I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…2

I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников………………………..5

1.1 Педагогический опыт формирования математических способностей у дошкольников………………………………………………….5

1.2. Общая характеристика системы игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на развитие математических представлений дошкольников…………………………………………………………….……..10

1.3. Методика работы с палочками Кюизенера……………………….14

II. Практическая часть………………………………………………………18

2.1 Диагностика уровня математических представлений с использованием палочек Кюизенера…………………………………………18

2.2 Опытно-практическая работа с дошкольниками с использованием палочек Кюизенера…………………………………………………………......22

2.3 Анализ результатов исследования………………………………….30

Заключение ………………………………………………………………….33

Литература…………………………………………………………………..34

Приложение

Введение

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей в детском саду.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.

Актуальностью данной работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства формирования элементарных математических представлений.

Цель: выявить, как палочки Кюизенера влияют на развитие математических представлений.

Объект исследования: математические представления дошкольников.

Предмет исследования: дидактические палочки Кюизенера как средство развития математических представлений.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы использования палочек Кюизенера.

2. Изучение передового опыта использования палочек Кюизенера.

3. Изучение уровня использования палочек Кюизенера в работе с детьми.

4. Разработать проект в работе с детьми с палочками Кюизенера (перспективный план по всем возрастам).

5. Осуществить опытно-практическую работу с детьми по использованию палочек Кюизенера.

Новизна нашей работы в использовании и разработке целостной системы с использованием палочек Кюизенера.

Гипотеза: изучение теоретической основы позволяет предположить, что у дидактического пособия палочек Кюизенера более широкие возможности, что является эффективным средством в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Фидлер М., Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. и других.

Методы исследования:

1. Теоретический метод – составление каталога, чтение литературы, выписка цитат.

2. Метод эмперического исследования – документация, анкетирование, тестирование, изучение детьми работ.

3. Проведение эксперимента, организация совместной деятельности с детьми.

У дошкольников.

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста.

Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М.Леушиной.

Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка (Л.С.Выготский).

В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, А. А. Столяра, Л. И. Тихоновой и др. показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике и развитии интереса к обучению. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию.

Методы и приемы математического развития детей с помо­щью игр были разработаны 3. А. Грачевой (Михайловой), Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой и др.

Исследовались возможности использования наглядного моде­лирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количественных и функцио­нальных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моде­лированию при освоении пространственных отношений (Р. И. Го­ворова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).

Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей и логического мышления через разнообразные развивающие пособия, дидактические игры (Е.А.Носова, М.Фидлер, Н.Н.Непомнящая и др.). [16, с. 15]

Поиск путей совершенствования методики обучения матема­тике детей дошкольного возраста осуществлялся и в других странах.

М. Фидлер (Польша), Э. Дум, Д. Альтхауз (Германия) особое значение придавали развитию представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Предлагаемые ими содержание и приемы обучения (целенаправленные игры и упражнения) помогали детям овладеть умениями классифициро­вать и упорядочивать предметы по различным признакам, в том числе и по количеству.

Французские педагоги в материнских школах считали, что спо­собность к математике зависит от качества обучения. Ими была разработана система логических игр для детей разного возраста. В процессе игры у детей развивались способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации.

Во всем мире широко известна развивающая игра, разработанная бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования счетных палочек Кюизенера, расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Они предназначены для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками [14, с. 57].

Данный материал широко применяется в детских садах Венгрии, Польши, Бельгии, США, Франции и других стран. Нашим отечественным педагогам он тоже известен, но в практической работе с детьми используются ещё недостаточно. Причина в отсутствии соответствующей методической литературы и поэтому в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, основные особенности которого - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. [16, с. 17]

Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования").

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше — меньше", "больше — меньше на ...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры [14, с. 60].

Набор содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету, палочки объединяются в одно «семейство», или класс (см. табл. 1).

Таблица 1

II. Практическая часть.

Диагностические упражнения

1. «Составь число 5»

Цель: выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

Материал: цветные счётные палочки Кюизенера, 2 схемы.

Методика предъявления: 2 мальчика решили составить число 5 разными способами, а главное, чтобы не получился ковёр. Один построил так (предъявление схемы №1), другой так (предъявление схемы №2), а как построишь ты?

I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru

I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru

I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru

                   
  I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru
    I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru   I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru
    I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru
      I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников. - student2.ru
 
 
 

Схема № 1 Схема № 2

Двусторонняя лесенка»

Цель: выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

Материал: цветные счётные палочки Кюизенера

Методика предъявления: Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево)

Помоги малышу»

Цель:выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера.

Материал: цветные счётные палочки Кюизенера

Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи.

Придумай игру»

Цель:выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений.

Материал: цветные счётные палочки Кюизенера

Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.

Результаты выполненных заданий анализировались по следующим показателям:

- активность ребёнка в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, поиск способов решения задачи (вариативность, адекватность), самооценка)

- творческие проявления детей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера (самостоятельное придумывание игровых упражнений развивающей направленности (или повторение известных) и вовлечение в них детей, оригинальность, аргументированность игровых замыслов)

- принятие ребёнком ведущей роли в играх и упражнениях.

По ходу эксперимента были выявлены 3 уровня освоения детьми позиции субъекта в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.

В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.

8-10 баллов - высокий уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Самостоятельно и вариативно придумывает игровые упражнения с палочками Кюизенера развивающей направленности и вовлекает в них детей. Проявляет творчество.

4-7 баллов - средний уровень – ребёнок сразу приступает к деятельности, активен. Принимает на себя ведущую роль в играх. Недостаточно самостоятелен, требуются советы, указания, подключение взрослого к процессу. Повторяет известные способы составления игровых упражнений.

1-3 балла - низкий уровень – ребёнок не сразу приступает к деятельности. Не принимает на себя ведущую роль в играх. Низкая самостоятельность, необходима прямая помощь взрослого. Творчество не проявляет.

Критерии эксперимента.

Высокий уровень- дети, проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.

Средний уровень – дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль (роль взрослого). Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества.

Низкий уровень- сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляцией с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль (роль взрослого). На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай», не реагируют

Формы работы с родителями.

· Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4-5 лет;

· Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

· Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на математические стороны развития их ребенка);

· Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

· Состязания между командами родителей и детей (используются игры с палочками, как для детей, так и для взрослых);

· Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

· Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие математических представлений;

· Разъяснительная и образовательная работа.

Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же развивающие игры, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Родителей очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

Таким образом, используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности, а также включенные в учебно-образовательный процесс, способствовали развитию математических представлений и умственной деятельности детей. Активность детей, направленная на познание, реализовывались через систему по развитию у дошкольников математических представлений и умений, основанных на использовании игр и материалов развивающего характера, уникальных по своим возможностям цветных счетных палочек Кюизенера.

Заключение

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной для развития математических представлений дошкольников.

Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Эффективность использования наглядных пособий в качестве средств математического обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей.

Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, таким как игры с палочками Кюизенера.

Использование игр на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.

Таким образом, игры на основе Палочек Кюизенера целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений. Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера, для закрепления полученных знаний дома.

Литература

1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач.
«Дошкольное воспитание» - 2005 - №9.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста».-М.;
Просвещение, 1989.

3. Грин Р., Лаксон В. «Введение в мир числа». - М.: Педагогика, 1982.

4. Зайцев Н.А. «Письмо, чтение, счет». — М.; Гном и Д. - 2003.

5. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?: Игры и
упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д -
2006 - 64 с.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, т.1.-М.:
Учпедгиз. - 1982.

7. Ланков А.В. «К истории развития передовых идей в русской методике математики»,-М,; «Учпедгиз» -1951.

8. Логинова В.И. «Формирование умения решать логические задачи в
дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования
элементарных математических представлений в детском саду». — Л.;
1990.

9. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Гомель.

1993.-336 с.

10. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. - 2003.

11. Непомнящая Р.А.«Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)». -М.: Педагогика. - 1992.

12. Носова Е.А., Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников // Методическое пособие (Библиотека программы «Детство») -СПБ.: «Детство-пресс». - 2005.

13.Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений», -Л,; 2001,

14. Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. Дошкольное воспитание. - 2002. - №10.

15.Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представлений дошкольников».-М.: Просвещение. - 1980.

16. Фидер М. Математика ужен детском саду, - М. -1981, 159 с.

17. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

18. Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

19. Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).

20. Б.Б.Финкельштейн, Хвостова Э. «Кростики». Альбом-игра с цветными счетными палочками Кюизенера.

21. Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…». Альбом-игра (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера).

22. Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.

23. Чеплашкина И.Н. и др. Математика это интересно.

Приложение 1.

Перспективный план работы с палочками Кюизенера в средней группе

Месяц Программное содержание
Август.   Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Сентябрь.   Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память. Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д. Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение. Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Октябрь   Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память. Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи. Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине. Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
Ноябрь   Игра «Угадай-ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь. Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь. Игра-занятие «Высокий-низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Декабрь.   Игра «Один-много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память. Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память. Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Январь   Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. Игры-конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Февраль   Игра-занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности. Игра-инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Март.   Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту. Игровая деятельность: «Поможем маме-зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале. Игра «Домик для матрешки». Закрепить представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).
Апрель   Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине). Игра «Зайка». Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине). Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.
Май.   Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади. Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете. Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Приложение 2.

Ход занятия

— Давайте построим для матрешек дома из цветных палочек. Возьмите четыре оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.) А что еще бывает у дома кроме стен и крыши? (Окно, дверь, труба.) Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы? (Дым.) Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответы детей.) Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу.) Сделайте лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине? (Ответы детей.)

Возьмите три фиолетовых палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют.) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?

А теперь посадим возле дома дерево. Ствол сделаем из одной зеленой палочки, а ветви — из голубых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей.)

Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка

получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось.)

Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости.

Ход занятия

— Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы.) Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

Как вы догадались, что это поезд? (Ответы.) Ну что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу...

Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой —

Наши рекомендации