Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников

Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников

Вариант 1

1.Выберите правильный ответ.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать:

а) изучение технологий математического развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях;

б) изучение индивидуальных особенностей математического развития детей дошкольного возраста;

в) сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций;

г) формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

2.Выберите правильный ответ.

Кто из перечисленных исследователей занимался изучением проблемы формирования у детей представлений о времени?

а) А.М. Леушина;

б) Д.Менджерицкая;

в) Н.Поддъяков;

г) Т.Рихтерман.

3. Выберите правильный ответ.

Теоретическое и методическое обоснование современной методики развития элементарных математических представлений у дошкольников представлено в работах:

а) Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Ж.Пиаже, А.В.Запорожца и др.;

б) Ф.Н.Блехер, Л.В.Глаголевой, Е.И.Тихеевой, М.Монтессори и др.

в) Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгер, В.В.Давыдова, А.А.Смоленцевой и др.;

г) Баряевой Л.Б., А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой, М.Н.Перовой и др.

д) Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, О.Л.Князевой и др.

4.Выберите основные дидактические единицы, которые включает в себя раздел "Количество и счет" по ФЭМП в ДОУ:

а) представления о множестве;

б)представление о различных величинах;

в) развитие " чувства времени";

г) представления о текстовых задачах;

д) представления о счете.

5. Дополните:

Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме , называется ___________________.

6. Выберите правильный ответ.

Определите основную форму организацию обучения детей математике в детском саду.

а) самостоятельная деятельность;

б) занятие;

в) дидактическая игра;

г) наблюдение.

7. Установите в правильной последовательности этапы формирования количественных представлений ( "Этапы счетной деятельности" по А.М. Леушиной).

1.Вычислительная деятельность.

2.Дочисловая деятельность.

3.Счетная деятельность.

8. Установите соответствие между программными задачами и возрастной группой:

а) знакомим дошкольников с прямоугольником;

б) знакомим дошкольников с овалом;

в) знакомим дошкольников с различными видами четырехугольников;

г) знакомим дошкольников с понятием « многоугольник»

1) вторая младшая группа; 2) средняя группа; 3) старшая группа;

4) подготовительная группа.

9. Выберите правильный ответ.

Определите вид счета, который дети дошкольного возраста осваивают первым:

а) порядковый;

б) обратный;

в) количественный;

г) счет групп предметов;

д) счет по кругу.

10. Выберите правильный ответ.

Какой наглядный материал в первую очередь обеспечивает процесс обучения детей порядковому счету?

а) множество однородных предметов с одинаковыми признаками;

б)множество разнородных предметов;

в)множество предметов одного вида, но с разными качественными признаками.

11.Вставьте в текст « Ориентировка во времени в старшей группе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите цифры в нужном порядке.

Основными средствами развития у детей __________ времени являются занятия по математике,_______________, рассматривание сюжетных картин, чтение __________ произведений.

Перечень терминов:

1- художественных;

2- чувства;

3- наблюдения.

12. Выберите правильный ответ.

В каком возрасте рекомендуется начинать упражняться в ориентировке ребенка "на себе":

а) в раннем возрасте;

б) в младшем дошкольном возрасте;

в) в среднем дошкольном возрасте;

г) в старшем дошкольном возрасте.

13.Выберите правильный ответ.

Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагогов:

а) создания предметно-развивающей, игровой и бытовой среды;

б) овладения вычислительной деятельностью;

в) овладения культурой общения;

г) создания психологической комфортности в группе;

д) умения пользоваться различными парциальными программами.

14. Выберите правильный ответ.

Дидактические игры и упражнения на занятиях по развитию математических представлений способствуют:

а) закреплению знаний, умений и навыков, развитию психических процессов;

б) получению математического образования;

в) формированию коллективных навыков выполнения математических заданий;

г) обогащению словаря новыми математическими терминами.

15. Выберите правильный ответ.

Показателями активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях по математическому развитию является:

а) наличие познавательного интереса, проявление активности, самостоятельности в процессе поиска решения задачи, владение разнообразными мыслительными операциями, осуществление контроля и самоконтроля;

б) наблюдение ребенка за окружающей действительностью, сравнение предметов, обобщение признаков, классификация множеств, ориентировка в пространстве и в скрытых математических связях;

в) ясность ответов, осуществление практических и умственных действий, разнообразие формулировок, обдумывание задач;

г) установление логической последовательности в задаче, самостоятельные ответы, грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.

16. Выберите правильный ответ.

Кто является авторами раздела " Первые шаги в математику" программы " Детство"?

а) Т. Тарунтаева, Т. Мусейибова;

б) З. Михайлова, Т. Рихтерман;

в) А. Леушина; Е. Корзакова;

г) Н.Непомнящая, Л. Клюева.

17.В каких пределах организуется счет с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с программой "Радуга"?

а) до 10;

б) до 15;

в) до 20;

г) до 100.

18. Выберите правильный ответ. Какое дидактическое средство обучения является эффективным при формировании у дошкольников представлений о форме?

а) Блоки Дьенеша;

б) цветные палочки Кюизенера;

в) Цветные квадраты В. Воскобовича.

19. Выберите правильный ответ. Какой метод обучения должен меньше всего использоваться в работе по математическому развитию дошкольников?

а) детское экспериментирование;

б) показ и объяснение воспитателя;

в) дидактические игры;

г) проблемные ситуации.

20.Выберите правильный ответ. В какой возрастной группе полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа.

21. Выберите правильный ответ. Какая программная задача обучения ориентировке ребенка в пространстве реализуется в старшей группе ДОУ?

а) формировать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги в клетку;

б) формировать умение определять направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), сзади (назад), вверху (вверх), внизу

( вниз);

в) учить определять местоположение предмета относительно себя;

г) учить ориентироваться на своем теле.

22. Выберите правильный ответ. В чем состоит главная трудность в овладении дошкольниками временными представлениями и понятиями?

а) в возрастных особенностях периода дошкольного детства;

б) в недостатках педагогической деятельности;

в) в отсутствии наглядно выраженных форм времени;

г) в отсутствии соответствующего внимания родителей к данному аспекту ознакомления дошкольников с окружающей действительностью.

23. Определите, какие два способа представлены для обучения сравнению множеств по количеству во второй младшей группе.

а)

Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru

б)

Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru
Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников - student2.ru  

1. приложение; 2 прикладывание; 3 наложение; 4. сложение.

24. Выберите правильный ответ. Какой этап является первым при обучении дошкольников решению арифметических задач:

а) познакомить со структурой задачи;

б) познакомить с арифметическими действиями и их записью;

в) организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами;

г) познакомить с приемами вычисления - присчитывание и отсчитывание единицу.

25. Выберите правильный ответ. Определите для какой возрастной группы представлен следующий фрагмент занятия по математике.

- Это квадрат. Повторите.

- Положите перед собой. Что это?

- Обведите пальчиком. У квадрата есть стороны. покажите стороны.

а) вторая младшая группа; б) средняя группа; в) старшая группа;

г) подготовительная группа.

26. Выберите правильный ответ. Укажите автора раздела " Математика и логика и дошкольников " в программе воспитания и обучения детей в ДОУ "Радуга".

а) А.В. Белошистая;

б) Е.В.Соловьева;

в) А. М. Леушина;

г) З.Михайлова.

27. Исключите неверный вариант ответа.

Основными дидактическими единицами раздела «Величина» по ФЭМП в ДОУ являются:

а) представления о различных величинах, их сравнения;

б) измерения (длина, ширина, высота и т.д.);

в) представления о множестве.

28.Выберите основные разделы программы ФЭМП в ДОУ:

а) «Количество и счет»;

б) « Величина»;

в) «Моделирование»;

г) « Ориентировка в пространстве»;

д) «Сенсорное воспитание»

е) « Форма»;

ж) « Ориентировка во времени».

29. Установите соответствие между программными задачами и возрастной группой:

а) учить видеть множество и выделять его элементы;

б) познакомить детей с правилами счета;

в) научить решать и составлять арифметические задачи;

г) познакомить с составом числа из единиц.

1) вторая младшая группа; 2) средняя группа; 3) старшая группа;

4) подготовительная к школе группа.

30.Прочитайте ,внимательно, педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Организую занятие по математике в старшей группе, воспитатель с помощью дежурных разложил на столы индивидуальный материал и пригласил детей на занятие. Когда дети сели на свои места, он сказал: " Сейчас у нас будет занятие, догадайтесь какое". Дети, посмотрев на материал, лежащий на столах, правильно определили вид занятия. Педагог предлагает детям вспомнить , что они делали на прошлом занятии, и говорит, что сегодня они еще раз будут сравнивать числа потому, что некоторые дети еще ошибаются." И еще,- продолжает воспитатель,- вы будете сегодня раскладывать предметы от меньшего к большему, какую форму имеют разные предметы".

В конце занятия дети рассказывают, что они делали на занятии, в чем упражнялись, что узнали нового.

Вопросы:

1. Для чего воспитатель рассказывает детям содержание предстоящего занятия? Какое значение имеют подобные методические приемы в старшем дошкольном возрасте?

2. Как вы оцениваете речь воспитателя?

3. Какие вы можете предложить варианты начала занятия?

4. Из каких разделов программы по математике наметил воспитатель задачи обучения на данном занятия.

Часть

Задание:

1.Выберите тему занятия по развитию математических представлений дошкольного возраста ( тип занятия и возрастная группа на выбор).

2.Сформулируйте задачи ( образовательные, развивающие, воспитательные), укажите наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение), продумайте организацию детей ( количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за столами и др.), предварительную работу( чтение сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.) и словарную .

3.В соответствии с поставленными задачами сделайте выбор необходимых методов и приемов для составления конспекта занятия, соотнесите с видом занятия и этапом обучения.

4.Разработайте и оформите конспект занятия , соблюдая все структурные компоненты занятия.

5.Укажите способы коррекционно - развивающей работы с детьми во время занятия , имеющими трудности ФЭМП.

3 часть

Задание: Необходимо составить программу работы по ФЭМП с одаренными детьми дошкольного возраста , определить оптимальные методы при планировании работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка.

Экзаменационная работа по МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников

Вариант 2

1. Выберите правильный ответ.

Что является предметом исследования теории и методики математического развития дошкольников:

а) всестороннее развитие личности ребенка;

б) изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических преставлений у дошкольников в условиях общественного воспитания;

в) изучение условий для создания предметно-развивающей среды, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

г) изучение условий для конструкторской деятельности.

2. Выберите правильный ответ.

Кто из перечисленных авторов является основоположником современной системы математического развития детей дошкольного возраста?

а) Е.Тихеева;

б) А.Столяр;

в) Л. Шлегер;

г) А.М. Леушина.

3.Выберите правильный ответ.

Какие из перечисленных парциальных программ дошкольного образования реализуют задачи развития математических представлений у детей?

а)А. Шатова " Дошкольник и экономика";

б)О. Князева , Р. Стеркина " Я, ты, мы".

в)Е. Курак " Экономическое воспитание дошкольников";

г) А. Горячева, Н. Ключ "Все по полочкам".

4. Выберите правильный ответ.

Исключите лишний раздел программы по формированию элементарных математических представлений:

а) «Количество и счет»;

б) «Моделирование»;

в) «Величина»;

г) «Форма»;

д) «Ориентировка в пространстве»;

е) «Ориентировка во времени».

5. Вставьте в текст «Теоретические основы понятия натурального числа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите цифры в нужном порядке.

В конце дошкольного возраста у детей должно быть сформировано понятие о том, что ________, которое получено в результате счета, зависит от избранной __________.

Только в результате длительного развития _________ деятельности и ________ мышления человек сумел _________ для каждого класса _________ эквивалентных _________, общих для всех множеств этого класса, их _________ характеристику, которую можно выразить с помощью числа

( один, два, три).

Перечень терминов:

1. практической

2. теоретического

3.число

4.меры

5.конечных

6.выделить

7.множеств

8.количественную

6. Выберите основные формы работы по математическому развитию дошкольников:

а) занятие;

б) беседа;

в) дидактическая игра;

г) подвижные игры;

д) индивидуальная работа;

е) досуг;

ж) самостоятельная деятельность.

7. Распределите примерные части хода математического занятия по порядку.

а) дидактическая игра;

б) физкультминутка;

в) математическая разминка;

г) работа с раздаточным материалом;

д) работа с демонстрационным материалом.

1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.

8. Определите для какого возрастного периода характерны представленные физиологические и психологические механизмы восприятия количества:

а) … Происходит освоение детьми счета - это длительный и сложный процесс. У детей. У детей постепенно формируется слуховой образ натурального ряда.

б) Без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку. Не осознавая структуру задачи, они не придают значения числовым данным, не понимают смысла вопроса.

1.2-3 года;

2.3-4 года;

3.4-5 лет;

4.5-6 лет;

5.6-7 лет.

9. Установите соответствие между программной задачей и возрастной группой:

1. Дети знакомятся с образованием соседних чисел и их отношениями в пределах первого пятка.

2. Формируем у детей умение считать обратным счетом.

3. Знакомим детей с цифрами 1,2,3.

4.Знакомим с составом числа из единиц.

5. Знаком с составом числа из двух меньших чисел.

6. Научить решать и составлять арифметические задачи.

а) вторая младшая группа; б) средняя группа; в) старшая группа г) подготовительная группа.

10. Выберите правильный ответ.

В каком возрасте реализуется задача формирования у детей в ДОУ представлений о многоугольниках?

а) в младшем дошкольном.

б) в среднем дошкольном.

в) в старшем дошкольном.

11. Выберите правильный ответ.

В чем заключается содержание работы по формированию временных представлений у детей в младшей дошкольной группе ДОУ?

а) формирование представлений о частях суток;

б) формирование представлений о днях недели;

в)формирование представлений о календарном годе;

г) формирование представлений о месяцах года.

12. Выберите правильный ответ.

Какая модель времени демонстрируется в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста?

а) отрывной календарь;

б) спиралевидная модель суток;

в) календарь с движущей рамкой;

г) линейная модель недели;

д) плоскостная модель суток.

13. Выберите правильный ответ.

Какие из перечисленных задач не являются арифметическими?

а) задачи на нахождение второго слагаемого по сумме и первому слагаемому;

б) задачи на уменьшение числа на несколько единиц;

в) логические задачи;

г) задачи на нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

14.Какой наглядный материал можно использовать для формирования у дошкольников представлений о составе числа?

а) "Шершавые цифры";

б) Палочки Кюизенера;

в) Блоки Дьенеша;

г) "Танграм".

15. Любое занятие должно быть законченным. Определи, в какой возрастной группе воспитатель подвел итог занятия.

… « Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».

а) вторая младшая группа; б) средняя группа; в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа.

16. Продолжите текст « Значение обучения математике».

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже сделать сам ребенок, а на то, что он может сделать ___________________________________________________.

17. Установите соответствие. Распределите методы осуществления учебно-познавательной деятельности по группам методов организации.

Методы организации Методы осуществления учебно-познавательной деятельности
1.Перцептивный аспект а) словесные методы; наглядные методы; практические методы.
2.Гностический аспект б) работа под руководством педагога.
3.Управленчиский аспект в) проблемный метод, эвристический метод.

18. Выберите правильный ответ. В чем заключается содержание работы по формированию временных представлений у детей в старшей группе ДОУ?

а) формирование представлений о частях суток;

б) формирование представлений о днях недели;

в) формирование представлений о календарном годе;

г) формирование представлений о месяцах года.

19. Какой из перечисленных принципов требует от воспитателя и детей знания математической терминологии?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип наглядности;

в) принцип систематичности и последовательности;

г) принцип научности;

д) принцип доступности.

20. Выберите правильный ответ. Определите для какой возрастной группы характерны представленные физиологические и психологические механизмы восприятия формы предмета:

Дети последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

а) вторая младшая группа; б) средняя группа; в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа.

21. Установите соответствие между программными задачами и возрастной группой:

а) учить видеть множество и выделять его элементы;

б) познакомить детей с правилами счета;

в) научить решать и составлять арифметические задачи;

г) познакомить с составом числа из единиц.

1) вторая младшая группа; 2) средняя группа; 3) старшая группа;

4) подготовительная к школе группа

22. Выберите правильный ответ. В какой возрастной группе занятие по математике заканчивается таким образом:

В конце занятия дети сами делают выводы: «Чем мы сегодня занимались?». Организовывается работа дежурных.

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа.

23. Выберите правильный ответ. Какая программная задача обучения по формированию количественных представлений реализуется в подготовительной к школе группе:

а) познакомить с составом числа из единиц;

б) познакомить с составом числа из двух меньших чисел;

в) познакомить с приемами счета с помощью различных анализаторов в пределах первого пятка;

г) научить сравнивать множества на основе счета.

24. Выберите правильный ответ. Определите какая из арифметических задач относится к виду косвенных задач:

а) " Из графина вылили 5 стаканов воды, но в нем остался 1 стакан воды. Сколько воды было в стакане?"

б)" Нина вылепила из пластилина несколько грибков и 1 мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?".

в) " Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?".

25. Установите последовательность ознакомления дошкольников с параметрами величины предмета:

а) сравнение одинаковых по величине параметров " одинаковые по длине";

б) сравнение контрастных по величине параметров "длиннее- короче";

в) знакомство с параметром: " длинный- короткий".

1 этап:_____, 2 этап:_____, 3 этап:_______.

26. Выберите правильный ответ. В какой возрастной группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке.

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная группа.

27.Выберите правильные ответы.

Основными элементами математического развития, теоретических основ методики обучения математике являются:

а) цель; б) содержание; в) методы; г) средства; д) формы организации работы.

28. Исключите неправильный вариант ответа.

При формировании представлений об объеме и измерении объема жидких, сыпучих веществ в качестве меры можно использовать.

а) стакан;

б) кружка;

в) пакет;

г) банка.

29. Выберите правильный ответ. В каком возрасте начинается работа по реализации задач развивать «чувство времени», познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом?

а) в младшем дошкольном;

б) в среднем дошкольном;

в) в старшем дошкольном.

30.Прочитайте ,внимательно, педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

На занятие воспитатель принес куклу и предлагает угостить ее конфетой, печеньем. Раздается стук в дверь, и в гости к детям приходит Красная Шапочка. Детям предлагается подумать , как можно угостить куклу и Красную шапочку, если есть только одно печенье, конфета и апельсин. Дети предлагают все разделить пополам. Воспитатель с помощью вызванного ребенка делит все угощения на две равные части, обращая внимание на то, сколько получилось частей из целого, называет каждую часть , сравнивает целое и части.

Вопросы:

1. В какой возрастной группе проводилось занятие?

2. Какие приемы обучения были использованы воспитателем?

3.Какая задача решалась в данной части занятия?

4. Какое значение имеет такая работа в ДОО?

Часть

Задание:

1.Выберите тему занятия по развитию математических представлений дошкольного возраста ( тип занятия и возрастная группа на выбор).

2.Сформулируйте задачи ( образовательные, развивающие, воспитательные), укажите наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение), продумайте организацию детей ( количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за столами и др.), предварительную работу( чтение сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.) и словарную .

3.В соответствии с поставленными задачами сделайте выбор необходимых методов и приемов для составления конспекта занятия, соотнесите с видом занятия и этапом обучения.

4.Разработайте и оформите конспект занятия , соблюдая все структурные компоненты занятия.

5.Укажите способы коррекционно - развивающей работы с детьми во время занятия , имеющими трудности ФЭМП.

3 часть

Задание: Необходимо составить программу работы по ФЭМП с одаренными детьми дошкольного возраста , определить оптимальные методы при планировании работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка.

Наши рекомендации