требований к разработке конспекта занятия.

Основные требования к разработке конспекта занятия по ФЭМП:

1.Конспект составляется от первого лица (педагога).

2.В конспекте отражаются цели и содержание деятельности педагога, направленные на математическое развитие детей.

3.В конспекте занятия преобладает прямая речь.

4.Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми дошкольного возраста.

5.В контексте заданий педагог обозначает предполагаемые ответы детей, делает пояснения для читающего конспект (Например: Как это называется? (Спрашиваю детей, демонстрируя модель круга). С этой целью используются скобки.

6.Тщательно составленный, полный, развернутый конспект занятия дает возможность:

· ярко представить ситуацию занятия с детьми;

· мысленно переложить ее во всех деталях и подробностях;

· своевременно внести необходимые коррективы;

· легко и неоднократно воспроизводить задуманное в реальных условиях

педагогической работы с детьми.

7.При составлении конспекта следует помнить о том, что в младшем дошкольном возрасте занятия начинаются с занимательного материала (сюрпризные моменты, игровые ситуации). В старшем дошкольном возрасте – с разминки (3–4 мин) (упражнения на обучение устному счету, логические задачи, вопросы-шутки, игры на развитие внимания и пр.)

8.Наибольшая умственная активность детей приходится на 3–4 минуту занятия, спад в младшем дошкольном возрасте – на 5–6 минуте, в среднем дошкольном возрасте – на 7–8 минуте, в старшем дошкольном возрасте – на 10–12 мин. Физкультурные паузы целесообразно связывать с темой и содержанием занятия.

Схема составления конспекта занятия непосредственно - образовательной деятельности, направление «Познавательно-речевое развитие».

Образовательная область «Познание», ФЭМП.

Возрастная группа:

Задачи приоритетной образовательной области «Познание»:…

Учить

Закреплять

Воспитывать

Развивать

Словарная работа:

Материал и оборудование

наглядный

раздаточный

Применение ТСО:

Ход занятия.

Вводная

Основная

Заключительная

Например:

Возрастная группа:

Задачи приоритетной образовательной области «Познание»:…

Учить сравнивать два множества путем приложения.

Закреплять умение различать понятия «поровну», «столько - сколько».

Развивать умение различать геометрические фигуры.

Воспитывать желание аккуратно работать с раздаточным материалом.

Наглядный материал:

демонстрационный — цветы, бабочки, геометрические фигуры; раздаточный материал — карточки с нарисованными синими кружками и набор красных кружков.

Ход занятия:

Вводная часть: заинтересовать детей, настроить на занятие.

1. Воспитатель сравнивает с детьми два множества, расположенные на верхней и нижней полоске наборного полотна. Вопросы: «Сколько цветов? Сколько бабочек? Что можно сказать об их количестве?» Обобщение: «Цветов столько же, сколько и бабочек», «Цветов и бабочек поровну».

2. Дети выполняют аналогичные задания с раздаточным материалом.

3. Дидактическая игра «Найти свой домик».

Заключительная часть: анализ работы дошкольников на занятии, подведение итогов занятия.

Примерная схема самоанализа математического занятия

1.Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными?

2.Достигло ли занятие запланированной цели? Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания и др.)?

3.Если не достигло занятие цели, то почему? Чего же тогда я достигла? Какую часть занятия удалось реализовать? (важно определить для разработки следующего занятия).

4.На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? Какие были речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы

МДК.02.07. Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Содержание

Учебная практика:

1.Наблюдение и анализ занятий по ознакомлению с художественной литературой(устный и письменный).

2.Знакомство с книжным уголком. Анализ книжных уголков. Наблюдение за работой воспитателя с детьми в книжном уголке.

Производственная практика:

1.Планирование и самостоятельное проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой.

2.Планирование и проведение работы с дошкольниками в книжном уголке.

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Наблюдение и анализ занятий по развитию речи.

Вопросы к анализу (самоанализу) занятия по ознакомлению

Наши рекомендации