Материалы для заключительной части темы
Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизненной и хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие человека и природы должно основываться на знаниях о природе. Если же люди, не зная экономических связей, начинают хозяйственную деятельность, то это приводит к экологической катастрофе, когда гибнет все живое. Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей, здоровой, надо заботиться о природе родного края.
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Тема 2. Уроки Энергоши
Цель: дать учащимся общее представление об энергии, ее источниках и энергоресурсах; понимание значения энергии в жизни человека; знать и научиться применять простейшие способы экономии энергоресурсов.
Рекомендации по проведению занятий
Общее представление об энергии учащиеся получают, наблюдая за действиями, которые требуют затрат энергии:
— движение (движущийся автомобиль, бегущие дети, перенос тяжестей);
— притяжение (магнит притягивает металлические предметы, прыгающие дети).
Учащиеся сами могут поучаствовать в демонстрации действий (попрыгать, пробежаться, потолкаться, побороться), рассказать о своих ощущениях и сделать выводы. Демонстрационные опыты на первом занятии помогут учащимся «прочувствовать» присутствие энергии в жизни человека, реально ощутить ее, научиться узнавать источники энергии. Игра-тест, проведенная в конце занятия, закрепит общее представление об энергии.
Второе занятие посвящено осознанию значения энергии в жизни человека, которое постигается учащимися посредством изучения сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце» и выполнения различных заданий к ней. При изучении сказки важно обратить внимание детей на то, что Солнце не только источник света, но и источник тепловой энергии и жизни на Земле. От значения Солнца в жизни человека можно затем перейти к значению других видов энергии и энергии вообще для людей и сделать серьезный вывод о необходимости ее экономного и бережного использования. Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос: «Как человек может экономить энергию?» Учитель корректирует и дополняет ответы детей.
На уроке знакомства со сказкой К.И. Чуковского выполняются задания по анализу содержания и инсценированию сказки. На третьем уроке предполагается выполнение коллективной творческой работы. Для этого класс делится на 4 творческие группы. Каждая группа получает задание: изготовить четвертую часть коллективного коллажа по содержанию сказки. Основа коллективного коллажа (лист бумаги с изображенными на ней рекой, горами, лесом) заготовлена для каждой группы заранее. На основу коллективного коллажа необходимо наклеить изображения героев сказки, которые выкладываются из геометрических фигур. Коллективная работа выполняется по следующему плану:
1. Отгадывание загадок о героях сказки.
2. Поиск героев сказки для своей части работы.
3. Тренировка в выкладывании изображений героев из геометрических фигур на образец.
4. Приклеивание изображений героев к заготовленной основе.
5. Составление коллективной работы из четырех частей.
После выполнения коллективной работы ставится проблемный вопрос о том, какого персонажа сказки не хватает. Речь идет о Солнце. После окончания творческой работы делаются выводы о значимости энергии в жизни человека, перечисляются способы сохранения энергии, подводится итог урока.
После этого (4 и 5 уроки) переходят к практическому применению простейших способов экономии энергоресурсов. Занятия проводятся в форме игры «Разведка бережливых дел» (описание игры приводится ниже). Четвертый урок посвящается поиску объектов экономии и бережливости с заполнением маршрутных листов и отметкой в «Дневнике бережливых дел». На пятом уроке подводятся итоги «Разведки» и обобщаются представления учащихся об энергии и простейших способах ее экономии. Итоговый контроль может быть проведен в виде игры «Найди ошибку». Игра заключается в следующем: учитель описывает бытовую ситуацию, в которой люди допускают ошибку при использовании энергоресурсов. Учащиеся должны обнаружить и исправить эту ошибку. Например, папа смотрит телевизор, а рядом включен магнитофон; в солнечный день на проспекте горят уличные фонари; мама разговаривает по телефону, а в раковине льется вода. В конце занятия учащимся предлагается внести в «Дневник бережливых дел» записи своего вклада в энергосбережение.