Тема 7. Теоретические основы и технологии развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах

Лекция (2 час.) 7.1 Геометрические фигуры и их свойства

Углы. Окружность. Треугольник, его элементы. Свойства равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник, его свойства. Четырехугольники, их определения, свойства и признаки (параллелограмм). Определения, свойства и признаки прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции. Многогранники. Правильные многогранники. Призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида. Цилиндр, конус, шар и сфера.

Экспресс-опрос:

1.Назовите три плоских фигуры

2. Назовите 3 тела вращения

3. Назовите три многогранника

Задания к практическому занятию по теме 7.1:

1. Изучить материалы лекций и соответствующие разделы учебников

2. Подготовиться к ответам на вопросы.

3. Подготовиться к математическому диктанту по теме занятия: принести тетрадь и лист копировальной бумаги.

Практическое занятие 7.1 (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Углы. Окружность.

2. Треугольник, его элементы. Свойства равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник, его свойства

3. Четырехугольники, их определения, свойства и признаки (параллелограмм).

4 Определения, свойства и признаки прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции.

5. Призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида.

6. Цилиндр, конус, шар и сфера.

План проведения практического занятия.

1. Устные сообщения по каждому из вышеуказанных вопросов.

2. Выполнение практических заданий

3. Математический терминологический диктант

Лекция (2 час.) 7.2 Методика развития представлений о геометрических фигурах

Содержание геометрического материала в ДОУ. Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов.Методика развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах:методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры;методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур;методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами.

Экспресс-опрос:

1.Содержание геометрического материала в ДОУ.

2.Какие мыслительные операции развиваются при изучении геометрического материала?

3.Последовательность изучения геометрических фигур.

Задания к практическому занятию по теме 7.2:

1. Изучить материалы лекций и соответствующие разделы учебников

2. Подготовиться к ответу на вопросы 1 – 3.

3. Составить конспект занятия по одному из этапов (со 1-го по 3-ий) методики развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах

4. Повести занятие с «дошкольниками» по составленному конспекту.

Практическое занятие 7.2 (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание геометрического материала в ДОО.

2. Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов.

3. Методика развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах:

- Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры

- Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур

- Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами

План проведения практического занятия.

1. Экспресс-опрос

Вопросы для экспресс-опроса:

1.С какими плоскими фигурами знакомятся дошкольники?

2. С какими обобщающими понятиями знакомятся дошкольники?

3. С какими объемными телами знакомятся дошкольники?

4. Перечислить программные задачи

5.Последовательность изучения плоских геометрических фигур.

6. Последовательность изучения объемных тел.

7.Запишите диалог, выявляющий свойства прямоугольника.

2. Ролевая игра.

Лекция (2 час.) 7.3 Методика развития представлений о форме предметов

Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольник, четырехугольник, многоугольник;методика формирования умения определять форму окружающих предметов;методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур.

Экспресс-опрос:

1. С какими обобщающими понятиями знакомят дошкольников?

2. Последовательность предъявления наглядности при определении формы предмета

3. Последовательность формирования умения составлять геометрические фигуры из других фигур

Задания к практическому занятию по теме 7.3:

1. Изучить материалы лекций и соответствующие разделы учебников

2.Составить конспект занятия по одному из этапов (со 4-го по 6-ой) методики развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах

3.Повести занятие с «дошкольниками» по составленному конспекту.

4.Посмотреть фильм и выполнить анализ его фрагмента, где изучается геометрический материал, а также анализ речи педагога (речевые и терминологические ошибки)

Практическое занятие 7.3 (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

Методика развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах:

- Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольник, четырехугольник, многоугольник

- Методика формирования умения определять форму окружающих предметов.

- Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур.

План проведения практического занятия.

1. Экспресс-опрос

Вопросы для экспресс-опроса:

1. Какой метод используется при знакомстве с обобщающими понятиями: треугольник, четырехугольник?

2. Записать диалог при знакомстве с обобщающим понятием треугольник.

3. Записать диалог при знакомстве с обобщающим понятием четырехугольник.

4. Записать последовательность знакомства с понятием «Многоугольник».

5. Указать последовательность предъявления наглядности при определении формы предмета.

6. Привести пример задания на моделирование.

2. Ролевая игра.

3. Просмотр занятия в ДОУ по изучаемой теме

Наши рекомендации