МДК.03.04. Теория и методика математического развития дошкольников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МДК.03.04. Теория и методика математического развития дошкольников

(для студентов заочного отделения)

Разработала:

Гильманова Л.В.

Набережные Челны

2013

ББК 74.102

М 54

Печатается по решению научно-методического совета ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Составитель:

Гильманова Л.В., преподаватель педагогики и частных методик ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».

Рецензент:

Яковлева А.Н., кандидат педагогических наук

М 54

Методические рекомендации по освоению предмета «методика математического развития дошкольников» / сост. Л.В. Гильманова. – Наб. Челны , 2013. – 26 с.

Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Пояснительная записка

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Целью данного методического пособия является:

создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.

Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:

- поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;

- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

- становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;

- доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

- Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

МДК.03.04. Теория и методика математического развития

Задание 1

1. Заполнить таблицу основных математических понятий

№ п/п Понятие Определение
1. Множество  
2. Операции с множеством  
3. Счет  
4. Число  
5. Величина  
6. Измерение  
7. Время  
8. Пространство  
9. Цифра  
10.    

2. Составить картотеку малых форм фольклора, в которых представлены свойства, отношения предметов.

3. Составить план работы на неделю по математическому развитию (включая занятия и игры во второй половине дня).

Задание 2

1.Составить конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (выделить методы и приемы обучения).

2.Проанализировать данное занятие.

3. Подобрать дидактические игры по всем разделам формирования у дошкольников математических представлений (количество и счет, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, величина, форма).

Задание 3

1. Законспектировать статью З.А. Михайловой, Е.Н. Носовой из журнала «Дошкольная педагогика» 2012 № 1 «Педагогическая поддержка в логико – математической деятельности».

2.Изготовить раздаточный материал по разделу «Величина».

3.Сделать подборку статей и заметок, из периодической печати о роли математики в жизни общества

Задание 4

1. Придумывание сказки (истории), в основе сюжета которой лежат углубление и расширение детских преставлений о пространственных (временных) отношениях.

2. Законспектировать статью З.А. Михайловой, Е.Н. Носовой из журнала «Дошкольная педагогика» 2011 № 9 «Компетентность педагога в логико – математическом развитии ребенка».

3. Подобрать сказки, загадки, где в основе сюжета лежит множество.

Задание 5

1.Подобрать дидактические игры и упражнения для дошкольников по составлению фигур из счётных палочек.

2. Составить задания дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

3. Подобрать и провести диагностику дошкольников по математическому развитию на предмет готовности к школьному обучению.

4. Анализ программных задач по всем разделам ММР (оформить в таблицу)

Темы контрольных работ по

Вариант 1.

Цель предматематической подготовки дошкольников в русле развивающего обучения.

Литература:

1. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

2. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.

Вариант 2.

Преемственность в развитии математических представлений между дошкольным и начальным звеном системы образования.

Литература:

1. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

2. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.

Вариант 3.

Психологические основы методологической концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.

Литература:

1. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

2. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.

Вариант 4.

Формирование и развитие логической сферы дошкольников.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Вариант 5

Подготовка педагога к проведению занятия и планирования курса математического развития в ДОУ.

Литература:

3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

4. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Вариант 6.

Индивидуальная работа с ребенком как основа развития его личности.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Вариант 7.

Работа со способными к математике дошкольниками как методологическая проблема.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Вариант 8.

Функции диагностики в дошкольном математическом образовании.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Вариант 9.

Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Вариант 10.

Формирование и развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления и математических способностей дошкольника.

Литература:

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дош. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Требования к контрольной работе

Контрольная работа– одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Эта форма самостоятельной работы студента выявляет умение применять теоретические знания на практике, помогает проверить усвоение курса перед экзаменом.

Список используемой литературы

Приложения

Объем контрольной работы строго не регламентирован, но не должен быть меньше 10 печатных страниц, оформлен в отдельную папку с титульным листом. Печать только на одной стороне листа. Текст набирается на компьютере: шрифт 14, интервал 1,5, с полями: справа 1 см, слева 3 см, сверху и снизу 2 см. Нумерация страниц в верхнем правом углу без точек и тире, начиная с третьей страницы (с введения). Выравнивание по ширине.

Текст должен соответствовать содержанию. Разделы плана нумеруются арабскими цифрами. Заголовки должны быть прописаны в тексте и выделены (оставляют интервалы до заголовка и после). Текст заголовка выполняют через один интервал. В конце любого заголовка точка не ставится.

Экзаменационные вопросы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МДК.03.04. Теория и методика математического развития дошкольников

(для студентов заочного отделения)

Разработала:

Гильманова Л.В.

Набережные Челны

2013

ББК 74.102

М 54

Печатается по решению научно-методического совета ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Составитель:

Гильманова Л.В., преподаватель педагогики и частных методик ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».

Рецензент:

Яковлева А.Н., кандидат педагогических наук

М 54

Методические рекомендации по освоению предмета «методика математического развития дошкольников» / сост. Л.В. Гильманова. – Наб. Челны , 2013. – 26 с.

Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Пояснительная записка

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Целью данного методического пособия является:

создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.

Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:

- поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;

- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

- становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;

- доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

- Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.


Наши рекомендации